7.1. Для обеспечения участников бюджетного процесса оперативной и достоверной информацией в рамках общей автоматизированной системы бюджетного управления и контроля в Обществе используются следующие информационные системы:
· Система управления инженерными данными и жизненным циклом изделия «ЛОЦМАН:PLM » (далее - ИС Лоцман);
· Infor ERP SyteLine7- система планирования и учета хода производства, управления ресурсами предприятия (далее - ИС СайтЛайн);
· «1С:Предприятие 8.2 Управление производственным предприятием» (далее - «1С УПП»);
· «1С:Зарплата и Управление Персоналом 8» (далее - ИС 1С: ЗиУП).
7.2. Каждая из этих систем выполняет определенные функции в подготовке итогового бюджета Общества.
7.3. ИС Лоцман используется для создания структуры новых образцов изделий, содержит в электронном виде спецификации и технологии производства серийных и экспериментальных образцов продукции, ведения справочников материалов и комплектующих.
7.4. ИС СайтЛайн используется для ведения складского учета и учета производственных затрат, для планирования производственной программы на основании прогноза продаж. Планирование осуществляется на нормативно-плановой основе. Итогом обработки поступившей информации являются два документа – бюджет производства и бюджет закупок.
7.5. ИС 1С: ЗиУП используется для ведения кадрового учета (штатное расписание в разрезе организационной структуры предприятия и т.п.), и расчетов с персоналом по оплате труда.
Учет и расчеты ведутся на основании действующего законодательства, утвержденного штатного расписания и иных внутренних нормативных документов, а также в разрезе, предусмотренном бюджетной классификацией расходов на ФОТ: ФОТ основных производственных рабочих, ФОТ рабочих вспомогательных производств, ФОТ АУП.
7.6. ИС «1С УПП» используется для ведения бухгалтерского и налогового учета на основании действующего законодательства РФ и утвержденной учетной политики предприятия, а также иных внутренних нормативных документов, а также для ведения бюджетного учета. В рамках блока бюджетирования ИС «1С УПП» осуществляется прямое формирование всех видов операционных и финансовых бюджетов общества в разрезах ЦФО, а также формирование отчетов о фактическом исполнении планов.
Подсистема «Бюджетирование» ИС «1С УПП» решает следующие задачи:
· планирование средств, деятельности и финансового состояния предприятия на любой период в разрезе статей бюджетов и остаточных показателей с необходимой аналитикой;
· составление мастер-бюджета Общества (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс) и любых других оборотных бюджетов;
· контроль соответствия плановых и фактических данных установленным показателям;
· контроль соответствия текущих планов расходования средств рабочему плану на период и анализ исполнения бюджетных заявок;
· составление сводной отчетности по результатам мониторинга;
· многомерный анализ отклонений плановых и фактических данных.
В ИС «1С УПП» поступает из ИС СайтЛайн информация по изготовлению изделий, списанию материалов и изделий на выпуск, межцеховому перемещению изделий в сгруппированном виде в целом за месяц по деталям и подразделениям основного и вспомогательного подразделений. Первичные документы по учету движения на материальных складах и складе готовой продукции передаются из ИС СайтЛайн в полном объеме.
В ИС «1С УПП» из ИС 1С: ЗиУП поступает информация по ФОТ сводно по подразделениям.
7.7. Этапы формирования бюджета в ИС «1С УПП»:
· в рамках подсистемы Бюджетирования ИС «1С УПП» происходит ввод плановых показателей по всем видам бюджетов,
· выполняется трансляция (перенос) фактических данных, введенных первичными документами, в подсистему Бюджетирования ИС «1С УПП»,
· затем производится составление различных отчетов об исполнении бюджетов (план-фактный анализ, финансовый расчет, аналитический баланс и т.д.).
БЮДЖЕТНАЯ МОДЕЛЬ
8.1. Бюджетная модель (мастер-бюджет) – это совокупность базовых бюджетов – бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств, прогнозного баланса – составляющих единое целое и направленных на решение конкретной управленческой задачи.
Каждый из этих бюджетов выполняет свою роль в процедурах бюджетного управления: затратами: бюджет доходов и расходов является инструментом для управления прибыльностью, бюджет движения денежных средств – платежеспособностью, прогнозный баланс содержит прогнозную информацию об изменении активов и пассивов Общества.
8.2. Бюджет расходов и доходов Общества.
Методика учета доходов и расходов отражается в Управленческой учетной политике.
8.3. Инвестиционный бюджет.
Подготовка инвестиционного бюджета лежит в сфере компетенций Исполнительного директора Общества.
Надлежаще оформленный и согласованный Исполнительным директором инвестиционный проект передается на рассмотрение Генеральному директору Общества. После положительного заключения Генерального директора инвестиционный проект рассматривается Советом Директоров Общества.
После одобрения Советом Директоров Общества инвестиционный проект включается в инвестиционный бюджет следующего бюджетного периода.
Движение денежных средств в рамках реализации инвестиционных проектов после согласования Советом Директоров Общества включается в итоговый БДДС Общества.
Все вопросы, касающиеся регулирования инвестиционной деятельности Общества, содержатся в Положении об инвестиционной деятельности Общества.
8.4. Бюджет движения денежных средств.
Формирование БДДС Общества происходит одновременно с формированием бюджетов ЦФО Общества.
Руководители ЦФО формируют графики поступлений и выплат денежных средств в формате, предусмотренном настоящим Положением. Далее в сроки, указанные настоящим Положением, информация передается в ФЭО Общества.
Расходная часть БДДС Общества дополнительно увеличивается на суммы выплат поставщикам ТМЦ, необходимых для начала осуществления производства в планируемом месяце продукции, продолжительность производственного цикла которой более, чем 30 календарных дней.
Закупка ТМЦ и начало производства продукции с производственным циклом более, чем 30 календарных дней осуществляется с целью обеспечения продаж месяца, следующего за планируемым.
Бюджетирование этой части выплат осуществляется на документально подтвержденных расчетах, предварительно согласованных директором по производству и утвержденных Исполнительным, а затем Генеральным директором Общества.
В рамках БДДС Общества ФЭО Общества формируется график погашения ранее привлеченных заемных средств с учетом процентов по обслуживанию основного долга.
ФЭО Общества консолидирует полученную информацию о финансовых потоках,выявляет размер дефицита/профицита Общества и окончательно формирует БДДС Общества. В случае дефицита/профицита БДДС директор по экономике и финансам выносит на рассмотрение Бюджетного комитета вопрос привлечения заемных средств, возможных сроков погашения основного долга и процентов по обслуживанию основного долга, в случае профицита бюджета - эффективному размещению временно свободных денежных средств.
После положительного заключения Бюджетного комитета вопрос о привлечении заемных средств выносится на рассмотрение Совета директоров Общества. В случае положительного решения директор по экономике и финансам организует работу по привлечению заемных средств. В случае отрицательного решения Советом директоров вопроса кредитования директор по экономике и финансам руководствуется принципом итерационности бюджетного процесса.
Все вопросы, касающиеся текущего управления БДДС Общества, находятся в компетенции директора по финансам и экономике Общества и регулируются Положением об управлении денежными потоками Общества.
Вопросы приоритетности, лимитирования, возможности переноса неизрасходованных средств между отдельными статьями бюджетов, как в рамках отдельного ЦФО и Общества в целом, секвестирования бюджетов, находятся в компетенции директора по экономике и финансам и регулируются Положением об управлении денежными потоками Общества.
Вопросы осуществления внебюджетных платежейнаходятся в компетенции Генерального директора Общества.
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
9.1. Бюджетный период вводится продолжительностью 12 месяцев с помесячной разбивкой, начиная с первого января, и предусматривает следующие этапы бюджетного процесса:
· подготовка и сбор данных для формирования Бюджета;
· обработка и анализ полученных данных на соответствие утвержденным годовым Бюджетам;
· согласование и утверждение Бюджета Общества на предстоящий период;
· контроль исполнения Бюджета;
· анализ исполнения Бюджета.
9.2. Форма предоставления бюджетов - электронная и на бумажном носителе, оформленная в соответствии с установленными требованиями, с указанием ЦФО, ФИО руководителя ЦФО, месяца планирования, подписи руководителя ЦФО, согласующей визой Генерального директора Общества
Единица измерения – стоимостные и натуральные показатели.
Валюта планирования и фактических данных – национальная валюта РФ- рубль.
Период планирования - месяц, год.
Горизонт планирования – год.
Шаг план-фактного анализа - месяц, год.
9.3. Подготовка и сбор данных для формирования Бюджета Общества
Данный этап предназначен для оперативного планирования деятельности Общества на следующий месяц в соответствии с действующим регламентам текущего планирования. Ответственными являются все участники бюджетного процесса в соответствии с зоной своих компетенций.
9.4. Обработка и анализ полученных данных на соответствие утвержденным годовым бюджетам.
Бюджеты ЦФО поступают в ФЭО Общества, где происходит первичное формирование итогового бюджета Общества.
Итоговый бюджет Общества передается на согласование и утверждение Бюджетным комитетом Общества.
9.5. Согласование и утверждение Бюджета Общества на предстоящий период
Бюджетный комитет анализирует полученный итоговый бюджет Общества на предмет соответствия утвержденному годовому бюджету Общества.
Бюджетный комитет утверждает бюджет Общества на следующий месяц с учетом планируемых отклонений от утвержденного годового бюджета с нарастающим итогом.
После согласования Бюджетным комитетом Генеральный директор Общества издает приказ об утверждении бюджета Общества.
Бюджетный комитет может принять бюджет Общества на следующий месяц с учетом отклонений от утвержденного годового бюджета, или принять решение о внесении необходимых изменений в бюджет Общества и приведение ключевых показателей (прибыль и рентабельность) в соответствии с утвержденным годовым бюджетом путем корректировки расходных/доходных статей бюджетов тех ЦФО, чьи показатели оказывают существенное влияние на формирование ключевых показателей.
После этого ФЭО Общества формирует окончательный вариант бюджета.
9.6. Контроль исполнение бюджета Общества
Контроль исполнения бюджета Общества находится в сфере компетенций директора по экономике и финансам.
Контроль исполнения бюджетов ЦФО находится в сфере компетенций руководителей этих ЦФО.
9.7. Анализ исполнения бюджета Общества
Анализ исполнения бюджетов ЦФО осуществляют руководители ЦФО на основании информации, предоставленной ФЭО Общества, путем сравнения фактических и плановых данных в абсолютных и относительных показателях в разрезе статей бюджетов.
По итогам анализа руководители ЦФО предоставляют ФЭО Общества пояснительную записку с указанием причин и факторов отклонений.
Анализ исполнения Бюджета Общества осуществляет ФЭО Общества путем сравнения фактических и плановых данных в абсолютных и относительных показателях в разрезе структур Общества, а также выявляет динамику их изменения.
Утверждение фактического исполнения бюджета Общества осуществляется Бюджетным комитетом, после чего происходит оценка деятельности участников бюджетного процесса на основе анализа эффективности деятельности отдельных составляющих организационной и финансовой структуры Общества.
Результаты данной оценки используются для оказания управленческого воздействия на участников бюджетного процесса Общества.
В целях оценки эффективности деятельности Общества в целом предусмотрена система показателей.
Расчет показателей эффективности деятельности Общества осуществляет ФЭО ежегодно/ ежемесячно.
Генеральный директор Общества ежеквартально доводит до сведения Совета Директоров Общества результаты эффективности деятельности Общества в следующих разрезах:
· бюджета доходов и расходов,
· бюджета движения денежных средств
· управленческого баланса
с указанием отклонения в абсолютных и относительных показателях, удельного веса статей бюджетов, динамики этих изменений и приложением по каждому отчету пояснительной записки с указанием причин отклонений по статьям.
Анализ отклонений бюджета доходов и расходов осуществляется в соответствии с п. 17.1. Системы показателей для оценки эффективности деятельности Общества.
Анализ управленческого баланса осуществляется в соответствии с пп.16.2.-16.5.Системы показателей для оценки эффективности деятельности Общества.
Для анализа показателей, рассчитываемых в соответствии с пп. Системы показателей для оценки эффективности деятельности Общества, используются данные фактического бухгалтерского баланса.
Ответственность за предоставление данной информации на Совет Директоров несет Генеральный директор Общества.