Лабораторное занятие (2 часа)
Работа в читальном зале библиотеки.
Задание:
1. Просмотреть несколько номеров журнала «Наука и жизнь», дать обзор научных открытий и научной полемики, представленных в данных номерах журналов.
Планы семинарских занятий
Семинар 1 (2 часа)
Тема 1. Наука как культурный и социальный феномен.
1. Наука как система знаний, как процесс получения
нового знания, как социальный институт и как особая область культуры.
2. Основные стороны бытия науки. Характеристика науки.
3. Наука и философия. Наука и искусство.
4. Функции науки в жизни общества: наука как мировоззрение, как
производительная и социальная сила.
5. Роль науки в современном образовании и формировании
личности.
6.Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Перспективы цивилизации и развития научного знания.
Тема 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
1. Проблема возникновения науки. Основные этапы развития науки.
2. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах.
3. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого. Западная и восточная средневековая наука. Наука эпохи Возрождения,
особенности стиля мышления, основные персоналии и достижения. Вклад науки
Средневековья и Возрождения в европейскую научную традицию.
Рождение экспериментального естествознания в Новое время. Формирование
идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам.
Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с
математическим описанием природы. Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая
роль науки в новоевропейской культуре. Развитие научного знания в XVIII - XIX веках:
персоналии и основные достижения. Дисциплинарное развитие науки в XIX веке. Кризис
в физике на рубеже веков и его роль в развитии науки XX века.
Наука XX века: основные достижения и переход к неклассической науке. Научно –
техническая революция и ее влияние на характер развития науки в ХХ веке. Изменение
места науки в развитии общества. Социальные последствия научно – технической
революции.
Тема 3. Структура научного знания и его основные элементы.
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов
научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения.
Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Процедуры формирования
факта. Проблема теоретической нагруженности факта. Мера автономии в существовании
эмпирического знания и его связь с теоретическими предпосылками. Теоретический
уровень научного исследования, его специфика, задачи и функции. Теоретическое
исследование как процесс вычленения нового мысленного содержания знания, не
сводимого к эмпирическому знанию. Метатеоретический или парадигмальный уровень
знания, его природа, специфика и регулятивные функции в познании. Основания науки.
Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Научная картина мира.
Исторические формы научной картины мира. Философские основания науки. Роль
философских идей и принципов в обосновании научного знания.
Тема 4. Методология научного исследования.
Метод и методология. Предмет и структура методологии науки. Классификация
методов. Методы эмпирического и теоретического познания. Гипотеза как форма
развития научного знания. Эксперимент, его виды и функции в научном познании.
Научные законы и их классификация. Научная теория и ее структура. Идеализация как
основной способ конструирования теоретических объектов.
Индукция как метод научного познания. Индукция и вероятность. Дедукция как
метод науки и его функции. Моделирование как метод научного познания. Метод
математической гипотезы. Интерпретация как метод научного познания, ее функции и
виды. Методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез и теорий.
Методы и модели научного объяснения, понимания и предсказания. Методы социально-
экономического и социально-гуманитарного исследования. Характерные особенности
системного метода исследования. Самоорганизация и эволюция систем. Системный метод
и современное научное мировоззрение.
Тема 5. Рост и развитие научного знания. Современные концепции развития науки.
Кумулятивисткая модель развития знания, ее сущность и основные представители.
Гносеологические основания этой концепции. Кумулятивизм о соотношении
эволюционных и революционных изменений в науке: трактовка научных революций в
кумулятивизме. Концепция роста научного знания К. Поппера. Теория трех миров как
философское обоснование концепции Поппера. Концепция развития знания И. Лакатоса.
Методологические основания его модели: методология исследовательских программ и ее
сущность. История науки и ее рациональная реконструкция. Борьба программ как стимул
в развитии научного знания. Критическая оценка концепций Поппера и Лакатоса в
современной литературе.
Развитие научного знания в свете основных идей Т. Куна. Нормальные и
экстраординарные периоды в развитии науки. Научная революция как смена парадигм.
Проблема соизмеримости знания в ходе революционных изменений. Трактовка Куном
характера революционных изменений в науке. «Методологический анархизм» П.
Фейерабенда. Методологический принцип пролиферации научных теорий. Концепция
«неявного знания» М. Полани. Значение работ Т. Куна и М. Полани для смены
исследовательских программ в сфере истории и философии науки.