Виды заданий для формирования универсальных учебных действий




Формирование предпосылок УУД в ДОУ

Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная деятельность должна увлекать младших школьников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей. Развитие познавательной деятельности дошкольников – один из основных аспектов готовности детей к школе. В процессе познавательной деятельности формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются психические процессы: произвольное внимание и восприятие, мышление, память, воображение, речь. Приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама личность ребенка.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.

Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:

ü Образовательная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.

ü Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.

ü Необходимо понимание важности преподносимого материала.

ü Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

ü Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.

ü Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.

ü Демонстрационный и раздаточный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.

Воспитание познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.

Что же такое универсально учебные действия?

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».

 

В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:

1) личностный; 2) регулятивный;

3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные УУД

Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.);

Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности

(какое значение смысл имеет для меня учение);

 

Нравственно-этического оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.

 

Предпосылками личностных УУД являются:

· умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

· умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

· умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

· формирование познавательной и социальной мотивации;

· формирование адекватной самооценки;

· формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;

· формирование способности учитывать чужую точку зрения;

· воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

Регулятивные УУД

Целеполагание – умение сохранять заданную цель;

Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;

Контроль – умение контролировать свою деятельность

по результату деятельности и по процессу;

Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку

взрослого и сверстника;

Предпосылками регулятивных УУД являются:

· умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

· умение сохранять заданную цель;

· умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

· умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

· умение контролировать свою деятельность по результату;

· умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

· умение работать по инструкции взрослого;

· умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

· готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;

· умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

· умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.

Познавательные УУД

· Ориентировка в пространстве и времени;

· Умение применять правила и пользоваться инструкциями;

· Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;

· Умение работать по заданному алгоритму;

· Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.

Информационные

· Умение работать по книге;

· Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;

· Умение работать по иллюстрациям.

· Умение пользоваться школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).

Логические

· Классификация

· Анализ

· Синтез

· Сравнение

· Обобщение

· Сериация

· Сернация

· Исключение лишнего

· Подбор подходящего

· Установление причинно-следственных связей и др.

· Использование знаково-символическихсредств

· Моделирование

Предпосылками познавательных УУД являются:

· навыки сформированности сенсорных эталонов;

· ориентировка в пространстве и времени;

· умение применять правила и пользоваться инструкциями;

· умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

· умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

· умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;

· умение выделять существенные признаки объектов;

· умение устанавливать аналогии на предметном материале;

· умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);

· умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;

· умение производить анализ и синтез объектов;

· умение устанавливать причинно-следственные связи.

· ориентировка в пространстве и времени;

· умение применять правила и пользоваться инструкциями;

· умение ориентироваться в книге;

· умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;

· умение находить нужную страницу;

· умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;

· умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);

· умение пользоваться простейшими инструментами.

Коммуникативные УУД

· Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

· Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

· Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

· Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

· Умение вести монолог, отвечать на вопросы;

· Владение невербальными средствами общения;

Предпосылками коммуникативных УУД являются:

· потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

· владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

· строить монологичное высказывание и диалоговую речь;

· желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

· ориентация на партнера по общению;

· умение слушать собеседника.

· умение ставить вопросы; обращаться за помощью;

· предлагать помощь и сотрудничество;

· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

· формулировать собственное мнение и позицию;

· строить понятные для партнёра высказывания;

 

Виды заданий для формирования универсальных учебных действий

 

Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания:

 

o участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

o подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;

o творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;

o самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей;

o дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое;

Для формирования предпосылок познавательных логических УУД целесообразно использование следующие задания:

 

o классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;

o анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;

o синтез – объединение отдельных компонентов в целое;

o сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;

o обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах;

o сериация – установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;

o сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.

o исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним.

o подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;

o прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;

o работа с разного вида таблицами – детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;

o знаки и символы – умение работать со знаками и символами;

o работа со схемами, составление схем-опор;

o решение логических задач – решение различных логических задач, в том числе и задачи с отрицанием;

o установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом»;

 

 

Для формирования предпосылок регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:

 

o «преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;

o поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;

o взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;

o взаимный диктант (задание) – работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания;

o заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть;

o «ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например в словах, или отыскать неправильно написанные буквы;

o контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.


Для формирования предпосылок коммуникативных УУД можно предложить следующие виды заданий:

 

o «составь рассказ», «опеши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;

o составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь.

o «составь задание» – дети составляют задание друг для друга;

o «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);

o обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;

o групповая работа – любая совместная групповая работа формирует коммуникативные УУД;

o «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку.

o «ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию.

 

Итак, основными средствами формирования универсальных учебных действий являются вариативные по формулировке учебные задания, такие как: объясни, проверь, докажи, оцени, придумай, выбери, сравни, подбери, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д., которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью.Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: