Структурные элементы курсового проекта




Базы данных

Методические рекомендации к выполнению

Курсовой работы


СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения………………………………………………………………………….  
1.1. Понятие и значение курсовой работы в изучении дисциплины «Базы данных» …..  
1.2. Цель и задачи курсовой работы…………………………………………………………  
1.3. Порядок выполнения и защиты курсовой работы……………………………………..  
2. Требования к содержанию курсовой работы…………………………………………….  
2.1. Структурные элементы курсовой работы………………………………………………  
2.2. Содержание структурных элементов курсовой работы……………………………….  
3. Примерный перечень теоретических вопросов ………………………………………….  
4. Примерная тематика курсовых работ……………………………………………………..  
4. Требования к оформлению курсовых работ……………………………………………...  
4.1. Общие правила оформления……………………………………………………………  
4.2. Оформление титульного листа………………………………………………………….  
4.3. Оформление аннотации, содержания, введения и заключения………………………  
4.4. Оформление основной части курсовой работы………………………………………..  
4.5. Оформление ссылок и формул………………………………………………………….  
4.6. Оформление таблиц и рисунков………………………………………………………...  
4.7. Оформление перечислений……………………………………………………………...  
4.8. Оформление списка использованных источников……………………………………..  
4.9. Оформление приложений…………………………………………………………. …...  
Приложение А. Образец оформления титульного листа курсовой работы……………….  
Приложение Б. Образец оформления задания на курсовую работу………………………  
Приложение В. Образец оформления отзыва научного руководителя ………………….  
Приложение Г. Образец оформления аннотации к курсовой работе …………………….  
Приложение Д. Образец оформления содержания курсовой работы……………………..  

 


Общие положения

Понятие и значение курсовой работы в изучении дисциплины «Базы данных»

Курсовая работа по дисциплине «Базы данных» является итогом изучения курса и имеет целью закрепление навыков, приобретенных студентами на теоретических занятиях и лабораторных работах по данному курсу.

Перед выполнением курсовой работы студент должен изучить теоретические основы баз данных и изложить теорию согласно выбранному варианту вопроса в теоретической части работы.

 

Цель и задачи курсовой работы

 

Целью выполнения курсовой работы является применение студентом полученных теоретических знаний и практических навыков в проектировании и реализации реляционных баз данных в конкретной СУБД и разработке приложения, использующем динамические запросы на языке SQL.

В рамках курсовой работы предполагается выполнение ряда задач:

1) анализ процессов и структур данных конкретной предметной области,

2) создание, модификации, заполнение, индексирование базы данных, разработки интерфейса.

Отдельной задачей, общей для всех студентов вне зависимости от темы конкретного исследования, является следование формальным требованиям к оформлению курсовой работы.

Такой подход обусловлен тем, что одним из важнейших элементов культуры производства является умение грамотно и ясно излагать свои мысли, в соответствии с существующими стандартами, максимально используя при этом все возможности компьютерной техники и программного обеспечения.

 

 

Порядок выполнения и защиты курсовой работы

 

 

Выбранная студентом тема курсовой работы из списка рекомендуемых тем, утверждается научным руководителем.

Курсовая работа выполняется студентами всех форм обучения в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса. Законченную курсовую работу студент представляет научному руководителю не позднее даты, установленной при утверждении темы. Научный руководитель проверяет представленную работу, удостоверяя допуск работы к защите своей подписью на титульном листе в случае, если работа удовлетворяет всем предъявляемым к ней требованиям, либо возвращает ее на доработку. Допущенная к защите работа сдается на кафедру, о чем лаборант (методист) делает соответствующую запись в регистрационной книге. На кафедре работа хранится до даты защиты, назначаемой в зависимости от количества в группе допущенных к защите проектов.

Высокая оценка зависит не только от качества выполненной работы, но и от умения студента защитить ее, сначала выступая с сообщением, а потом отвечая на вопросы преподавателя.

Защита курсовой работы происходит на персональном компьютере. Студент демонстрирует работу приложения, отвечает на вопросы преподавателя, выполняет задание, данное преподавателем. При оценке курсовой работы преподаватель учитывает грамотное выполнение и оформление работы, уровень самостоятельности студента, творческий подход к выполнению работы, умение ориентироваться в справочной системе и решать возникшие проблемы.

 

Требования к содержанию курсового проекта

 

Структурные элементы курсового проекта

 

Структурными элементами курсового проекта являются:

– титульный лист (образец в приложении А);

– задание кафедры (образец в приложении Б);

– отзыв научного руководителя (образец в приложении В);

– аннотация (образец в приложении Г);

– содержание (образец в приложении Д);

– введение;

– основная часть

– заключение;

– список использованных источников;

– приложения (при необходимости).

Все перечисленные элементы, кроме приложений, являются обязательными. При отсутствии в структуре курсовой работы любого из обязательных элементов он не принимается к рассмотрению.

Содержание структурных элементов курсовой работы

 

Титульный лист является первой, ненумеруемой страницей курсовой работы. Аннотация и содержание оформляются в соответствии с требованиями стандарта СТО 02069024.101-2010 Работы студенческие. Общие требования и правила оформления.

Раздел «Введение» включает краткое описание предметной области, цель проектирования и создания базы данных и приложений, предполагаемые средства проектирования и результаты их применения.

Студент получает практическое задание согласно варианту, в котором кратко описана предметная область будущего приложения базы данных, очерчены функции и задачи, подлежащие автоматизации. Это – исходная постановка задачи, которая в последствие будет уточняться и расширяться на этапе проектирования базы данных. Сначала студент самостоятельно или с помощью преподавателя уточняет предметную область, выявляя семантические требования и конкретизируя функции, которые будут реализовываться данным приложением. Полученное описание должно охватывать весь круг решаемых задач, требований и ограничений, которые имеют место в данной предметной области. Эта информация позволяет построить получить подробное описание будущей базы данных.

На следующем этапе в результате системного анализа студент выявляет основные сущности и связи между ними, стараясь охватить весь круг решаемых задач и учесть имеющиеся ограничения и требования. Данный этап заканчивается построением инфологической модели проекта. Для изображения инфологической модели используется ER- диаграмма. ER- диаграмма должна быть обязательно утверждена преподавателем.

По полученной ER- диаграмме проектируется реляционная схема базы данных, где все сущности и связи отображаются в виде двумерных таблиц, для каждой таблицы определяется первичный ключ, состоящий из одного атрибута или из набора атрибутов. Для связанных таблиц устанавливаются внешние ключи связи. Определяются и проставляются на схеме мощности связей. В качестве инструментария выбрана настольная СУБД Microsoft Access, входящая в состав интегрированного пакета Microsoft Office. Для отображения полученной схемы в удобном графическом виде можно воспользоваться окном схемы базы данных MS Access. Полученная схема базы данных должна быть приведена, как минимум, к третьей нормальной форме. Студент должен выявить имеющиеся функциональные зависимости между атрибутами и доказать, что схема базы находится в третьей нормальной форме или в нормальной форме Бойса- Кодда.

Заключительный этап проектирования – построение физической модели базы данных. Здесь определяется структура каждой таблицы, которая включает перечень полей, типов, индексов, дополнительных установок (значений по умолчанию, условий на вводимое значение, способов подстановки данных в отдельные поля, комментарии и т.д.).

После создания проекта базы данных начинается наполнение таблиц реальными данными. Студент должен определить последовательность заполнения таблиц, т.к. одни таблицы (дочерние) требуют наличие значений в других таблицах (родительских).

Затем студент приступает к созданию форм ввода, редактирования и удаления данных для всех таблиц. Необходимо создать несколько форм для поиска информации по некоторым полям таблиц согласно конкретной предметной области. Форма должна также автоматизировать работу некоторого сотрудника, для которого данное приложение и создается. Подчиненные или связные формы используются для просмотра информации одновременно из родительских и дочерних таблиц, а также для вычисления автоматических сумм по набору значений.

Исходя из требований предметной области, студент должен определить, какие запросы потребуются для решения различных задач:

· просмотр данных из нескольких таблиц одновременно,

· вычисление выражений на основе данных из таблиц или других запросов,

· анализ данных с помощью перекрестных запросов,

· поиск данных на основе значения поля со списком или с помощью параметрических запросов,

· вспомогательные запросы для построения отчетов по отдельным записям или по группе записей,

· запросы с группировкой данных и др.

Студент должен составить с помощью Мастера или Конструктора несколько отчетов исходя из описания постановки задачи. Отчет должен наглядно показать и подытожить автоматизацию работы сотрудника некоторой организации. Именно отчет является итогом работы данного приложения, выходным документом, по которому оценивается и проверяется деятельность организации. Отчет может касаться выдачи информации

а) по некоторому одному объекту, например, счет- фактура, справка сотруднику, квитанция об оплате заказа, расчетный листок о зарплате за месяц, выписка штрафа и т.д.,

б) по группе записей, например, прайс- лист товаров, итоги продаж по месяцам, годам, товарам, клиентам и т.д.

Заключительным этапом выполнения курсовой работы должна быть сборка готового приложения. Студент должен разработать структуру интерфейса, продумать основные разделы главной кнопочной формы, которая открывается при запуске приложения. По каждому разделу в свою очередь должна открываться дочерняя форма, открывающая необходимые пункты обработки информации. При закрытии какой-либо вложенной формы приложение должно переходить на форму более высокого уровня. Необходимо предусмотреть все кнопки, реализующие различные ситуации, возникающие в реальной жизни. Для создания готового приложения можно воспользоваться Диспетчером кнопочных форм, находящегося в перечне служебных программ меню Сервис.

После того, кода полностью готово все приложение, студент может установить параметры запуска в меню Сервис, где задается имя главной формы, которая открывается при запуске приложения, и другие параметры.

В заключении студентом делается вывод о том, какие теоретические вопросы были им изучены в процессе выполнения курсовой работы, какая база данных была спроектирована и какие функции предметной области были автоматизированы. Как реализовано оформление отчетности. Следует сделать вывод о достоинствах данной работы и сформулировать перспективы ее развития в будущем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: