Формирование предпосылок УУД в ДОУ
Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная деятельность должна увлекать младших школьников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей. Развитие познавательной деятельности дошкольников – один из основных аспектов готовности детей к школе. В процессе познавательной деятельности формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются психические процессы: произвольное внимание и восприятие, мышление, память, воображение, речь. Приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама личность ребенка.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.
Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:
|
ü Образовательная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.
ü Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.
ü Необходимо понимание важности преподносимого материала.
ü Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.
ü Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.
ü Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.
ü Демонстрационный и раздаточный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.
Воспитание познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.
Что же такое универсально учебные действия?
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».
В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:
|
1) личностный; 2) регулятивный;
3) познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные УУД
Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.);
Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности
(какое значение смысл имеет для меня учение);
Нравственно-этического оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.
Предпосылками личностных УУД являются:
· умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
· умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
· умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
· формирование познавательной и социальной мотивации;
· формирование адекватной самооценки;
· формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
· формирование способности учитывать чужую точку зрения;
· воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)
Регулятивные УУД
Целеполагание – умение сохранять заданную цель;
Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;
Контроль – умение контролировать свою деятельность
|
по результату деятельности и по процессу;
Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку
взрослого и сверстника;
Предпосылками регулятивных УУД являются:
· умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
· умение сохранять заданную цель;
· умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
· умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
· умение контролировать свою деятельность по результату;
· умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
· умение работать по инструкции взрослого;
· умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
· готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
· умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
· умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.
Познавательные УУД
· Ориентировка в пространстве и времени;
· Умение применять правила и пользоваться инструкциями;
· Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;
· Умение работать по заданному алгоритму;
· Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.
Информационные
· Умение работать по книге;
· Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
· Умение работать по иллюстрациям.
· Умение пользоваться школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).
Логические
· Классификация
· Анализ
· Синтез
· Сравнение
· Обобщение
· Сериация
· Сернация
· Исключение лишнего
· Подбор подходящего
· Установление причинно-следственных связей и др.
· Использование знаково-символическихсредств
· Моделирование
Предпосылками познавательных УУД являются:
· навыки сформированности сенсорных эталонов;
· ориентировка в пространстве и времени;
· умение применять правила и пользоваться инструкциями;
· умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
· умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
· умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
· умение выделять существенные признаки объектов;
· умение устанавливать аналогии на предметном материале;
· умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
· умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
· умение производить анализ и синтез объектов;
· умение устанавливать причинно-следственные связи.
· ориентировка в пространстве и времени;
· умение применять правила и пользоваться инструкциями;
· умение ориентироваться в книге;
· умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;
· умение находить нужную страницу;
· умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
· умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
· умение пользоваться простейшими инструментами.
Коммуникативные УУД
· Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
· Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
· Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
· Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
· Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
· Владение невербальными средствами общения;
Предпосылками коммуникативных УУД являются:
· потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
· владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
· строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
· желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
· ориентация на партнера по общению;
· умение слушать собеседника.
· умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
· формулировать собственное мнение и позицию;
· строить понятные для партнёра высказывания;
Виды заданий для формирования универсальных учебных действий
Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания:
o участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
o подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;
o творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;
o самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей;
o дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое;
Для формирования предпосылок познавательных логических УУД целесообразно использование следующие задания:
o классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;
o анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;
o синтез – объединение отдельных компонентов в целое;
o сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;
o обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах;
o сериация – установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;
o сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.
o исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним.
o подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;
o прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;
o работа с разного вида таблицами – детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;
o знаки и символы – умение работать со знаками и символами;
o работа со схемами, составление схем-опор;
o решение логических задач – решение различных логических задач, в том числе и задачи с отрицанием;
o установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом»;
Для формирования предпосылок регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:
o «преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;
o поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;
o взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;
o взаимный диктант (задание) – работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания;
o заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть;
o «ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например в словах, или отыскать неправильно написанные буквы;
o контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.
Для формирования предпосылок коммуникативных УУД можно предложить следующие виды заданий:
o «составь рассказ», «опеши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;
o составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь.
o «составь задание» – дети составляют задание друг для друга;
o «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);
o обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;
o групповая работа – любая совместная групповая работа формирует коммуникативные УУД;
o «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку.
o «ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию.
Итак, основными средствами формирования универсальных учебных действий являются вариативные по формулировке учебные задания, такие как: объясни, проверь, докажи, оцени, придумай, выбери, сравни, подбери, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д., которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью.Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.