(подготовительная к школе группа)
| Показатели развития речи | Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||
| I. Лексическая сторона речи (развитие словаря) | ||||||||||||||
| В речи ребенка активизируются прилагательные и глаголы, умение называть существенные признаки различных объектов, их качества, действия | ||||||||||||||
| У ребенка развиваются умения: · подбирать точные по смыслу слова в речевой ситуации | ||||||||||||||
| · подбирать антонимы и синонимы к заданным словам разных частей речи | ||||||||||||||
| · понимать и употреблять разные значения многозначных слов | ||||||||||||||
| · дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные, мебель, транспорт, растения и др.) | ||||||||||||||
| II. Грамматическая сторона речи (формирование грамматического строя) | ||||||||||||||
| У ребенка формируются умения: · подбирать однокоренные слова | ||||||||||||||
| · согласовывать существительные и прилагательные (числительные) в роде и числе | ||||||||||||||
| · образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов (спрячься, потанцуй, искал бы) | ||||||||||||||
| · образовывать приставочные глаголы (ходит – уходит – входит – переходит – выходит – заходит и т.п.) | ||||||||||||||
| · образовывать глаголы совершенного вида (рисовал - нарисовал...) | ||||||||||||||
| · образовывать прилагательные от существительных: относительные (из чего сделано?); притяжательные (Чей? Чья? Чьё?) | ||||||||||||||
| · образовывать трудные формы родительного падежа существительных (зайчат, жеребят, ягнят и т.д.) | ||||||||||||||
| · употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами на, в, под, с, со, из, из-под, над, за, из-за, перед, около | ||||||||||||||
| · составлять предложения разных типов, употреблять в речи сложные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные) | ||||||||||||||
| III. Произносительная сторона речи (воспитание звуковой культуры речи) | ||||||||||||||
| У ребенка формируются умения: · дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, с-ш, з-ж, ч-щ, ц-ч, л-р | ||||||||||||||
| · различать шипящие, свистящие и сонорные звуки | ||||||||||||||
| · различать твердые и мягкие звуки | ||||||||||||||
| · изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания | ||||||||||||||
| · подбирать слова и фразы, сходные по звучанию | ||||||||||||||
| IV. Развитие связной речи | ||||||||||||||
| У ребенка формируется умение строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение, контаминированные тексты), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания | ||||||||||||||
| Ребенок овладевает способностью связно выстраивать высказывание, имеют представления о теме высказывания, расположении его структурных частей, умений использовать разнообразные средства связи в описательных и повествовательных текстах | ||||||||||||||
| У ребенка развивается представление о композиции рассказа | ||||||||||||||
| Ребенок способен к участию в коллективном пересказе литературного произведения, придумывании сказки | ||||||||||||||
| Ребенок способен «достраивать» недостающие части сюжета (начало или конец предложенного сюжета) | ||||||||||||||
| У ребенка сформировано понимание композиции высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности | ||||||||||||||
| У ребенка сформирована грамматическая правильность построения предложений, простых и сложных, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях | ||||||||||||||
| Ребенок овладел разнообразными способами связей между предложениями в рассказе | ||||||||||||||
| В речи ребенка наличествует разнообразие лексических средств: использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов | ||||||||||||||
| V. Коммуникативное развитие | ||||||||||||||
| У ребенка развиваются способности: · входить в контакт со сверстниками и педагогом, а также с незнакомыми людьми, быть активным и доброжелательным в общении; уметь | ||||||||||||||
| · слушать и понимать речь собеседника, в общении проявлять уважение к взрослому | ||||||||||||||
| · оценивать речевые ситуации по смыслу, объясняя правильность поведения того или иного персонажа в воображаемой ситуации | ||||||||||||||
| · использовать знание правил поведения в различных ситуациях общения | ||||||||||||||
| · применять нормы речевого общения с взрослыми и сверстниками в реальных жизненных ситуациях | ||||||||||||||
| · правильно и вежливо разговаривать по телефону, используя в различных ситуациях разные этикетные формы (при звонке к бабушке, другу, в магазин); | ||||||||||||||
| · соблюдать правила речевого этикета | ||||||||||||||
| · сговариваться на игру, дружно играть, придумывать интересные игры | ||||||||||||||
| · развивать игру в речевом плане | ||||||||||||||
| · самостоятельно разрешать конфликтные ситуации речевыми средствами | ||||||||||||||
| Ребенок проявляет: · склонность к общению | ||||||||||||||
| · доброжелательность, уступчивость в общении | ||||||||||||||
| · отсутствие агрессивности, желание разрешать конфликты и приходить к взаимопониманию | ||||||||||||||
| · умение считаться с мнением товарища | ||||||||||||||
| · внимание и интерес к другому человеку | ||||||||||||||
| Общие показатели речевого развития детей |