Основные термины и понятия: промснаб, госзаказ, кооперативное и паевое товарищество, национальный доход, долгосрочное планирование и прогнозирование, НТР, кризисные явления, «нефтедоллары».
1.Попытки осуществления политических и экономических реформ в 1945-1950-егг.
Под руководством Председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского был разработан 4-й пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства (1946-1950 гг.). Основными задачами были: перевод экономики на мирные рельсы, демобилизация воинов, оказание им материальной помощи, возрождение разрушенного во время войны промышленного потенциала, дальнейшее развитие тяжелой промышленности, восстановлении сельского хозяйства и др.
Восстановление заводов и фабрик началось ещё в 1943 г. К концу 1945 г. в страну было возвращено 5 млн. человек, угнанных оккупантами, восстановлен 8-часовой рабочий день, отпуска, отменены обязательные сверхурочные.
Сельское хозяйство вышло из войны разоренным и ослабленным. В 1946 г. был страшная засуха на Украине, юге России, в Молдавии, которая еще больше подорвала производительные силы колхозов и совхозов. От села требовали увеличения поставок зерна. Не хватало техники, лошадей, крестьяне пахали на коровах, нередко впрягались и сами. После войны крестьянство было обложено огромными налогами – денежными и натуральными. В 1947 г. был принят закон, по которому крестьяне платили налог государству не с количества соток земли, а с каждого плодоносного корня. Началось повсеместное уничтожение плодовых деревьев. Но это наказывалось штрафами. Нередко корни деревьев поливал кипятком, чтобы они засохли. В 1947 г. был установлен минимум трудодней, за невыполнение которого грозила ссылка.
Развитие экономики СССР упиралось в её чрезмерную централизацию. Все экономические вопросы решались только в центре, а местные хозяйственные органы были строго ограничены в решении любых дел. Основные материальные и денежные ресурсы распределялись через большое количество бюрократических инстанций. Ведомственная разобщенность, бесхозяйственность и неразбериха приводили к постоянным простоям на производстве, штурмовщине, издержкам, абсурдным транспортным перевозкам из края в край необъятной страны. В ЦК ВКП (б) поступали различные предложения экономистов. Одним из таких предложений была рукопись «Послевоенная отечественная экономика», принадлежащая С.Д. Александеру. Суть его предложений сводилась к следующему:
1.Преобразование государственных предприятий в акционерные или паевые товарищества, в которых держателями акций выступают сами рабочие и служащие, а управляет полномочный выборный совет акционеров;
2.Децентрализация снабжения предприятий сырьем и материалами путем создания районных и областных промснабов.
3.Отмена системы госзаготовок сельскохозяйственной продукции, предоставление колхозам и совхозам права свободной продажи на рынке;
4.Реформа денежной системы с учетом золотого паритета;
5.Ликвидация государственной торговли и передача ее функций торговым кооперативам и паевым товариществам.
Эти идеи можно рассматривать в качестве основ новой экономической модели, построенной на принципах рынка и частичного разгосударствления экономики, - весьма смелой и прогрессивной для того времени. Правда, идеи были отнесены к категории «вредных» и списаны в «архив».
Первая попытка реформирования командно-административной системы связана со смертью в марте 1953 г. И.Сталина. Управление страной сосредоточилось в руках трех политиков: Председателя Совета Министров Г.М. Маленкова, министра внутренних дел Л.П. Берии и секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева. Между ними разгорелась борьба за единоличную власть и поддержку номенклатуры.
Вследствие сложной борьбы на политическом «Олимпе» к власти пришел Н.С. Хрущев, стремительно оттеснивший своих соперников. В 1953 г. был арестован и расстрелян Л, Берия по абсурдному обвинению в «сотрудничестве с империалистическими разведками» и «заговоре с целью восстановления господства буржуазии». В январе 1955 г. подал в вынужденную отставку Г. Маленков. В 1957 г. была изгнана из высшего руководства «антипартийная группа» в составе Г. Маленкова, Л. Кагановича, В. Молотова и др. Хрущев, будучи первым секретарем ЦК КПСС, в 1958 г. стал еще и Председателем Совета Министров СССР. Политические изменения в СССР требовалось закрепить изменениями и в экономике.
Выступая в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР, Г.М. Маленков четко сформулировал основные направления экономической политики: резкий подъем производства товаров народного потребления, крупные инвестиции в отрасли легкой промышленности. Это коренным образом должно было изменить ориентиры развития советской экономики, устоявшиеся в предыдущие десятилетия.
Но этого не произошло. После войны несколько раз проводились различные административные реформы, но они не вносили коренных изменений в сущность планово-административной системы.
В середине 1950-х гг. были предприняты попытки отказа от применения мобилизационных мер при решении хозяйственных проблем.
С 1957 г. к власти пришел Н.С.Хрущев (1953 (1957) – 1964 гг.), сумевший добиться единовластия, отстранив разными способами своих конкурентов - Берию и Маленкова.
Управление экономикой было приближено к местам: отменен министерский принцип управления. Создавались совнархозы, вводилось материальное стимулирование.
Но экономические стимулы развития были несовместимы с командной системой. По-прежнему нужно было организовывать массы людей для выполнения различных проектов. Так, например, в 1954 г. молодежь начала освоение целины, участвовала в возведении грандиозных «строек коммунизма» в Сибири и на Дальнем Востоке.
Первые результаты реформы управления были вполне успешными. Так, уже в 1958 г., т.е. через год после ее начала, прирост национального дохода составил 12,4% (по сравнению с 7% в 1957 г.). Возросли масштабы производственной специализации и межотраслевого кооперирования, ускорился процесс создания и внедрения новой техники в производство. Но, по мнению специалистов, полученный эффект - следствие не только самой перестройки. Дело также в том, что на какой-то период предприятия оказались «бесхозными» (когда министерства фактически уже не функционировали, а совнархозы еще не сформировались), и именно в этот период они стали работать заметно продуктивнее, не ощущая никакого руководства «сверху». Но как только сложилась новая система управления, прежние негативные явления в экономике стали усиливаться. Более того, появились новые моменты: местничество, более жесткое администрирование, постоянно растущая «своя», местная бюрократия.
Новая «совнархозовская» система управления существенно отличалась от прежней, «министерской», ее суть оставалась той же. Сохранялся прежний принцип распределения сырья, продукции, тот же диктат поставщика по отношению к потребителю, прежними оставались экономические рычаги.
Все реорганизации, в конечном итоге, не приводили к заметным успехам. Более того, если в 1951-1955 гг. промышленное производство увеличилось на 85%, сельскохозяйственное - на 20,5%, а в 1956-1960 гг. соответственно на 64,3 и 30% (причем рост сельскохозяйственной продукции шел, в основном, за счет освоения новых земель), то в 1961-1965 эти цифры стали снижаться и составили 51 и 11%.
Ученые экономисты и практические работники пытались разрабатывать новые подходы к экономическому развитию страны, особенно в области долгосрочного планирования и прогнозирования, определения стратегических макроэкономических целей. Но эти разработки не были рассчитаны на быструю отдачу, поэтому им не уделялось достаточного внимания. Руководству страны нужны были реальные результаты в настоящее время, а посему все силы направлялись на бесконечные корректировки текущих планов. Например, так и не был составлен детальный план на пятую пятилетку (1951-1955 гг.), а в качестве отправного документа, направлявшего работу всей экономики в течение пяти лет, стали Директивы XIX съезда партии.