У вас есть 2 минуты на подготовку.




СТРУКТУРА ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Структура итогового собеседования по русскому языку за курс основной школы включает 4 задания открытого типа с развѐрнутым ответом:

Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля.

Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.

Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.

Задание 4 – участие в диалоге.

Рассмотрим эти задания подробнее и проанализируем, какие именно умения и навыки контролируются в каждом из этих заданий.

 

АНАЛИЗ ДЕМО-ВЕРСИИ И СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Чтение вслух текста научно-публицистического стиля. Для чтения учащимся будут предложены тексты научно-популярного стиля о выдающихся людях России, что преследует важные воспитательные и познавательные цели.

Текст сопровождается иллюстрациями, которые помогут учащемуся наиболее полно сформировать представление о человеке – герое текста.

Объѐм текстов варьируется в пределах 150–170 слов.

 

Задание 1 направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание экзаменуемым содержания читаемого, которое проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузация, фразовое ударение, словесное ударение, повышение – понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов.

Также задание проверяет умение учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины.

Одним из условий предъявляемого текста для чтения является наличие имени числительного, представленного в цифровой форме записи. К тому же числительное использовано в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять (к примеру, «Продолжительность полѐта Гагарина равнялась 108 минутам»).

Ниже представлен текст для чтения Демоверсии экзамена. Необходимо обратить внимание на интонационные особенности данного текста: интонацию перечисления («опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления»), восклицательное предложение («Поехали!»), логические ударения учащийся может расставить самостоятельно произвольно.

 

Задание 1. Чтение текста.

Выразительно прочитайте текст о Юрии Алексеевиче Гагарине вслух.

У вас есть 2 минуты на подготовку.

 

Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению Сергея Павловича Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.

Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.

12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».

Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда!

 

Обратим внимание, что оценивание правильности речи при чтении текста ведѐтся по отдельным критериям совместно с заданием 2.

Отдельно остановимся на их анализе ниже.

Анализ результатов апробаций выявил типичные ошибки учеников при выполнении этого задания: неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения; искажения в чтении имѐн собственных (Вернонский вместо Вернадский), терминов (минералогия, кристаллография), научной и публицистической лексики (естествоиспытатель, генералиссимус); наличие грамматических ошибок при склонении имѐн числительных.

 

Задание 2. Пересказ текста с включением приведѐнного высказывания Объѐм текста для чтения на экзамене составляет 150–170 слов, поэтому во втором задании учащимся будет предложено пересказать текст подробно, а также включить в него предложенное высказывание. При подготовке к заданию экзаменуемый должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и уместно. Важно, чтобы пересказ и включѐнное в него высказывание составляли цельный текст, высказывание должно быть введено любым из способов цитирования. Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание.

Время на подготовку составляет 1 минуту.

Обратим внимание, что учащийся, выполняя задание 1, уже обращался к данному тексту, работал с его содержанием, поэтому при подготовке к пересказу должен сосредоточиться на анализе высказывания и включении его в свой текст.

 

Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Сергея Павловича Королѐва, выдающегося конструктора и учѐного, о Ю.А. Гагарине: «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…» Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королѐва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

При оценивании правильности речи чтения текста особое внимание следует обращать на соблюдение учениками грамматических норм (Г) 2 (склонение имени числительного), орфоэпических норм (О) и искажений слов (Иск.).

При оценивании правильности речи пересказа должно контролироваться соблюдение учащимися грамматических (Г), орфоэпических (О) и речевых (Р) норм. Оценивая правильность речи заданий 1 и 2 итогового собеседования, экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно еѐ исправил. Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 10.

К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении этого задания можно отнести: неоправданно длинные паузы в речи; искажения в произношении имѐн собственных и терминов; фактические ошибки при пересказе; сжатый пересказ вместо подробного; пропуски важных микротем текста; неумение логично включать высказывание в пересказ; неумение использовать способы цитирования в речи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: