Классификация норм права.




Классификация как одна из методологических проблем занимает особое место в современной науке. Классификация представляет собой сложный механизм, естественный инструмент познания реальной действительности, своеобразный источник знания о ней.

С помощью классификации происходит теоритическое осмысление различных правовых явлений и устанавливается их соответствие эмпирическому материалу. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что классификация имеет важное теоретическое и практическое значение, так как является одним из элементов человеческой деятельности, в том числе и научной. Именно поэтому перед исследователями рано или поздно встает вопрос о необходимости классификации тех или иных явлений общественной жизни.

Классификация норм права, то есть подразделение на виды, способствующие более глубокого их познанию, выявлению у них каких-то специальных особенностей отличающих их друг от друга. Классификация норм права может быть осуществлена по разным основаниям.

Мы остановимся на классификации, которую предлагает Мелехин А.В. В юридической науке в зависимости от отрасли различаются нормы государственного, административного, трудового, колхозного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

По специфичеким юридическим функциям или по их роли в правовом регулировании нормы права делятся на регулятивные, правоохранительные и специализированные.

Регулятивные и правоохранительные нормы служат самостоятельной основой возникновения правоотношений.

Правоохранительные нормы предусматривают меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений. Они рассчитаны на неправомерное поведение людей и всегда содержат санкции. Взаимодействие регулятивных и правоохранительных норм заключается в том, что первые регулируют положительные действия людей, а вторые выражают отрицательную реакцию государства на их неправомерное поведение. Они направлены на охрану регулятивных норм и несут в себе государственное принуждение. Правоохранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав. …

Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений. Эти нормы рассчитаны на правомерное поведение людей и составляют большинство норм права.

Так, например регулятивные нормы Гражданского Кодекса РФ (гл. 13-19) определяют форму и объекты собственности, порядок приобретения прав собственности, отчуждение собственности и т.д., то охранительные нормы Гражданского Кодекса РФ, предусматривают способы защиты прав собственности, а правоохранительные нормы Уголовного Кодекса РФ предусматривают наказания за посягательство на право собственности (158 УК РФ).

Регулятивные нормы, в свою очередь, по характеру правил поведения подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Управомочивающие нормы предоставляют участникам общественных отношений права на совершение определенных положительных действий. Например ст. 301 ГК РФ, гласит, что «собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения». Социальный смысл управомочивающих норм заключается в предоставлении гражданам и другим субъектам права определенной и гарантированной государством возможности поведения.

Управомочивающие нормы отражают различия между государством и иными институтами гражданского общества. Например, в отношении граждан действует норма международного права, в которой определяется, что гражданам разрешено все, что не запрещено. В то же время государственным служащим разрешены только те действия, которые определены рамками их должностных полномочий.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность совершать определенные активные действия.

Так, например, согласно ст. 57 Конституции РФ «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». В нормах данного типа достаточно указать только на содержание обязанности.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий. В отличие от обязывающих они требуют воздерживаться от совершения тех или иных действий. Примером может служить п. 2 ст. 22 Конституции РФ которая запрещает задерживать лицо на срок более 48 часов «До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов».

Прообразом норм такого вида было понятие «табу», действовавшее в первобытном обществе. По своей природе запретительные нормы носят профилактический характер и направлены на предупреждение возможных правонарушений под страхом применения юридического наказания. Исходящие от государства запреты адресованы, в первую очередь, не всем, а только гражданам, склонным к совершению правонарушений. С их помощью осуществляется обеспечение безопасности и охрана общественного порядка. Эти нормы носят конкретный характер.

Специализированные нормы содержат предписания, обеспечивающие понимание и действие как регулятивных, так и правоохранительных норм.

Среди специализированных норм права можно выделить общезакрепительные (конститутивные), дефинитивные, декларативные (целеустановительные), коллизионные и оперативные нормы. Они не могут быть самостоятельной основой для возникновения правоотношений. Поэтому носят дополнительный характер.

Общезакрепительные нормы закрепляют, фиксируют в обобщенном виде определенные состояния общественных отношений.

Дефинитивные нормы закрепляют определенные юридические понятия, использование которых в официальном обороте создает юридически значимые конструкции и конкретные виды правоотношений. Так, статья 7 Налогового Кодекса РФ, дает определение понятия налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Декларативные нормы провозглашают задачи, принципы той или иной правовой деятельности, правовых норм. Таковой является, например, норма ст. 1 ГК РФ, закрепляющая задачи Гражданского кодекса.

Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора и применения конкретных правовых норм из нескольких. Кроме того, коллизионные нормы призваны решать столкновение норм, разрешение конфликтных и предконфликтных ситуаций.

Так согласно ч. 2 п. 2 ст. 7 ГК РФ «если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора».

Оперативные нормы. С их помощью из действий системы права изымаются устаревшие нормы и вводятся новые.

По характеру обязательности и степени категоричности нормы права могут быть подразделены на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы содержат категорические предписания. Они не могут быть изменены участниками конкретных общественных отношений. Формами выражения императивности правовых норм являются категоричность предписаний, а также определенность количественных и качественных условий применения и способа их реализации.

Диспозитивные нормы содержат такие правила поведения, которые действуют лишь постольку, поскольку участники общественных отношений не установили для себя в этих отношениях иного правила поведения. Они рассчитаны на отсутствие соглашения между сторонами по определенным вопросам, и их диспозиция формулируется по схеме: «Должно быть то, если иное не установлено законом или договором».

Диспозитивной является, например, норма, ч. 1 ст. 681 ГК РФ «Текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения».

Диспозитивность является общеправовой категорией. Свойство диспозитивности проявляется в различных отраслях права, относящихся как к частному, так и к публичному праву. В то же время характер диспозитивности в каждой отрасли права имеет свои особенности.

По сфере или объему регулирующего действия нормы права подразделяются на общие, специальные и исключительные.

Общие нормы регулируют общественные отношения определенного рода, а с пециальные - соответствующий вид данных отношений и исключительные. Иначе говоря, общие регулируют более широкий круг общественных отношений, применяя достаточно высокую меру их обобщения. Специальные нормы содержат более детализированные предписания по сравнению с общими нормами, ибо полнее учитывают особенности общественных отношений.Так, например, согласно ст. 196 ГК РФ «Общий срок исковой давности устанавливается в три года». А ч. 1 ст. 725 ГК РФ устанавливает специальный срок исковой давности при предъявлении требований в отношении качества работ по договору подряда «Срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, составляет один год…».

Исключительные нормы делают изъятия из общих и специальных норм. В отличие от специальных норм, регулирующих общественные отношения в соответствии с общими нормами, как бы в одном с ними русле и направлении, исключительные нормы предусматривают предписания, противоположные общим и специальным нормам, т.е. представляют собой исключения из правил.

Несмотря на относительность, разграничение общих, специальных и исключительных норм имеет не только познавательное, но и непосредственно практическое значение: при разрешении каждого конкретного дела наряду с общими установлениями требуется руководствоваться специальными и исключительными нормами.

В ст. 208 ГК РФ перечисляются случаи, когда исковая давность не применяется «требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом; требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов; требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения…» данная норма является исключительной.

Нормы по объему их действия еще могут быть разграничены на общие и местные. Так, общими будут нормы, распространяющиеся на лиц независимо от того, на какой территории лица находятся или в состав какой организации они входят. Например, п. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права…». Местными нормами называются те нормы, которые действуют в отношении лиц только в том случае, если лица находятся на определенной территории. Например, п. 1 ст. 98 Конституции Российской Федерации определяется, что «члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий…».

Отраслевые нормы права предназначены регулировать общественные отношения определенного вида, в рамках конкретной отрасли права (нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, семейного, финансового и иных отраслей права).

По мнению Мелехина А.В. близкие к отраслевым можно отнести корпоративные нормы права. Они издаются и действуют в сфере государственного управления федеральными органами исполнительной власти, обладающими не только надведомственными, но и ведомственными полномочиями.

По методу правового регулирования нормы права подразделяются на поощрительные и рекомендательные.

Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения).

В юридической литературе принято выделять рекомендательные нормы, под которыми понимаются содержащиеся в государственно-правовых актах рекомендации, наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений, обращенные к тем или иным общественным организациям. В качестве примера таких норм можно привести рекомендации плательщикам энергоресурсов.

В законодательстве, юридической практике и литературе принято различать нормы материального и процессуального права.

Материальное право - специфическое юридическое понятие, содержащее правовые нормы, предназначенные различными способами упорядочивать поведение субъектов права в различных сферах общественной жизни. Объектом материального права являются общественные отношения различного вида.

Нормы материального права регулируют содержательную сторону реальных общественных отношений, служат мерой юридических прав и обязанностей их участников. Такие нормы регулируют социальные, политические, имущественные и иные отношения. Они определяют права и обязанности субъектов права, а также содержательную характеристику правоотношений, возникающих между государством и гражданами (населением) в рамках регулятивных и охранительных правоотношений. При помощи материально-правовых норм определяются система, структура и компетенция органов государственной власти. Эти нормы образуют правовую основу, необходимую для функционирования общества и государства.

Процессуальное право - совокупность правовых норм, определяющих процедуру применения материального права (рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дела об административных правонарушениях и дела, рассматриваемые в порядке конституционного судопроизводства).

Нормы процессуального права регулируют процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав и законных интересов участников общественных отношений. Так, наряду с известными отраслями материального права существуют гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право и арбитражно-процессуальное право.

Большинство правовых норм, содержащих санкции за совершение правонарушений, применяются с обязательным соблюдением устанавливаемых процедур. Такая форма их реализации призвана обеспечивать выяснение истины по делу, обоснованность и законность принимаемого решения уполномоченными на это властными структурами.

В отличие от материальных норм процессуально-правовые нормы основным своим предназначением имеют определение юридических способов охраны, защиты и восстановления нарушенной правовой основы функционирования общества и государства.

Классификация видов норм права может осуществляться и по их юридической силе. Такой критерий деления способствует установлению возможных противоречий между ними. Чаще всего такое бывает при выходе за рамки имеющихся полномочий органов государственной власти и должностных лиц, которые принимают нормативный правовой акт.

Относительно недавно с признанием института частной собственности в Российской Федерации стали признаваться нормы частного и публичного права. Такое деление, известное еще римскому праву, связано с определением отражения интересов отдельных лиц (и их объединений), а также интересов общества (сферы действия государственной власти, органов правосудия). Специалистами отмечается, что официальное признание таких норм права отражает наличие элементов гражданского общества.

Рассмотренные классификации не исчерпывают всех возможных разграничений правовых норм, которые могут быть подразделены и по другим основаниям. Например, по времени действия они бывают: общие - устанавливаются на неопределенный срок действия; временные - устанавливаются на определенный срок (военное или чрезвычайное положение, период военного времени, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций).

 


Заключение

 

Итак, подведем итого данной курсовой работы. В данной работе рассорены основные понятия и признаки норм права, отражены различные взгляды ученых на само понятие «норма права». Можно сделать вывод, что, не смотря внешне различные определения даваемые нормам права, ученые сходятся к единой мысли в ее определении - это веление, выраженное в государственно властном предписании, и адресованное неопределенному кругу лиц.

Рассмотрена структура правовой нормы. Выделены две позиции ученых на данную проблему, выраженные в двучленном и трехчленном строение правовой нормы. В ходе данной работы можно сделать вывод, что обе теории имеют место и из них нельзя выделить главенствующею или наиболее правильную.

При рассмотрении третьего вопроса, касаемого классификации норм права, представлена классификация которую дает Мелехин А.В. Данная классификация наиболее полно по нашему мнению отражает многообразие норм права.

 


 

Библиография

1. Конституция РФ.

. Гражданский кодекс РФ.

. Налоговый Кодекс РФ.

. Семейный Кодекс РФ.

. Уголовный кодекс РФ.

. Бабаев В.К. Общая теория права: Курс лекций. Н. Новгород, 1993.

. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. Москва, 1998.

. Доржнев А.Б. Теория государства и права: Учебное пособие. Улан-Уде, 2005.

. Голунский С.А., Строгович М.С. Теория государства и права. Москва, 1940.

. Корево Е.В. Виды классификаций в международном праве: Журнал Международное публичное и частное право. №5. 2010.

. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Санкт-Петербург, 1909.

. Лазарев В.В. Теория государства и права: Учебник. Москва. 2012.

. Марченко М.Н. Теория Государства и Права: Учебник. Москва, 1996.

. Марченко М.Н. Теория Государства и Права: Курс лекций. Москва, 1995.

. Марченко М.Н. Теория Государства и Права: Учебник. Москва 2009.

. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория Государства и Права: Учебник Москва, 2004.

17. Милехин А.В. Теория Государства и Права: Учебник. Москва, 2009.

18. Нерсесянц В.С. Право и закон. Москва, 1983.

. Пиголкин А.С. Общая теория права: Учебник. Москва, 1994.

. Радько Т.Н. Теория Государства и права в схемах и определениях: Пособие. Москва, 2011.

. Черданцев А.Ф. Специализация и структура норм советского права. Москва, 1970.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: