Продольные переборки воспринимают поперечную нагрузку от жидких и сыпучих грузов, а также в случае значительного протяжения по длине часть касательных усилий при общем изгибе корпуса. Эти переборки служат опорным контуром для палубных и днищевых перекрытий и для поперечных переборок. Если такие переборки используются как несущие конструкции при постановке в док, то опорные клетки выкладываются в районах пересечения продольных переборок и днища.
88 ) носовой и кормовой перпендикуляры
Носовой перпендикуляр (НП)—лини я пересечения ДП с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю носовую точку конструктивной ватерлинии.
Кормовой перпендикуляр (КП)—лини я пересечения ДП с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через точку пересечения оси поворота руля с плоскостью КВЛ. В случае отсутствия руля кормовой перпендикуляр определяется как линия пересечения ДП с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей на расстоянии 97% длины по КВЛ от носового перпендикуляра.
89) Непотопляемость
— способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении его корпуса и затоплении одного или нескольких отсеков. Также — раздел теории корабля, изучающий это мореходное качество.
В теории корабля рассматривается отдельно, но по существу является составляющей живучести судна. Сохранение непотопляемости поэтому является частью борьбы за живучесть.
90) обеспечение непотопляемости
Непотопляемость, которая является одним из важнейших качеств судна, обеспечивается конструктивными и предупредительными организационно-техническими мероприятиями. Конструктивно непотопляемость обеспечиваю, разделяя корпус судна на ряд отсеков с помощью водонепроницаемых переборок, палуб и платформ. Палубу, до которой доходят главные водонепроницаемые переборки, принято называть палубой переборок. Конструктивно непотопляемость судна обеспечивается также устройством на судне осушительных систем, мерительных труб, водонепроницаемых закрытий и т.п. Большое значение дпя обеспечения запаса плавучести, остойчивости и прочности судна после затопления отсеков имеет также правильный выбор соотношений главных размерений судна.
|
91) Ходкость судна
— качество судна иметь и сохранять заданную скорость хода при данных условиях при минимальной затрате мощности механизмов, установленных на нем. Из двух подобных судов лучшей ходкостью обладает то, которое развивает большую скорость при одинаковой мощности главных судовых двигателей или одинаковой парусности.
Теоретический расчет ходкости как правило не дает надежных результатов вследствие необходимости учёта большого количества факторов, плохо поддающихся определению. Ходкость при проектировании оценивают расчетами и путем модельных испытаний в опытовом бассейне, после постройки судна элементы ходкости определяют в процессе его ходовых испытаний.
92) сопротивление двидению судна
Волновое сопротивление. Распределение гидродинамических давлений вдоль корпуса движущегося судна неравномерно и характеризуется повышением в оконечностях и понижением в районе миделя. Вследствие этого форма поверхности воды искажается: там, где давление в потоке выше атмосферного, образуется бугор, а где оно ниже атмосферного - образуется впадина. Выведенные из положения равновесия частицы жидкости под действием сил тяжести и сил инерции стремятся вернуться в свое первоначальное положение. Установлено, что корабельные волны имеют два очага возникновения: у форштевня развивается носовая система волн, у ахтерштевня - кормовая. Сопротивление выступающих частей. Выступающими частями судна считаются рули, кронштейны и выкружки гребных валов, рудерпост, скуловые кили и т.д. Выступающие части создают добавочное сопротивление RВЧ которое определяется вязкостными составляющими. Если выступающие части рационально спроектированы и правильно расположены относительно корпуса, то их сопротивление вызывается силами трения. Воздушное сопротивление. Сопротивление воздуха движению судна слагается из сопротивления надводной части корпуса, надстроек, рубок и других палубных сооружений. Основную часть сопротивления (до 60-80 %) создают надстройки, которые по своей конфигурации приближаются к плохо обтекаемым телам.
|
93) Буксировочная мощность судна
- сила тяги (в тоннах) на гаке буксирующего судна при буксировке. Буксировочная мощность судна находится в прямой зависимости от мощности двигателя и от его КПД.
94) пропульсивный коэффициент судна -
характеристика ходкости судна, выражаемая соотношением между мощностью, затрачиваемой при движении судна, его размерами и скоростью. Простейшим количественным показателем П. к. служит отношение произведения водоизмещения судна на его скорость к мощности главного двигателя. Улучшению П. к. способствуют снижение сопротивления движению судна, повышение кпд движителя и улучшение подтекания воды к движителю. Т. н. пропульсивный коэффициент выражается отношением мощности на движителе (например, на гребном винте) к буксировочной мощности судна; иначе — это кпд движителя в свободной воде с учётом влияния на его работу обводов судна, направляющих устройств и т.п.
|
95) номинальная мощность двигателя
мощность-величина, определяющая способность судового двигателя производить определенное количество работы в единицу времени. В системе СИ измеряется в киловаттах: 1 кВт=1,36 л. с. = 102 кГс-м/с. номинальная м - мощность, на которой разрешена длительная непрерывная работа при номинальной частоте вращения вала (иногда с ограниченным ресурсом);
96) цель испытания моделей судов в опытовом бассейне
Опытовый бассейн — экспериментальная установка, предназначенная для исследования гидромеханических качеств тел.
Опытовый бассейн представляет собой чашу, заполненную водой. Бассейны, длина которых значительно превосходит ширину, также называют гидроканалами. Различают малые (до 60 метров длиной), средние (от 60 до 200 метров длиной) и большие (более 200 метров длиной) гидроканалы.
Бассейны, предназначенные для решения специальных задач (например, исследование маневренных качеств судов) могут иметь круглую либо близкую к квадратной форму в плане.