Дистанционное занятие для групп 101, 102, 103, 104, 105.
Тема занятия «Логично и нелогично».
1. Упражнения на поиск логических закономерностей в рядах фигур, цифр.
Закономерность — это регулярные устойчивые взаимосвязи в количествах, свойствах и явлениях объектов. В математической закономерности нужно найти алгоритм, согласно которому в цепочке чисел происходит их повторение, изменение или замещение в соответствии с установленным правилом.
В чем смысл игры?
Игры такого рода развивают умение выделять закономерности в последовательном ряде элементов. Для этого сначала нужно внимательно рассмотреть задание: сравнить соседние объекты и попробовать определить правило закономерности.
Решить задачу можно с помощью простого счета, обобщения по какому-либо признаку или простого анализа рисунка, текста или схемы.
Рассмотрим способы, которые помогут понять закономерности и последовательности в заданиях.
Инструкция по решению числовых последовательностей:
- найти разницу между двумя рядом стоящими числами;
- определить алгоритм построения последовательности;
- применить алгоритм к следующей паре чисел;
- использовать алгоритм для определения следующего числа в ряду.
Инструкция по нахождению закономерностей в заданиях с геометрическими фигурами:
- рассмотреть фигуры и разделить их, на повторяющиеся группы;
- определить какой элемент изменился в группе;
- решить, какая именно фигура отсутствует или является лишней.
Задание 1.
Найди закономерность в ряду геометрических фигур.
Задание 2.
Соблюдая закономерность, продолжи ряд чисел до 20. Сформулируй правило, которое действует в этой закономерности. Используя это правило, придумай свою закономерность.
1,3,5,7, …, …,
Задание 3.
Найди закономерность и продолжи последовательность.
2, 3, 5, 8, …, …, …, …
Задание 4.
Рассмотрите картинку и найдите закономерность в задаче.
Задание 5.
Найди закономерности и продолжи цепочки.
Задание 6.
Найди закономерности и вставь пропущенные звенья цепочки.
Упражнение «Запомни пару слов».
В первом ряду связь в парах поверхностно-звуковая: слова начинаются с одной и той же буквы. Во втором ряду между словами в парах связь конкретная смысловая, в третьем ряду – понятийная смысловая. Примерные варианты наборов слов:
1. Связь внешняя (слова начинаются с одной и той же буквы):
1. Кран – книга
2. Спичка – собака
3. Дырка – дерево
4. Пустыня – посуда
5. Соль – сахар
6. Новость – носки
7. Кожа – капуста
8. Воротник – встреча
9. Лягушка – линия
10. Обида – одуванчик
11. Листопад – лицо
12. Санки - справедливость
13. Ключ – клапан
14. Перо – поступок
15. Гиря голос
2. Связь конкретно-смысловая.
1. Вода – стакан
2. Лужа – грязный
3. Зима – коньки
4. Кисель - варить
5. Бабушка – очки
6. Медуза – море
7. Город – улица
8. Лопата – снег
9. Веселый – цирк
10. Кровать – больной
11. Утро – петух
12. Чайник – обед
13. Разбить – ваза
14. Ванна – полотенце
15. Лес – ландыш.
3. Понятийно смысловая связь
1. Часы – календарь
2. Дерево – дуб
3. Почта – связь
4. Головастик – цыплёнок
5. Фундамент – крыша
6. Транспорт – велосипед
7. Музей – библиотека
8. Сарафан – одежда
9. Хор – балерина
10. Шашки – игра
11. Пассажир – покупатель
12. Размер – длинна
13. Нора – гнездо
14. Испуганный – радостный
15. Ходьба – движение.
Слова зачитываются с интервалом в 3 секунды между парами. Задание: в каждой паре запомнить только второе слово, а первое слово нужно использовать как средство для запоминания второго. Через 5 секунд после чтения всех 15 пар слов приступают к воспроизведению. Для этого называется только первые слова в каждой паре, причем слова зачитываются в новой, случайной последовательности, с интервалом в 5-6 секунд (если обучающийся воспроизводит слова вслух при индивидуальном исследовании) или около 10 секунд (если воспроизведение письменное).
1. В каждой серии подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибок.
2. Составить свободную таблицу результатов воспроизведения во всех трех сериях.
№ серии | Количество воспроизведении | |
правильных | неправильных | |
1. | ||
2. | ||
3. |