Политические идеи Макиавелли




Н. Макиавелли по праву считается одним из главных родоначальников политической науки. Одной из важнейших новаций учения Макиавелли стало рассмотрение политики как совершенно самостоятельной сферы исследования. Здесь впервые проблемы управления рассматриваются независимо от религиозных, теологических, философских и этических учений. Политические задачи по Николло это выявление закономерности разных государственных форм, а также факторов их устойчивости, связей с политической расстановкой сил, её обусловленность психологическими, географическими, военными и экономическими факторами.

Анализ взглядов Макиавелли на политическую мораль необходимо начать с реконструкции среды, в которой она возникает. В эпоху Возрождения, а затем и в период Нового времени познание истины становилось одной из основных форм человеческой деятельности в политико-экономической реальности, ориентированной на эффективность и действенность. Что же сделал для Италии Макиавелли? Заветной мечтой автора было превращение Италии в сильное независимое государство. В своих работах Н. Макиавелли изучает формы государственного управления, их преимущества и недостатки, способы захвата и удержания власти, характеристики лидеров и методы управления, потребности и способы мотивации.

Социально-политическое учение Макиавелли можно назвать политическим реализмом. Он считает, что управление людьми должно основываться на знании реальной человеческой природы. А человек по своей природе не является ни хорошим, ни плохим; впрочем, как замечал Макиавелли, плохого в нем больше. Следовательно, умелый политик должен больше принимать в расчет слабости и недостатки людей, нежели их положительные качества.

В «Государе» Макиавелли выделяет две формы правления – республику (демократию) и единовластие (монархию). В «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» он расширяет эту классификацию до шести видов, три из которых он относит к хорошим (светло-зеленые на Рис.1), но крайне неустойчивым видам правления - монархию, аристократию и демократию. Эти три хороших вида неизбежно превращаются в три плохих ее вида (красные на Рис.1): монархия превращается в тиранию, аристократия - в олигархию, а демократия - в анархию[1].

Остановить кругооборот форм власти в любом государстве крайне сложно (Рис.1). Достигнув предела совершенства, государство неизбежно вступает на путь разрушения.

Возникновение государства у Макиавелли начинается с появления единовластия (монархии). Первоначально правителя избирали по личным качествам - силе, справедливости, умению создавать и поддерживать закон и порядок. Однако со временем государственная власть из выборной превратилась в наследственную, и постепенно стал развиваться процесс вырождения потомков великих правителей. Параллельно разрушаются единство и доверие в обществе, подданные начинают ненавидеть недостойного правителя, а он, испытывая страх перед народом, все чаще прибегает к насилию. В итоге монархия превращается в тиранию. Тираны не могут обеспечить процветание своих государств. Их власть, по мнению Макиавелли, неизбежно приводит к крушению единовластия: повсеместно возникают тайные общества, устраиваются заговоры, которые в итоге заканчиваются успешным государственным переворотом. После свержения тирана к власти приходят освободители государства - самые доблестные и отважные граждане, которые выбирают новую форму правления – аристократию.

Однако с течением времени аристократов у власти сменяют их потомки, не испытавшие на себе тягот тирании. Они начинают пренебрегать гражданским равенством, и в результате аристократия превращается в олигархию, где власть принадлежит самым богатым и знатным гражданам.

Олигархия, как и тирания, опирается на армию и держится только на насилии. Это уже не единая страна, а страна двух государств - государства бедных и богатых, которые будут всегда находиться в состоянии гражданской войны. Народ начинает ненавидеть олигархов так же, как прежде тиранов, что приводит к победе демократии. Но новый государственный строй внушает почтение недолгое время; демократия опьяняет свободой, но ведет к вседозволенности и превращается в анархию, из которой возможным выходом становится переход к монархии - началу следующего кругооборота.

 

 
 

 


Рис. 1. Круговорот форм власти

 

Проанализировав все шесть форм правления, Н. Макиавелли считал седьмую, смешанную форму власти наиболее прочной и устойчивой, которая заключается в смешении демократии с сильными сторонами монархии и аристократии.

Макиавелли строит свою концепцию государственного управления на следующих принципах.

1. «победителей не судят»: государь должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением при необходимости.

2. «...что лучше: чтобы государя любили или боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому, если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх».

3. «вознаграждай постепенно, наказывай сразу». Наградами и повышением по службе дорожат, когда они редки, а единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, чем растянутая во времени.

4. «универсальных способов достижения целей нет: каждый успех индивидуален, и выбор средств должен соотноситься со сложившейся ситуацией, оценка результата - со средствами».

5. «безупречных решений не бывает»: никогда нельзя устранить одно неудобство, чтобы из него не возникло другое.

6. «Хорошо иметь славу щедрого государя. Тем не менее тот, кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе». Щедрость истощает казну, вынуждает правителя сверх меры обременять народ поборами, разорять свою страну.

В других многочисленных работах даются оценки принципов, положенных Макиавелли в основу своего учения. Разброс этих оценок весьма значительный, что затрудняет объективный подход к учению Макиавелли.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: