Музейно-образовательная программа
«Музей – школе»
Музей истории Пермского района является важным источником и транслятором знаний об истории Пермского района, края, его особенностях, об окружающем мире и может, как никто другой подтвердить свой рассказ вещественным материалом. Музей обладает возможностью передачи знаний через непосредственный контакт с подлинником, что превращает его в уникальную образовательную среду.
Музей за время своей работы сформировал уникальные фонды, раскрывающие историю Пермского края. Накоплен опыт работы с разными возрастными категориями. Программа, призвана решить вопрос системности занятий, музея истории Пермского района, с самой многочисленной категории посетителей – детей.
Цели программы:
- организация продуктивного взаимодействия музея с системой образования (Школы, детские сады Пермского района на всех ее ступенях – дошкольной, школьной, средне-специальной);
- развитие исторического сознания учащихся и их активного эмоционально-личностного отношения к ценностям истории и культуры района посредством знакомства с музеем, его предметным миром.
Программа направлена на решение следующих задач:
• сформировать целостное представление у детей о малой родине, об особенностях края: природных, исторических, культурных, социально-экономических;
• показать взаимосвязь общей истории, истории страны и истории края;
• способствовать формированию представлений у детей об историко-культурном наследии;
• систематизировать и закрепить материал, преподаваемый в учреждениях образования;
• способствовать формированию у детской аудитории исследовательского интереса к окружающему миру и развитию творческого, ассоциативного мышления, расширению кругозора;
|
• наладить взаимодействие музейного сотрудника и педагога.
Программа «Музей - школе» опирается на сотрудничество музейных сотрудников с учителями, воспитателями, администрацией образовательных учреждений. Приобретаемые в процессе музейного обучения навыки дают возможность школьному учителю и воспитателю детского сада стать инициатором, организатором и вдохновителем общения ребенка с историко-культурным наследием района и музеем.
Программа «Музей - школе» ориентирована на творческое взаимодействие музейного и школьного педагогов. Программа представляет собой комплекс музейных занятий, экскурсий, лекций, мастер-классов, игровых программ разбитых по возрастам и объединенных общими разделами. Педагог в зависимости от возраста детей, темы, выбирает занятие или несколько занятий, которые затем проводятся для детей в музее и в школе.
Раздел 1 «Знакомство с музеем»
Раздел направлен на знакомство школьников с музеем, знакомство с экспозициями музея.
Тема | Форма работы | Классы | Примечание | |
Знакомство с экспозициями музея, интересными экспонатами | Экскурсия в музее | с 1 - 11 | В течение года | |
Знакомство с экспозициями музея, интересными экспонатами | Выездная лекция-выставка в школу | с 1-11 | В течение года |
Раздел 2 «Приобщаясь к истокам»
Раздел посвящен этнографии. Музейные занятия, экскурсии, лекции, мастер-классы, рассказывают об особенностях быта крестьян Пермского района, о народных традициях и костюме.
|
Тема | Форма работы | Классы | Примечание. | |
Мифология | 1. Лекция «Духи древних славян» Разработано (маленький тест по окончании) 2.Мастер-класс «Изготовление оберега» (2 группы) 3. Игровая программа «В гостях у сказки» (разработано) | 1-5 | Январь, февраль | |
2. | В гости в деревенскую избу (знакомство с предметами крестьянского быта) | 1. Лекция «Мой дом – моя крепость» (строительство избы/разработано) 2. Игра-занятие «Посиделки с домовенком» (застольные конкурсы, загадки, и тд) 3. Мастер-класс (приглашенный специалист) | 1- 5 | Март, апрель |
3. | Быт русских крестьян | 1. Лекция «Быт и занятия русских крестьян» (разработано) 2.Мастер-класс (девочки/мальчики) ( 3. Интерактивная игра «Своими руками» (внутримузейное занятие) | 1 -5 | Май, июнь |
4. | Волшебные творенья женских рук | 1. Лекция «Народные женские промыслы» 3. Мастер-класс (приглашенный специалист) | 1-5 | Сентябрь-октябрь |
5. | История крестьянского костюма | 1. Лекция «Одежда русских крестьян» 2. Мастер-класс «Одень крестьянина» (мальчики/девочки) 3. Интерактивное занятие «Как рубашка в поле выросла» | 1 – 5 | Сентябрь, октябрь |
6. | Календарные праздники крестьянина | 1. Лекция «Праздничный годовой цикл» 2. Мастер-класс (пасхальное яйцо, рождественские маски) 3. Игровая программа «Веселый хоровод» | 1 – 5 | Ноябрь, декабрь |
7. | Кукла | 1. Лекция «Народная обрядовая кукла» (разработано) 2. Мастер-класс «Изготовление куклы «Зайка-неболейка» (разработано) | 1 - 5 | Январь, февраль |