специфика диагностики, профилактики и коррекции способностей




РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 1.6.

Талант

Талант – выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, формируя навык, и приводят к наибольшему успеху в той или иной области.

специфика диагностики, профилактики и коррекции способностей

Всякая способность явл-ся способностью к чему-нибудь,к какой –то деятельности. Наличие у человека опред. способности означает пригодность его к опр. деятельности. Способности имеют органические,в том числе наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков.Исходные природные различия между людьми явл-ся различиями не в готовых способностях,а именно в задатках.Задатки-лишь предпосылки развития способностей.Задатки,включаясь в развитие индивида,само развиваются,т.е. преобразуются и изменяютюся.Это различие между задатками и способностями, опосредованность способностей обучением и воспитанием,мотивацией и деят-тью личности и др.факторами создает возмож-ти для проведения развивающей и корр. работы.

Различия в способностях- продукт не врожденных задатков самих по себе,а всего хода развития личности.Способность развивается на основе различ.психофиз.функций и психич.процессов.Способность-это сложная синтетическая особенность личности,которая определяет ее принадлежность к деятельности.Способности человека-это проявления,стороны его способности к обучению и труду.Способностью к обучению-совокупность свойств личности,от которых зависит продуктивность какой-либо деятельности,легкость овладению ею.В психологии рассматривается как способность к этой деят-ти.Спец.способности опред-ся в отношении к отдельным спец.областям.Внутри тех или иных спец.способностей,проявляется общая одаренность индивида,соотнесенная с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.Человек одаренный, проявивший себя в одной области,при переходе в другую область и в ней проявляет не меньше способности.При том общая одаренность явл-ся не только предпосылкой,но результатом всестороннего развития личности.

Коррекция и развитие способностей у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Способности формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и дух.культуры, техники, науки, искусства. Прогнозировать результаты корр.-разв.работы можно в зависимости от того, с какой способностью мы сталкиваемся в конкретном случае.В коррекции и развитии способностей ребенка существенным этапом явл-ся развитие у него так называемой готовности к обучению.

Наряду с этим особое внимание при коррекции способностей уделяется развитию способности порождать необычайные идеи,отклоняться от традиционных схем мышления,быстро решать проблемные ситуации- креативности.К показателям креатив.мышления относятся беглость,четкость,гибкость мышления, оригинальность, изобретательность,конструктивность при решении задач,чувствствительность к проблемам.Всё эти качества,хотя и в различной степени,наиболее успешно формир-тся в условиях кор.-развив.процесса,построенного по специально разработанным программ.

30) специфика диагностики, профилактики одарѐнности

При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход.

При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во внешкольной деятельности и т.п.);
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
  • проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;
  • организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. (21)

Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности.

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Последнее обстоятельство позволяет существенно расширить сферу используемых психодиагностических методов и учесть целый ряд дополнительных моментов: особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; наличие (или отсутствие) различных форм дисинхронии в развитии одаренного ребенка; особенности развития эмоциональной сферы ребенка и т.п. (21)

Специальную область составляют экспериментально психологические исследования одаренных, которые проводятся с целью получения новых теоретических и эмпирических данных о природе детской одаренности. Эти исследования могут использовать самые разнообразные психологические методики, направленные на выявление структуры разных видов одаренности, а также закономерностей взаимоотношений одаренного ребенка с окружающей социальной средой. Без таких исследований невозможен процесс в практической деятельности, связанной с выявлением и развитием одаренных детей.

Обычно диагностика одаренности проводится в целях создания особых условий обучения для детей с незаурядными способностями в рамках специально разработанных для этого учебных и развивающих программ, которые реализуются в специальных кружках, учебных классах и школах для одаренных. Эффективность освоения отобранными детьми этих программ и является для многих учителей своеобразной оценкой качества проведенного диагностического обследования, условия же приема в подобные учебные заведения часто диктуют требования к методам диагностики: они должны быть стандартизированы, не занимать много времени.

Однако и при весьма квалифицированном использовании лучшие тесты не гарантируют защиты от ошибок, кроме того, надо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одаренности. (21)

  • Основными методами являются наблюдение и эксперимент. Наш объект изучения – ребенок – так активен. Что он сам себя выражает, и приемом наблюдения здесь очень много можно узнать. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдения за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявит то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том состоит, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей.

Существует так называемый естественный эксперимент, когда, например, организуется нужная для исследователя обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и когда он может не знать, что за ним специально наблюдают. И здесь можно вызывать и повторить интересующее нас явление. Применяют и так называемое включенное наблюдение, когда сам наблюдатель является участником происходящего.

  • Составление психологической характеристики. А.Ф.Лазурский[29] разработал следующие правила составления психологической характеристики:

наблюдатель выбирает факты, представляя себе, по крайней мере, в общих чертах, к какой именно стороне личности относится данное проявление; записываются только факты, и если отдельные наблюдения противоречат друг другу, противоречия не следует сглаживать; необходимо и также описывать и внешние условия, при которых данное проявление было замечено.

Большой интерес представляют соображения А.Ф.Лазурского о двух возможных способах оформления характеристик. Первый – составляется сводка фактических данных в известной последовательности, в порядке намечавшейся программы описания; когда такая обстоятельная сводка закончена, остается сделать резюме. Другой способ – исследователь. Приступая к составлению сводного материала не придерживается заранее принятого порядка изложения, а сразу же выдвигает те черты, которые. По его мнению, являются в данном случае наиболее характерными, подкрепляя свои выводы фактами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: