В 1965 году компания American Telegraph & Telephone Bell Labs совместно с фирмой General Electric и группой исследователей из Масачусетского технологического института создала проект Os Multics. Целью проекта было создание многопользовательской интерактивной операционной системы, обеспечивающей большое число пользователей удобными и мощными средствами доступа к вычислительным ресурсам. Эта ОС основывалась на принципах многоуровневой защиты. Виртуальная память имела сегментно–страничную организацию, где с каждым сегментом связывался уровень доступа. Для того чтобы какая–либо программа могла вызвать программу или обратиться к данным, располагающимся в некотором сегменте, требовалось, чтобы уровень выполнения этой программы был не ниже уровня доступа соответствующего сегмента. Также впервые в Multics была реализована полностью централизованная файловая система. То есть, даже если файлы находятся на разных физических устройствах, логически они как бы присутствуют на одном диске. В директории же указан не сам файл, а лишь ссылка на его физическое местонахождение. Однако все попытки наладить в системе относительно дружественный интерфейс провалились. Проект был закрыт.
На сегодняшний момент операционная система Windows фирмы Microsoft во всех ее проявлениях считается самой распространенной операционной системой на ПК.
Microsoft Windows не была изначально операционной системой, она возникла в виде стандартизатора графического интерфейса и прижилась исключительно потому, что пользователь хотел видеть программу, с которой ему часто приходится работать красивой, практичной, удобной и легкой в освоении и использовании.
В то же время для ОС UNIX был создан специальный графический интерфейс – X Window System (X11). Промышленный гигант – фирма IBM выпустила вместе с операционной системой OS/2 свой вариант графического интерфейса пользователя (GUI – Graphics User Interface) – Presentation Manager. После запуска программа обычно создает одно окно, с которым она ассоциируется и работает. Пользователь, работая с окном и находящимися в нем объектами заставляет операционную систему (или программную оболочку) посылать программе сообщения, активизирующие необходимые пользователю возможности программы. В процессе работы программа также может создавать другие окна (выбора, диалога, обрабатываемого файла и др.) и получать от них сообщения.
|
Операционная система (оболочка), ориентированная на графический интерфейс пользователя, предоставляет не только функции, поддерживающие ввод–вывод, но и широкий спектр системных вызовов, позволяющих использовать различные графические примитивы: от самых простых (точки, линии, дуги) до самых сложных (области, окна, курсоры). Основным преимуществом использования графического интерфейса операционной системы является то, что с помощью него программа может создавать графические изображения, которые будут выглядеть одинаково на всех устройствах, поддерживаемых операционной системой (принцип WYSIWYG – What You See Is What You Get – что видим, то и получаем).
Большое внимание в графическом интерфейсе операционной системы обычно уделяется шрифтам. Исторически сложилось так, что первыми и долгое время единственными шрифтами для компьютеров оставались растровые (точечно–матричные) шрифты. Такие шрифты занимали малый объем памяти, однако, их невозможно было вращать, наклонять, уменьшать, без искажений, а увеличивать можно было только в целое число раз. С появлением графического интерфейса, операционные системы стали предоставлять системные вызовы для поддержки использования векторных шрифтов, которые не только легко масштабируются, меняют наклон и толщину, но и выглядят одинаково на всех устройствах, поддерживаемых операционной системой. Существует множество стандартов векторных шрифтов: TrueType, OpenType и другие.
|
Семейство UNIX
Считается, что в появлении Юникса в частности «виновата» компьютерная игра. Дело в том, что Кен Томпсон создал игру «Space Travel». Он написал ее в 1969 году на компьютере Honeywell 635, который использовался для разработки Multics. Но дело в том, что ни вышеупомянутый Honeywell, ни имевшийся в лаборатории General Electric 645 не подходили для игрушки. И Кену пришлось найти другую ЭВМ – 18–разрядный компьютер РDР–7. Кен с ребятами разрабатывал новую файловую систему, дабы облегчить себе жизнь и работу. Томпсону этого показалось мало и он начал ее совершенствовать, включив такие функции как inodes, подсистему управления процессами и памятью, обеспечивающую использование системы двумя пользователями в режиме Timesharing (разделения времени) и простой командный интерпретатор. Кен также разработал несколько утилит под систему. Собственно, сотрудники Кена еще помнили, как они мучились над осью Multics, поэтому в честь старых заслуг один из них – Брайан Керниган – решил назвать ее похожим именем – UNICS. Через некоторое время название сократили до UNIX. ОС была написана на ассемблере.
|
В ноябре 1971 года был опубликован первый выпуск полноценной документации по Юниксу. В соответствии с этим и ОС была названа «Первой редакцией UNIX». Вторая редакция вышла довольно быстро – меньше, чем через год. Третья редакция ничем особенным не отличалась. 4–я редакция UNIX появилась в 1973 году, написанная на языке C. В июле 1974 года вышла 5–я версия UNIX. Шестая редакция UNIX, выпущенная в 1975 году, стала первым коммерчески распространяемым Юниксом. Большая ее часть была написана на С.
Позже была полностью переписана подсистема управления оперативной и виртуальной памятью, заодно изменили интерфейс драйверов внешних устройств. Все это позволило сделать систему легко переносимой на другие архитектуры и было названо «Седьмая редакция». Параллельно с улучшением Юникса шла разработка системы, известной как (Fгее)BSD. Когда в 1976 году в Университет Беркли попала «шестерка», там возникли местные юникс–гуру. Одним из них был Билл Джой.
Собрав команду, Билл начал разработку собственной системы на ядре UNIX.Запихнув помимо основных функций кучу своих (включая компилятор Паскаля), он назвал всю эту сборную солянку Distribution (BSD 1.0). Вторая версия BSD почти ни чем не отличалась от первой. Третья версия BSD основывалась на переносе UNIX version 7 на компьютеры семейства VAX, что дало систему 32/V, легшую в основу BSD 3.x. При этом был разработан стек протоколов ТСР/IР. Разработка финансировалась Министерством безопасности США.
Первая коммерческая система называлась UNIX SYSTEM III и вышла она в 1982 году. В этой ОС сочетались лучшие качества UNIX Version7.
К 1984 году был выпущен второй релиз UNIX System V, в котором появились возможности блокировок файлов и записей, копирования совместно используемых страниц оперативной памяти при попытке записи (copy–on–write), страничного замещения оперативной памяти и т. д. К этому времени ОС UNIX была установлена на более чем 100 тыс. компьютеров.
В 1987–м году выпущен третий релиз UNIX System V. Было зарегистрировано четыре с половиной миллиона пользователей этой операционной системы. Что касается Линукса, то он возник лишь в 1990 году, а первая официальная версия ОС вышла лишь в октябре 1991 года. Как и BSD, Линукс распространялся с исходниками, чтобы любой пользователь мог настроить ее так, как ему хочется. Настраивалось практически все, чего не может себе позволить, например, ОС Windows.