Тема 3. Альтернативы транспортировки и выбор способа транспортного обеспечения товародвижения
Тема 4. Технологические схемы доставки грузов и пассажиров как основа транспортно-логистических систем
Лабораторная работа №2
«Выбор технологической схемы доставки груза»
Цель работы – определение оптимального варианта доставки груза автомобильным транспортом на основе использования критерия минимума затрат на транспортировку товара.
Фирма N, занимающаяся организацией и осуществлением экспедирования и перевозок экспортных, импортных и транзитных грузов, заключила контракт на доставку Q т нефтепродуктов от Ачинского нефтеперегонного завода (Красноярский край) на новую нефтебазу, построенную на территории Монголии в г. Тэс-Сомон.
Сеть железных и автомобильных дорог в регионе, схема расположения транспортных предприятий, перевалочных нефтебаз и нефтебаз получателя представлена на рис. 3. Числами на схеме показаны расстояния между объектами, выраженные в километрах.
Транспортировка осуществляется в два этапа.
Первый этап: железнодорожным транспортом от Ачинска до нефтебаз Минусинска или Абазы. Стоимость доставки нефтепродуктов по железной дороге от Ачинского нефтеперегонного завода до этих нефтебаз является одинаковой, на расчеты влияния не оказывает и не учитывается.
Второй этап: автомобильным транспортом до Тэс-Сомона. Для обеспечения этих поставок фирма N заключает контракты с автотранспортными предприятиями на перевозку и с нефтебазами на перевалку и хранение нефтепродуктов.
В регионе имеются два транспортных предприятия, отвечающие требованиям, предъявляемым к международным автомобильным перевозчикам: первое – в г. Аскизе, второе – в г. Минусинске.
В регионе имеются также две нефтебазы: в г. Абаза и в г. Минусинске, которые являются ближайшими к конечному месту доставки и способны переваливать и хранить необходимый объем нефтепродуктов.
![]() |
Принять во внимание, что в регионе установлен регулярно действующий маршрут (базовый вариант): нефтепродукты по железной дороге доставляются на нефтебазу Абазы.
Далее, на участке Абаза – Улан-Гом перевозка осуществляется силами аскизского АТП. На участке Улан-Гом – Тэс-Сомон работает внутренний транспорт Монголии.
Необходимо выбрать оптимальную схему транспортировки нефтепродуктов, используя в качестве критерия минимум полных затрат. Возможные варианты схем транспортировки приведены в таблице 4.
Таблица 4
Варианты схем доставки нефтепродуктов
Показатель | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
Перевалка | Через нефтебазу Абазы | Через нефтебазу Минусинска | Через нефтебазу Минусинска |
Перевозчик | Аскизское АТП | Аскизское АТП | Минусинское АТП |
Маршрут | Абаза – Улан-Гом – Тэс-Сомон | Минусинск – Кызыл – Тэс-Сомон | Минусинск – Кызыл – Тэс-Сомон |
Указания и пояснения к решению работы. Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов основан на проведении расчетов по разным вариантам. Критерий выбора, как уже отмечалось, – минимум полных затрат. Расчеты проводят в несколько этапов.
1. Пользуясь данными таблицы 6, а также значениями расстояний, указанных на рис. 3, рассчитать стоимость Стр транспортировки нефтепродуктов по каждому из вариантов.
(3)
где Ттр – тариф за транспортировку нефтепродуктов, долл./ткм;
P – транспортная работа, ткм.
Результаты расчета внести в сводную таблицу 5.
2. Рассчитать стоимость подачи транспортных средств под погрузку Cподачи.
, (4)
где Тподачи – тариф за подачу транспорта к месту погрузки, долл./км;
L - расстояние между транспортным предприятием и нефтебазой, км;
N - количество рейсов, необходимых для выполнения данного объема перевозок.
, (5)
где Q – общий объем перевозок, т;
q – грузоподъемность автоцистерны, т.
3. Пользуясь данными табл. 5, рассчитать стоимость перевалки нефтепродуктов на нефтебазах Cпер.
(6)
где Тпер – тариф за перевалку нефтепродуктов, долл./т.
4. Рассчитать полные затраты по трем вариантам схем транспортировки. Расчет выполнить в форме таблицы 2.
Таблица 5
Расчет полных затрат по схемам транспортировки нефтепродуктов
№ п/п | Наименование показателя | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
Стоимость транспортировки нефтепродуктов, долл. | ||||
Стоимость подачи транспортных средств под погрузку, долл. | ||||
Стоимость перевалки нефтепродуктов на нефтебазах, долл. | ||||
Итого затрат (полные затраты), долл. |
5. Выбрать для реализации вариант схемы нефтепродуктов, отвечающий критерию минимума полных затрат.
6. Сформулировать вывод.
Задания для выполнения работы представлены в таблице 6.
Таблица 6
Варианты для выполнения работы №2
№ варианта | Значение показателя | |||||||
Q, т | Ттр, долл./ткм | Тподачи, долл./ км | Тперевалки, долл./т | q, т | ||||
Аскиз- ское АТП | Минусин- ское АТП | Монго- лия | Абаза | Мину- синск | ||||
0,060 | 0,064 | 0,090 | 0,20 | |||||
0,065 | 0,070 | 0,090 | 0,25 | |||||
0,067 | 0,065 | 0,080 | 0,17 | |||||
0,060 | 0,068 | 0,075 | 0,20 | |||||
0,070 | 0,070 | 0,100 | 0,18 | |||||
0,065 | 0,062 | 0,085 | 0,20 | |||||
0,068 | 0,064 | 0,090 | 0,23 | |||||
0,062 | 0,066 | 0,080 | 0,15 | |||||
0,066 | 0,068 | 0,077 | 0,22 | |||||
0,070 | 0,065 | 0,095 | 0,18 | |||||
0,062 | 0,065 | 0,080 | 0,16 | |||||
0,058 | 0,063 | 0,070 | 0,18 | |||||
0,060 | 0,060 | 0,085 | 0,23 | |||||
0,065 | 0,062 | 0,075 | 0,20 | |||||
0,055 | 0,065 | 0,072 | 0,19 | |||||
0,063 | 0,070 | 0,090 | 0,22 | |||||
0,057 | 0,061 | 0,068 | 0,17 | |||||
0,064 | 0,067 | 0,070 | 0,24 | |||||
0,066 | 0,068 | 0,076 | 0,15 | |||||
0,059 | 0,065 | 0,080 | 0,13 |