АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Уважаемые обучающиеся. В процессе освоения раздела: Количество и счет, вам предлагается познакомиться с методикой Л. Ф. Фатиховой решение арифметических задач.
Задания:
1. Посмотреть видео-урок;
2. Прочитать и проанализировать статью;
3. Материалы анализа статьи оформить в предложенной таблице (таблицу оформить в лекционных тетрадях, сфотографировать и отправить в формате документа Word в комментариях после виде-урока)
Удачи в освоении дисциплины.
ФАТИХОВА ЛИДИЯ ФАВАРИСОВНА
Кандидат педагогических наук,
Доцент кафедры специальной педагогики и психологии,
ГОУ ВПО «Башкирский государственный
Педагогический университет
Им. М. Акмула»
АНАЛИЗ СТАТЬИ
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА РЕШЕНИЮ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Фатихова Л. Ф. Обучение дошкольников с нарушением интеллекта решению арифметических задач. // Современное дошкольное образование. 2008 – № 6. – С. 36 – 42.
Методика обучения решать простейшие арифметические задачи на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне
Условия | Предшествующая работа |
1.Обучение проводится на конкретном материале при организации предметно-практической деятельности. 2.Одновременное знакомство с обоими типами задач (на объеденение и разъеденение). На одном и том же материале организуют решение задач на нахождение суммы и на нахождение остатка. | 1.Вызвать интерес к решению задач.
|
Этапы обучения | Приемы обучения | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Начальный этап | Прием словесный; Прием показа. | Чтение условий задачи и демонстрация условий задачи с обьемными предметами. | Наблюдение за действиями, которые совершает педагог с материалом. |
Прием объяснения. | Педагог сам решает задачу, сопровождая процесс решения коментариями давая соответствующие пояснения (поясняют смысл слов и фраз). | Наблюдение за действиями, которые совершает педагог с материалом. | |
Прием повторения. | Повторение слов: «было…», «стало…», «осталось…», «сколько стало?..», «сколько осталось?..» | Наблюдение за действиями, которые совершает педагог с материалом. Закрепляют слова из задачи. | |
Основной этап. Обучающий. | Словестный прием, совместные упражнения. | Детей приучают к самостоятельному решению задачи, условия которой дает педагог. | Наблюдение за действиями, которые совершает педагог с материалом. Ответы на вопросы. Решение задачи. |
Моделирование, помощь | 1. Еще раз повторяются условия задачи. 2. Побуждение детей пересчитать полученный результат. 3. Педагог дает ответ и просит повторить его | Дошкольники составляют и решают задачу с опорой на наглядное пособие «Подвижная задача». | |
Решение аналитических задач. | Педагог предоставляет для решения аналогичной задачи, но уже с другим материалом. | Наблюдение за действиями которые совершает педагог с материалом; ответы на вопросы; решение задач. | |
Этап закрепления знаний. Самостоятельной деятельности. | Самостоятельная действия по примеру педагога. | · Педагог помогает передвигать предметы на подвижные задачи и задает наводящий вопрос; · Педагог подсказывает некоторые формулировки задач; · Педагог составляет задачу, затем просит повторить условия и решить ее | Дошкольники получают возможность проконтролировать адекватность решения составленной арифметической задачи. |
|
|
Эффективность пособия «Подвижная задача»:
1. Развивается умение осуществлять прямой количественный счет;
2. Развивается умение производить отсчет заданного количества предметов от
Совокупности;
3. Формируется представление о сохранении количества;
4. Развивается умение осуществлять действия сравнения, упорядочения и
преобразования множеств;
5. Развивается умение классифицировать предметы по количественному признаку;
6. Развивается умение решать простейшие арифметические задачи на нахождение
суммы и остатка, умение моделировать содержание задач на наглядном и условном
материале и умение решать примеры;
Условия
при работе по методике обучения решать простейшие арифметические задачи на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне
1. Следует побуждать детей к комментированию своих действий, к решению задач на всех этапах, что позволяет в дальнейшем сформировать планирующую функцию речи,
внутренний план действия;
2. Предъявление всех видов и мер помощи;
3. Возврат к предыдущему этапу при неспособности ребенка производить действия
на определенном этапе;
4. Постепенное усложнение задания:
· Увеличение количественного численного в котором производится действие на объединение и разъединение.
· Переход от объемного материала к плоскому.