Спасибо жителям Донбасса




Присоединение Крыма и Причерноморья к России поначалу стало для чумаков подарком судьбы. Исчезли таможни, отнимавшие у них немало времени и денег. В степях выросли десятки городов и сёл, а вместе с ними открылся и новый рынок сбыта.

Теперь чумаки приобрели новый источник заработка – грузоперевозки. Купцы стали использовать чумацкий транспорт для доставки различных товаров. К причерноморским портам потянулись возы, гружённые хлебом, сахаром, алкоголем, лесом и другим товаром.

С каждым годом всё больше росли объемы экспортной торговли хлебом: если в 1786 году через южные порты было вывезено 68,7 тыс. четвертей зерна (около 11 тыс. т), то уже к 1830-му эта цифра достигла почти 2,3 млн четвертей (около 360 тыс. т), а к середине ХІХ века и вовсе перевалила за 6 млн четвертей (96 млн т). Все эти достижения были невозможны без чумацких возов, которые в то время были самым дешёвым и распространённым грузовым транспортом.

Начиная с 1830-х чумакам было, за что поблагодарить и Донбасс. Именно тогда в регионе началась добыча угля, с каждым годом пользовавшегося всё большим спросом. Угольные разработки находились возле чумацких “шляхов”, поэтому перевозка чёрного золота стала неплохим заработком. Новое топливо нужно было всем: услугами торговцев пользовались сахарные заводы, солеварни, винокурни, азовские порты и даже стоянки Черноморского флота в Николаеве и Севастополе.

 

4. Развитие внутренней и внешней торговли

Характерной для того времени была ярмарочная торговля. Ярмарки, как правило, приурочивались к праздничным дням. Они сопровождались различными увеселениями. Пользуясь этим, владельцы винокуренных заводов и шинков успешно реализовывали вино и водку. В Мариуполе, Торе и Бахмуте их проходило по 12 на год, по 4 в каждом из названных городов, а в Маяках – одна. Сюда за товарами приезжали оптовики Харькова, Изюма, Полтавы и донских станиц.

С развитием торговли появились новые ее формы. Кроме ярмарок, в городах и крупных селах возникали лавки, магазины, мелкие купцы вели торговлю в разнос. В Славянске в конце 30-х годов существовало 37 лавок. В Мариуполе к 1826 г. функционировало 108 торговых точек, 12 лавок с «красным товаром», 15 винных лавок, 5 харчевен. В Бахмуте в 30-е гг. был построен Г остиный двор, торговые ряды которого насчитывали 52 лавки.

Главными товарами местного происхождения были: рогатый скот, лошади, овцы, икра, масло, сало, шерсть, кожа, мануфактурные и бакалейные товары. Население северной части области вывозило свои товары на Изюмскую ярмарку, которая стала одним из значительных торговых центров. Торговый оборот на 3-х бахмутских и 4-х мариупольских ярмарках в 50-х гг. составлял свыше 400 тысяч. По селам торговля осуществлялась чумаками. Через донецкие степи проходили пути на Дон и Крым. Торговали чумаки не только рыбой и солью, но и другим имуществом. В основном в сельской местности товарно-денежные отношения не практиковались.

Для перевозки грузов в Донбассе использовался и водный транспорт. На побережье Азовского моря расширялись морские каботажные перевозки. Речными судами грузы перевозились по Северскому Донцу. Особенно широко этот участок Донца использовался с конца 30-х годов для перевозки антрацита Грушевского месторождения в порты Азовского и Черного морей. Предпринимались неоднократные попытки сплавлять вниз по Донцу и каменный уголь Лисичанского месторождения.

Первым, кто попытался осуществить сплав угля по Донцу, был штаб-лекарь Лисичанского рудника В.П. Вогульский. В 1818 г. он построил на Северском Донце близ Лисичанского рудника два мореходных судна и весной 1819 года, загрузив их углем, спустил вниз по Донцу до Ростова-на-Дону. Это был первый положительный опыт судоходства по Дону в этом районе. За это В.П. Вогульский был награжден орденом св. Владимира 4 степени.

Известно, что на первых порах Черноморское пароходство в большом количестве использовало привозной, английский уголь. Однако лисичанский уголь был не хуже английского. Поэтому попытки освоить Донец как транспортную артерию продолжались.

С весны 1841 года в качестве буксира на Донце стали использовать выписанный из Англии пароход с металлическим корпусом. Он получил название «Донец». Он буксировал пустые барки из Ростова до Лисичанска. Здесь барки загружали каменным углем и своим ходом сплавляли до Ростова. Таким методом было сплавлено до 300 тысяч пудов угля. Однако с развитием добычи Грушевского антрацита спрос на лисичанский уголь упал. Отпала необходимость в буксировке барж. Поэтому пароход «Донец» был передан на линию Ростов-Таганрог, а затем в распоряжение Керченского градоначальства, где он обеспечивал сообщение между Керчью и Таманью. Были и другие попытки освоить плавание по Донцу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: