АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (VIII до н.э. – V н.э.)
Ранняя классика (Архаика) (VIII-V до н.э.)
VIII—VII вв. до н. э. — предфилософская традиция заложила основы философского познания в дальнейшем. Представители: Гомер, Орфей
VII—V вв. до н. э. — ранняя классика, или греческая натурфилософия. Уделяли внимание космогонии и космологии. Основные школы: Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Пифагорейцы (Пифагор, Архит), Элеаты (Зенон Элейский, Ксенофан), Школа Гераклита, Школа Анаксагора, Атомисты (Демокрит, Левкипп), Софисты (Старшие: Горий, Протагор, Младшие:Фрасимах, Критий), Вне школ (Эмпедокл, Диоген Апполонийский)
Классика (V-III до н.э.)
V—IV вв. до н. э. — Сократ и сократики - обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека (гуманизм). Представители: Сократ, Платоники, Мегарская школа (Евклид), Киники (Антисфен, Диоген Синопский), Киренаики (Аристипп), Элидо-Эретрийская школа (Федон из Эллиды)
IV—III вв. до н. э. — Аристотель и перипатетики. Деятельность логически завершила и подытожила достижения классики. Представители: Аристотель, Теофраст
Эллинистическая философия (IV-I до н.э.)
IV—I вв. до н. э. — философия периода эллинизма, которая была представлена как новыми школами, так и новыми представителями старых (платоников, перипатетиков и киников). Основные школы: Скептицизм (Пиррон), Эпикуреизм (Эпикур), Стоики (Зенон Китийский, Клеанф), Средняя и Новая Академия (Аркесилай, Лакид из Кирены), Киники (Менипп Гадарский), Перипатетики (Критолай, Кратипп)
Римская и позднеантичная философия (I до н. э.-V н. э.)
I в. до н. э.—V в. н. э. — римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой к середине I в. до н. э. Основные школы: Эклектизм (Цицерон), Римский эпикуреимз (Каций, Лукреций), Поздняя Стоя (Сенека, Марк Аврелий)
|
I в. до н. э.—V в. н. э. — греческая философия периода влияния Древнего Рима также развивалась под сильнейшим влиянием классики, а позже — зарождавшегося христианства. Основные школы: Неопифагореизм (Апполоний Тианский), Средний и поздний платонизм (Плутарх), Скептицизм (Фаворин), Перипатетики (Александр Афродисийский), Неоплатонизм (Зенодот), Христианская философия (Климент Александрийский, Августин Блаженный)
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (V-XIV)
Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженностью идеям креационизма (Земля создана Богом). Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога.
Патристика — II—VII века философия и теология отцов церкви. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения.
Представители: Александрийская теология (Климент Александрийский), Каппадокийский кружок (Григорий Богослов), Латинская патристика (Августин Блаженный), Богословие отцов-пустынников (Антоний Великий), Византийская философия (Иоанн Златоуст)
2. Схоластика — VIII—XV века сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собойсинтезхристианского ( католического ) богословияилогикиАристотеля.Схоластика характеризуется соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Основная проблематика: Вера и знание, Доказательство бытия Бога, Общее и единичное (проблема универсалий). Представители: Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Фома Аквинский.
|
Философия Возрождения
Временные рамки: XV—XVI века
Сущность: Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.
Представители: Николай Кузанский, Мишель Монтень, Джордано Бруно.
Философия Нового времени
Временные рамки: XVII—XVIII века
Сущность: характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции.
Представители: Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Блез Паскаль, Дэвид Юм
Философия Возрождения
Временные рамки: XV—XVI века
Сущность: Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.
Представители: Николай Кузанский, Мишель Монтень, Джордано Бруно.
Философия Нового времени
|
Временные рамки: XVII—XVIII века
Сущность: характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции.
Представители: Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Блез Паскаль, Дэвид Юм
Философия 19век..
Немецкая классическая философия
Одним из первых философов, который усматривает недостатки в системе Канта, является Иоганн Готлиб Фихте.
В его развитии кантианская метафизика стала источником, воодушевляющим представителей романтизма.
Отталкиваясь от философии И. Г. Фихте, Фридрих Вильгельм Шеллинг развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма.
Шопенгауэр отвергает философию Гегеля, считая её воплощением всего, с чем он собирался бороться в философии[1].
Утилитаризм
В XIX веке англичане Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль положили начало направлению в этике, согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью, значимостью.
Экзистенциализм
Экзистенциализм как философское направление ХХ века имеет предшественников: Кьеркегор и Ницше. В середине XIX века философия в Европе почти целиком занималась абстрактными метафизическими системами, а Кьеркегор был в поиске философии в духе Сократа, основанной на субъективизме, долге, вере, душевных переживаниях человека.
Ницше наблюдает движение нравственности XIX века в сторону нигилизма. Он выделяет два типа морали: «мораль господ» и «мораль рабов», полагая выход в отвержении человеком европейской рабской морали.
Позитивизм
Огюст Конт, основатель современной социологии, заложил основы направления, определяющего единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
Философия XX век.
Аналити́ческая филосо́фия — направление в философской мысли XX века,
Общими для аналитической философии являются следующие моменты:
лингвистический поворот — философские проблемы определяются как лежащие в области языка, поэтому их решение связано с анализом языковых выражений;
семантический акцент — сосредоточение внимания на проблемах значения;
аналитический метод — предпочтение анализа всем остальным видам философской рефлексии.
Основателями аналитической философии являются Готлоб Фреге, Джордж Мур, Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн.
Континента́льная филосо́фия — термин, используемый для определения одной из двух главных традиций современной западной философии.
Общепринято, что континентальная философия включает феноменологию, экзистенциализм, герменевтику, структурализм, постструктурализм и постмодернизм, деконструкции, французский феминизм, критическую теорию в смысле Франкфуртской школы, психоанализ, работы Фридриха Ницше и Сёрена Керкегора, большинство ветвей марксизма и марксистской философии (хотя следует отметить, что существует аналитический марксизм, который приписывает себя к аналитической традиции).