Описание этапов экскурсии




Федеральное агентство по образованию РФ

Уральский государственный лесотехнический университет

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

 

ЗАЧЁТНАЯ ЭКСКУРСИОННАЯ РАЗРАБОТКА

«Центральные храмы города Екатеринбурга»

 

Екатеринбург,

Г.


Обоснование маршрута

 

Для своей экзаменационной разработки мы выбрали следующие объекты: Вознесенская церковь, Храм "На крови", Екатерининская часовня, Свято-Троицкий Кафедральный Собор, Ново-Тихвинский женский монастырь. Потому что мы считаем, что это наиболее значимые храмы нашего города, т.к. Вознесенская церковь является самой старой церковью; Храм "На крови" считается самым важным туристическим объектом, потому что это место, где расположен храм известно, прежде всего, как место убийства царской семьи; Екатерининская часовня – это своеобразная визитная карточка города Екатеринбурга; Свято-Троицкий Кафедральный Собор мы выбрали, потому что он является одним из немногих Кафедральных Соборов Свердловской области; Ново-Тихвинский женский монастырь привлекает своим своеобразием, потому что это единственный крупнейший женский монастырь на Урале.

Данная экскурсия предназначена для туристов от 16 лет. Эти туристы наиболее заинтересованы в информации о посещаемых храмах нашего города.


Организационные аспекты экскурсии

 

автобус

Продолжительность экскурсии: 3-4 часа

10-00 исходная точка гостиница «Свердловск» (ул. Челюскинцев,106)

10-15 остановка около Вознесенской церкви (Клары Цеткин,11)

10-45 переход к Храму "На крови" (ул. Толмачёва,34)

11-30 посадка в автобус

11-35 отъезд к Екатерининской часовне через центр города

11-45 остановка около Екатерининской часовни (Площадь труда)

12-15 отъезд к Свято-Троицкому Кафедральному Собору

12-25 остановка около Свято-Троицкого Кафедрального Собора (ул. Розы Люксембург,57)

13-00 посадка в автобус. Переезд к Ново-Тихвинскому женскому монастырю

13-10 остановка у Ново-Тихвинского женского монастыря (Зелёная роща,1), храм Александра Невского

14-00 отъезд от монастыря.

14-30 приезд на исходную точку в гостиницу «Свердловск»

 


Краткое описание экскурсионных объектов

 

1) Храм Вознесения Господня (Вознесенское Архиерейское подворье)

 

а) Расположение храма: ул. Клары Цеткин, 11 (Вознесенская горка)

б) Статус объекта: основной

в) Режим доступа для посещаемых объектов: действующий храм

г) Сохранность объекта: заложена в 1792 году. Это единственный сохранившийся памятник культовой архитектуры в городе.

д) Фотография храма: (см. на диске)

 

2) Храм – памятник «На крови» во имя всех святых в земле

Российской просиявших

 

а) Расположение храма: ул. Толмачёва,34

б) Статус объекта: основной

в) Режим доступа для посещаемых объектов: действующий храм

г) Сохранность объекта: заложен в 1992 году, освящён в 2003 году. Стал на Урале одним из наиболее значительных архитектурных проектов последнего десятилетия.

д) Фотография храма: (см. на диске)

 

3) Екатерининская часовня

 

а) Расположение часовни: Площадь труда

б) Статус объекта: дополнительный

в) Режим доступа для посещаемых объектов: действующая часовня

г) Сохранность объекта: возведена в 1998 году

д) Фотография часовни: (см. на диске)


4) Свято-Троицкий Кафедральный Собор (Рязановская церковь)

 

а) Расположение храма: ул. Розы Люксембург,57

б) Статус объекта: основной

в) Режим доступа для посещаемых объектах: действующий храм

г) Сохранность объекта: возведен в 1818 году. В данный момент идёт частичная реконструкция храма

д) Фотография храма: (см. на диске)

 

5) Ново-Тихвинский женский монастырь (Храм Александра Невского)

 

а) Расположение объекта: Зелёная роща,1

б) Статус объекта: основной

в) Режим доступа для посещаемых объектов: действующий монастырь

г) Сохранность объекта: ведёт свою историю с 18 века

д) Фотографии: (см. на диске)

 


Описание этапов экскурсии

 

1) Отправление группы от гостиницы «Свердловск» (ул. Челюскинцев,106) в 10-00 - начальная точка экскурсии. Конечная точка – Ново-Тихвинский женский монастырь 14-00. Общее время экскурсии – 4 часа. Примерное время передвижения между объектами 10-15 минут. Продолжительность пребывания на каждом из объектов примерно 30-40 минут.

 

2) Текст экскурсии

 

Экскурсанты заранее были предупреждены о внешнем виде при посещении храмов. Желательный внешний вид: для девушек и женщин - не вызывающая неяркая одежда, юбка ниже колена, если есть желание приложиться к иконам не допустим макияж. Для мужчин – при входе в храм снимают головной убор.

10-00 посадка в автобус

Текст в автобусе по пути к Вознесенской горке

Доброе утро, уважаемые экскурсанты! Приветствую Вас в нашем городе Екатеринбург. Позвольте представиться: меня зовут Наталья. Сегодня я познакомлю Вас с религиозными достопримечательностями столицы Урала. Мы посетим 3 центральных храма Екатеринбурга, часовню – визитную карточку нашего города и самый старый на Урале женский Ново-Тихвинский монастырь. Продолжительность нашей экскурсии примерно 4 часа.

А теперь пару слов о правилах поведения в храме. Во-первых, при входе в храм женщины и девушки должны надеть головные уборы, а мужчины должны их снять. Во-вторых, необходимо вести себя тихо в храме, чтобы не мешать молящимся, в-третьих, фото - и видеосъёмка запрещены, в-четвёртых, желающие могут поставить свечки.

Сейчас у нас первая остановка на Вознесенской горке.

Автобус паркуется у ТЮЗа. Время приезда 10-15. Далее экскурсанты поднимаются по лестнице к церкви мимо усадьбы Расторгуевых-Харитоновых. Экскурсантам рассказывается об этом памятнике архитектуры 19 века на смотровой точке у монумента «Уральскому комсомолу».

Сейчас мы находимся на самой высокой точке центра города. Перед нами главный особняк усадьбы Расторгуева - Харитонова вместе с прилегающим к нему огромным садом и многочисленными постройками. «Екатеринбургский акрополь» как его образно величают знатоки, - самый великолепный, масштабный и ранний по времени строительства памятник архитектурного классицизма, сохранившийся до наших дней (ул. К. Либкнехта, 44).

Строительство усадьбы началось в 1794 г. Кто заказал строительство, в точности неизвестно. По одной из версий, это был заводчик Петр Демидов, Подругой версии, подтвержденной документально, Расторгуев купил недостроенный дом у вдовы губернского секретаря С.И. Исакова. Имя архитектора также неизвестно, но, учитывая, что усадьба строилась около 30 лет, можно предположить, что здесь поработал не один архитектор. Известно, что на заключительной стадии в строительстве принимал участие М.П. Малахов. Сам Расторгуев умер, не дождавшись завершения строительства (1824 г.), и дом перешел к его зятю П.Я. Харитонову. В парке устроено искусственное озеро с насыпным островком и круглой беседкой-ротондой на нем, кругом — аллеи, извилистые тропинки, насыпные горки. Под парком проходят старые подземные ходы, один из них обнаружили после обвала в 1924 г. Согласно легендам, старовер Расторгуев, опасаясь гонений, проложил из дома ходы через парк, под Вознесенской площадью до городского пруда. По другим легендам, эти ходы — остатки тайных штолен, где Расторгуев добывал золото. Выходы кварцевых золотоносных жил на Вознесенской горке действительно есть, было золото и в виде россыпей в засыпанной сейчас речке Мельковке, протекавшей у северного склона Вознесенской горки. Но настоящую промышленную жилу найти после Расторгуева никто не смог. Легенды об этой таинственной усадьбе до сих пор живы. Усадьба изначально стала местом трагическим и несчастливым.

А прямо перед нами Вознесенская церковь. Давайте подойдём к ней поближе.

Экскурсанты подходят к церкви. Смотровая точка правее храма, потому что необходимо располагать группу подальше от паперти, чтобы нищие не мешали проводить экскурсию.

Начнем с того, что церковь – это место единения человека с Богом. Люди приходят туда помолиться и поставить свечки.

Оттеночный окрас церкви небесно-голубой с белоснежно-белым цветом. Как Вы думаете, почему церковь имеет голубоватый оттенок? Голубой цвет символизирует небо, пребывание Бога на небе, в бесконечности, созерцании, в спасение. Белый же цвет – это символ чистоты, невинности, победы жизни над смертью. Обратите внимание на купола церкви. Церковь трехкупольная – это означает святую троицу: отец, сын, дух святой. Цвет куполов золотой, а золото мы ассоциируем с богатством, светом, сиянием, благородством, блеском.

Если Вы приглядитесь, Форма креста тоже имеет своеобразную символику. На подобной форме креста был распят Иисус Христос. Крест немного наклонен, чтобы показать страдания Христа. Верхняя часть – символ самого Иисуса Христа. Длинная перекладина – говорит о том, что все сотворено Богом. Маленькая черта обозначает мир ангелов. Наклонная линия олицетворяет все человечество. Ну а самая длинная линия вертикальная – говорит нам о том, что все соединяется в Боге, все в Боге.

Церковь Вознесения Господня (Вознесенская), появившаяся в Екатеринбурге еще в конце XVIII столетия. Она является сегодня самым старым храмовым зданием города. Первая церковь на Вознесенской горе была поставлена в мае 1770 года, Здание ее располагалось почти точно на месте того крыла Ипатьевского дома, где было совершено 18 июля 1918 года цареубийство. Церковь была освящена 19 сентября 1770 года.

В 1789 году прихожане пожелали соорудить вместо этой церкви каменную двухэтажную церковь.

Здание новой церкви было заложено 16 мая 1792 года протоиереем Карпинским в 300 м. к востоку от прежней церкви в самом высокой части горы на месте прежней усадьбы основателя города В.В. Татищева. Рождествобогородицкая церковь на первом этаже была освящена 2 сентября 1801 года, а Вознесенская церковь на втором этаже была освящена 25 июля 1818 года. Деревянная церковь была разобрана и в 1808 году перенесена в Нижне-Исетский завод, где она сначала была приходской, а после строительства там каменной церкви стала кладбищенской.

В 1834 году была начата капитальная реконструкция церкви по проекту архитектора Н.Шулаева, которая должна была полностью изменить ее облик и переделать из церкви XVIII века в стиле барокко на церковь в византийском стиле, напоминающую церкви архитектора К-Тона. К зданию были пристроены по бокам двухэтажный пристрой с приделами на каждом этаже, что увеличило число приделов с двух до шести.

При этом полностью изменился фасад церкви и немного была надстроена и изменена колокольня, причем первоначальный шпиль был заменен на маковку. 25 июля 1837 года был заложен северный пристрой, а 23 июля 1839 года был заложен южный пристрой. Митрофаниевский придел на первом этаже северного пристроя был освящен 6 июня 1848 года. Благовещенский придел на первом этаже южного пристроя был освящен 23 сентября 1852 года. Приделы на втором этаже были освящены в июле к концу века: Казанский придел в 1889, а Пророко-Ильинский лишь в 1890 году. Проект перестройки восточной части храма с сооружением над ней нового купола с огромной маковкой к счастью не состоялся, благодаря чему эта часть сохранила облик XVIII века.

После установления советской власти в 1920 г. при Вознесенской церкви было образовано религиозное общество, в котором зарегистрировалось 3000 человек. В 1922 г. она, как и все церкви пострадала от кампании по изъятию церковных ценностей. Из нее было изъято 2 пуда (32 кг.) серебра и 30 бриллиантов.

После раскола церкви община Вознесенской церкви не уступила ее обновленцам и осталась "староцерковной", Тихоновской. В связи с этим на общину усилилось давление с целью добиться закрытия церкви. Во время проведённой в апреле 1925 года проверки имущества община была обвинена в пропаже ряда культовых предметов на сумму 1200 руб., а также в факте сокрытия от властей иконы Казанской Божьей Матери в серебряной ризе. Одновременно с этим руководство общины было обвинено в контрреволюции которая состояла в том, что в церкви на службах поминали имя Патриарха Тихона и молились за него в тот период, когда он находился под судом, что рассматривалось, как "вызов советской власти". Хотя большая часть "похищенного" нашлась, на основании предъявленных обвинений президиум горсовета расторг в 1925 году договор с общиной и поставил вопрос о закрытии церкви и передаче ее под музей или школу. В 1926 году церковь была закрыта и в 1927 переоборудована под школу.

Позднее она в течение многих лет использовалась в качестве Краеведческого музея. Однако начале 70-х годов музей "закрылся на ремонт", который длился около 20 лет и так и не был окончен. В 1991 году церковь была возвращена верующим. Однако первоначально возвращён был лишь второй этаж. Начать службы на первом этаже не удалось и через три года. Службы идут в главном Вознесенском и в Ильинском приделах. К 1995 году в основном проведен наружный ремонт здания. Золотом засияла маковка главного купола, покрытая стальным листом с титановым напылении. В 1995 году Казанский придел был временно передан общине старообрядцев Поморского согласия.

16 июля 1998 г в стенах этого храма, при правящем архиереи Екатеринбургской епархии Епископе Никоне (Миронове) и старшем священнике подворья иереи Алексии Горине, проходила церемония прощания с возможными останками императора Николая Второго и его близких.

Центральный придел и колокольня храма до наших дней сохранили декоративные детали стиля так называемого «уральского барокко» - карнизы, оконные наличники, необычные детали – «кокошники», венчающие фасад.

Ансамбль Вознесенской горки стал одним из лучших архитектурных ансамблей Екатеринбурга конца XVII – начала XIX века. И вплоть до начала XXI века, до возведения Храма-памятника-на-Крови, Вознесенский храм оставался главной архитектурной доминантой восточной части центра нашего города.

Я Вам предлагаю посетить эту церковь. Напоминаю, что девушки и женщины должны покрыть голову в отличие от мужчин.

Экскурсанты входят в храм.

Первая смотровая точка сразу после входа в храм – под куполом.

Мы с Вами находимся внутри церкви. Внутреннее убранство храма сразу же дает нам понять о бывалости храма, о его древности. Иконы в нем также очень старинные, но не потерявшие свою красоту и изысканность. Например, Икона Николая Чудотворца (Николая Угодника). Или как его еще называют Николай Мирликийский или же Николай Можайский. Изображен с евангелием в руках. В Оплечье (шарф),на котором вышиты кресты. Характерное лицо, высокий лоб, бородка, аккуратные волосы. Пожилой возраст. Мы с Вами видим житийскую икону Николая Чудотворца (читаем сверху слева направо, как книгу) Первая картинка – это сцена его рождения Святитель Николай родился во второй половине Ш века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу.

До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески — «побеждающий народ».

Уже в первые дни своего младенчества святитель Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов. Над Николаем провели Таинство Крещения.

Далее экскурсанты проходят в притвор церкви. Им рассказывается про 7 таинств.

Таинство - Это священное действие, через которое подаются благодатные дары Святого Духа, которое совершается священнослужителем по установленному чину.

В православной Церкви таких Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство, Елеосвящение.

Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Сорвало на нем паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда — просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, — и вот святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань. При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали — и продолжают по сей день — источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения Святая Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 6 декабря и 9 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

Также мы хорошо видим Икону Божией Матери «Умиление» В центре иконы - поясное изображение Богоматери с Младенцем на руках, нежно прижавшимся к Ее щеке. В византийском искусстве такой тип изображения называется «Елеуса», по–русски, Умиление. Богоматерь изображена закутанной в темно – вишневый плащ – омафорий, одежду замужних палестинских женщин, а на омафории - звезды, знаки Ее девства, чудесно сохраненного «до рождества, в рождестве и по рождестве». Прижимая к себе правой рукой Младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку Богородица простирает к Нему в жесте моления, пронзенная своей материнской скорбью за Него - к Нему она несет свою печаль, свое извечное заступничество за людей. И способным ответить на ее молитву, изображен на иконе Младенец Сын. В Его взгляде таинственно слились детская мягкость и Божественная мудрость. Они оба знают. Золотым ассистом – знаком Божественной силы- пронизана Его детская рубашечка.

Экскурсантам даётся 10-15 минут, чтобы осмотреть церковь самостоятельно и поставить по желанию свечки.

10-45 переход группы к Храму-на-Крови через подземный переход у ТЮЗа.

10-50 остановка у Храма-на Крови. Смотровая точка о подножия храма у парковки автобусов. Так как нельзя вести экскурсию в храме, то весь материал даётся на смотровой точке.

Мы с Вами находимся у знаменитого Храма-Памятника на Крови во Имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших. Храм – это культовое здание для выполнения религиозных обрядов.

Архитектор проекта - Константин Ефремов. Сбор средств на него начался в 1997 году. В общей сложности на строительство было затрачено 328 млн. рублей.. Основой для решения образа храма послужила архитектура XII - XV веков, в течение этого периода происходил расцвет православного искусства и архитектуры. Архитектурный проект Константина Ефремова уникален тем, что в нем удалось в полной мере выразить смысловые определители Храма-Памятника на Крови, а именно: память, покаяние, печаль, национальное достоинство, возрождение и очищение.

Храм-на-Крови - это место, где до 1977 г. стоял знаменитый Ипатьевский дом, в котором трагически оборвалась жизнь последнего российского императора Николая II, его семьи и придворных. Дом был построен во второй половине 1870-х гг. И.И. Редикорцевым, после его смерти был куплен купцом И.Г. Шаравьевым, а в 1908 г. — инженером Н.Н. Ипатьевым. По злой иронии судьбы династия Романовых, вышедшая из Ипатьевского монастыря, пресеклась в доме, который называли Ипатьевским. Бывший царь с супругой и дочерью Марией были привезены из Тобольска 30 апреля 1918 г.

Затем на автомобилях царь и члены его семьи были привезены в заранее приготовленный для их содержания дом. Его подготовка началась еще 28 апреля, когда на заседание Уралсовета вызвали Н.Н. Ипатьева, которому приказали в 24 часа освободить дом, оставив в нем только самое необходимое. Личные вещи хозяина сложили в кладовую и в его присутствии опечатали. Выбор дома был не случаен. Николай Николаевич Ипатьев был хорошо известен членам Уралсовета — он был видным екатеринбургским кадетом, после Февральской революции входил в комитет общественной безопасности, в котором состоял будущий комендант "Дома особого назначения" большевик Яков Юровский, а также и другие деятели Уралсовета. Дом был спешно обнесен двойным забором, по высоте превышающим окна второго этажа. Всего снаружи дома было размещено восемь постов охраны, и еще два находились внутри. Когда царя подвезли к дому, председатель Уралсовета Белобородое произнес фразу, вошедшую в историю: "Гражданин Романов, вы можете войти". Выйти из дома ни царь, ни его близкие уже никогда не смогли. Первоначально охрана царя состояла из уральских рабочих. Затем ее поручили десяти "латышам" (так в те годы именовали всех большевиков-иностранцев, независимо от их национальности). Именно они вместе со своими начальниками — Юровским, Ермаковым, Никулиным и Медведевым — составили интернациональную "расстрельную команду".

16 июля 1918 г. из Перми в Екатеринбург поступил зашифрованный приказ о расстреле Романовых. Ночью 17 июля приказ был исполнен. Все заключенные спали. Их разбудили и перевели в полуподвал, где для казни была уже специально приготовлена комната: стены и пол обшиты досками, чтобы избежать рикошетов. Вошла "расстрельная команда", и Юровский объявил: "В связи с тем, что ваши родственники в Европе продолжают наступление на Советскую Россию, Уралисполком постановил всех расстрелять". Кому и в кого стрелять, было распределено заранее. Сам Юровский выстрелил в царя (эту же "честь" приписывали себе Петр Ермаков и Павел Медведев). Раненых достреливали, добивали штыками. Трупы погрузили на машину и повезли на запад, в сторону Верх-Исетского завода.

За несколько дней до отхода большевиков из Екатеринбурга под натиском белых ключи от "Дома особого назначения" вернули хозяину — Н.Н. Ипатьеву. В доме он больше не жил, а продал его белым под штаб Северо-Уральского фронта. В первые дни после прихода белых в доме побывали толпы зевак, каждый старался унести что-нибудь на память, из стен и пола "расстрельной" комнаты выковыривали пули, а некоторые посетители просто грабили бесхозное имущество, многое из которого оказалось вскоре на городской барахолке. В доме обнаружилось также множество кабалистических знаков (в частности, свастика), что породило версии о ритуальном убийстве. Однако, скорее всего эти знаки рисовала, чтобы защититься от беды, сама царица Александра Федоровна, известная крайним суеверием.

В 1920-х гг. в доме Ипатьева размещался Музей Революции, а прилегавшую к нему площадь переименовали в площадь Народного Гнева. Факта расстрела Романовых никто не скрывал, им даже гордились. Расстрельную комнату восстановили (настоящие доски стен и пола были вывезены белыми) и водили в нее экскурсии. Затем в доме был Антирелигиозный музей, различные малозначительные учреждения. О страшных событиях 1918 г. старались забыть, официально о них более не упоминалось. Но народная память жила, и к дому постоянно стекались люди. Это раздражало и местные и московские власти. В сентябре 1977 г., "учитывая острую потребность в реконструкции улиц Якова Свердлова и Карла Либкнехта", дом был снесен. В новое время, вместе с изменением отношения к отечественной истории, изменилось и отношение к этому месту — свидетелю ужасной трагедии. Здесь поставлена деревянная часовня во имя Преподобной Мученицы Елизаветы Федоровны, а в 2000 г. началось строительство "храма на крови".

Мы посетим место казни последнего русского Императора и его семьи, где до 1977 года стоял дом горного инженера Ипатьева, в котором семья Николая 2 находилась последние 78 дней и была расстреляна в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. А сейчас на том месте возвышается Храм-Памятник на Крови во имя всех святых в земле российской просиявших, построенный и освещенный в 2003 году. В храме рядом с алтарем располагается место комнаты расстрела – «Русская Голгофа», мемориальный музей памяти Романовых, где можно увидеть фотографии и предметы, сохранившиеся с опаленных огнем революционных лет прошлого.

Своим расположением и масштабами храм стал городской достопримечательностью. Самый зрелищные части, издалека - купола, главный и 8 дополнительных - символ Троицы, развёрнутой в бесконечность. Купола блестят золотом.

Колокол, отлитый из особой колокольной бронзы, назвали Андрей, в честь св. Андрея Первозванного, среди 14 колоколов Храма-на-крови он будет иметь самый низкий голос.

Крест на куполах более выразителен, чем на Вознесенской церкви. Он означает крест, который был прибит Иисусу Христу.

11-00 Группа проходит ближе к Храму, поднимаются по лестнице. Смотровая точка у входа в Храм. Рассказ о внутреннем убранстве Храма, гостинице для высокопоставленных религиозных санов.

Первый этаж храма – Романовский, с иконостасом, с «царскими вратами», с криптой-молельней на «месте» расстрельной комнаты и музеем: от Ипатьевского монастыря до Ипатьевского дома. Есть и специальный зал «строительство храма». Алтарь располагается рядом с местом расстрела царской семьи.

Главные внутренние конструкции – иконостасы, их 2, на двух уровнях – этажах. Верхний – бело-мраморный, 12 метров в высоту, 30 в длину. Это единственный фаянсовый иконостас. Он отличается долговечностью.

Здесь Вы также можете поставить свечки. В храме всего 60 икон. Их исполнители сестры-монахини и послушницы иконописной мастерской Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря, который мы с вами посетим чуть позже.

Храмовая икона посвящена Всем Святым В Земле Российской Просиявшим и содержит около 500 персонажей. «Святые Царственные Страстотерпцы» - самая большая по размерам.

На торжественной церемонии открытия представители Императорского дома Романовых передали в дар храму икону Божией Матери "Троеручица", которая находилась в доме Ипатьева в период пребывания там семьи Николая II в 1918 году.

В ансамбль храма включен памятник царской семье. Он представляет собой скульптурную композицию, в художественной форме представляющую трагический момент спуска Николая II и его семьи в подвал дома Ипатьева на расстрел.

Посмотрите направо, та Вы увидите так называемую «гостиницу» для приезжающих высокопоставленных священников, где также есть конференц-зал. Рядом с «гостиницей» Вы увидите часовню, поставленную на месте Ипатьевского дома, в честь Елизаветы Фёдоровны (родной сестры последней императрицы Александры Федоровны).

А теперь Вы можете войти в храм и осмотреть его интерьер и поставить свечки. Напоминаю, что фотографировать и снимать в храме запрещено.

Экскурсантам даётся 15 минут. Затем они садятся в автобус, который их уже ждёт у храма и едут к Екатерининской часовне. Время отъезда 11-35.

Следующим пунктом нашего маршрута будет Екатерининская часовня.

По пути в автобусе рассказывается про церкви, которые стояли раннее, ныне не существующих. Время в пути 10 минут.

Пока мы до нее не доехали, я хотела бы Вам рассказать о храмах, которые стояли в городе Екатеринбурге до наших дней.

Едем по проспекту Ленина в сторону Площади 1905 года. Сейчас мы проезжаем площадь 1905 года. Еще до революции в центре площади возвышалась Богоявленская церковь (кафедральный собор).

Она была заложена в 1771 г. на месте деревянной церкви, построенной здесь в 1745-1747 гг. Строительство продолжалось двадцать четыре года. Церковь была двухэтажной, 55 м в длину и 26 м в ширину, с пятиярусной 66-метровой колокольней. По очертаниям она напоминала современникам Петропавловский собор в Санкт-Петербурге и при необходимости могла вместить до 4500 прихожан. Она находилась примерно на том месте, где стоит, как мы сейчас видим, гранитная трибуна и примыкающий к ней 6-метровый памятник Ленину.

Приехав на площадь труда, к Екатерининской часовне, рассказываем про церковь, которая стояла до часовни. Остановка у часовни11-45. Смотровая точка – перед часовней.

1 октября 1723 г. на Екатерининской площади - теперь площадь Труда, где мы сейчас с Вами находимся - была заложена первая в нашем городе мазанковая церковь.(мазанка-Дом, хата из глины или обмазанного глиной дерева, самана, кирпича). Она сгорела при пожаре, и в 1758 году на том же самом месте был заложен богатый каменный Собор «Во Имя Великомученицы Екатерины». по проекту архитектора Берг-коллегии Иоганна Миллера. В 1763-1768 гг. были освящены четыре придела двухэтажного Екатерининского храма. Как главный храм горного округа церковь получила название Екатерининского собора.

В Екатерининском храме, как холодном, богослужения совершались только летом, в остальное же время года служили в придельных храмах, составлявших теплую церковь Собор был построен в стиле барокко, весьма распространенного в России XVIII века, имел трехъярусную колокольню высотой 55,5 м, а на колокольне часы, по которым сверял время весь город.

В 1830-х гг. храм был перестроен по проекту архитектора М. П. Малахова Очень известного на Урале архитетктора, венчание которого состоялось в этой церкви. К зданию, первоначально построенному в стиле барокко, добавились столь излюбленные Малаховым классические портики.

Екатерининский собор производил величественное впечатление: он вмещал до 8 тыс. человек. Высота венчавшей собор 2-ярусной колокольни составляла почти 60 метров. Не случайно она использовалась как дозорная и пожарная вышка. Знаменит был Екатерининский собор и своими реликвиями: здесь хранилась часть святых мощей праведного Симеона Верхотурского и знамя Уральского горнозаводского батальона, переданное в храм в 1869 г.

В 1920 г. большевики совершили акт глумления над святыней: мощи были вскрыты и отобраны у церкви. В феврале 1930 г. Собор был закрыт, а весной этого же года взорван. В 90-х годах религиозные святыни вновь возвращены епархии.

И вот В 1998 году к 275-летию Екатеринбурга на месте Екатерининского Собора воздвигнута каменная часовня Во имя Святой Великомученицы Екатерины (церковь без алтаря, в которой можно молиться, но нельзя совершать некоторые церковные службы). Часовня белого, белоснежного цвета. Что символизирует чистоту, невинность, победу жизни над смертью. Купола часовни ярко-золотистого оттенка. Это тоже неспроста. Золотистый цвет несет символ славы, сияния, блеска, чистоты после мученичества. Поскольку Святая Великомученица Екатерина была мученицей. Часовня является пятикупольной шатровой, пять куполов- это говорит о численности евангелистов: четыре евангелиста и один Бог. На портале главного входа над аркой, шестиконечный позолоченный крест, с парящими ангелами. Свод арки опирается на колонны из полированного лиственита. Форма креста тоже может нам сказать о многом. Именно на кресте такой формы был прибит Иисус Христос. Верхняя часть креста- символ Христа. Длинна перекладина говорит о том, что все сотворено Богом. Небольшая перекладина – это мир ангелов. Наклонная линия обозначает все человечество. И Длинная черта говорит нам о том, что все в Боге, все в Боге. Под аркой свода поясное изображение Христа Пантократора (Воздержителя). Он изображен одной рукой благославляющий, второй рукой держит евангелий. На боковых створах слева изображение Святой Екатерины в рост, справа изображение Императрицы Екатерины.

Небесная покровительница Екатеринбурга была дочерью правителя Александрии.

Екатерина никого из сватавшихся за нее знатных и богатых юношей не считала достойным себя. Она заявила, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости. Мать ее, тайная христианка, привела дочь к своему духовному отцу за советом. Мудрый старец отвечал деве, что он знает юношу, который превосходит ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, а мудрость Его управляет всем созданием».

Образ Небесного Жениха так сильно запечатлелся в душе гордой красавицы, что она всю ночь молилась, чтобы увидеть Его. И она увидела Пресвятую Деву, просящую Сына посмотреть на коленопреклоненную Екатерину, но Богомладенец отвращал Свой Лик, говоря, что она безобразна, нища и безумна, как всякий человек, не омытый водами крещения. Тогда Екатерина снова пришла к старцу, и он с любовью принял ее, наставил в вере и крестил, заповедав хранить чистоту и непрестанно молиться. И вновь св. Екатерине было видение Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково посмотрел на нее и дал ей перстень, обручив Себе. Когда святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо.

В это время в Александрию на языческий праздник приехал сам император Максимин. Тысячи жертвенных животных закалывались и сжигались на алтарях перед идолами, приносились и человеческие жертвы: христиан, не отступивших от Христа под пытками, сжигали живьем. Гнев и сострадание исполнили сердце св. Екатерины, и она отправилась к Максимину. Назвав себя, она смело исповедала свою веру и мудро обличила заблуждения язычников. Красота девушки пленила правителя. Чтобы убедить ее, он повелел собрать 50 ученейших мужей империи, но святая с такой ясностью доказала истинность христианского учения, что мудрецы сами уверовали во Христа и мужественно приняли смерть — были сожжены по приказу императора. Не сумев соблазнить Екатерину ни богатствами, ни предложением жениться на ней, Максимин приказал избить ее и бросить в темницу.

Мать его, Августа, наслышанная о девушке, пришла в тюрьму с воеводой Порфирием и отрядом воинов. Она была поражена силой духа св. Екатерины, лицо которой сияло Божественной благодатью, и они уверовали во Христа. Когда на другое утро император пригрозил Екатерине колесованием, святая сама подошла к колесам, и они разлетелись, перебив язычников. Невидимая рука Ангела сокрушила орудия казни. Увидев это чудо. Августа с воеводой Порфирием и 200 воинами перед всеми исповедали веру во Христа и была за это обезглавлены. Со словами молитвы Святому Иисусу Екатерина сама положила голову на плаху. Мощи ее были перенесены Ангелом на Синайскую гору. В VI в. по откровению они были обретены и перенесены в храм Синайского монастыря.

Жители города празднуют День святой великомученицы Екатерины, 7 декабря. На сегодняшний день Теперь все желающие прикоснуться к земле, на которой покоятся мощи великомученицы, могут это сделать и на Урале в екатеринбургской часовне.Среди святынь, которые находятся в часовне, – Икона Святой Великомученицы Екатерины. На самой иконе Святая Екатерина выглядит следующим образом: она коронована, одежда подчеркивает ее знатное происхождение, в руках у нее находится крест, что является знаком мученицы. Также в часовне можно увидеть камень из монастыря святой Екатерины, и листок Неопалимой Купины - дерева, растущего под палящим восточным солнцем, которое, по преданию, видел Моисей горящим и несгорающим. Святая Екатерина во всем православном мире считается покровительницей девства и целомудрия в браке.

Вход в часовню не предусмотрен. Поэтому группа садится в автобус и направляется к Свято-Троицкому Кафедральному собору. 12-15 отъезд.

Следующая наша остановка будет у Свято-Троицкого Кафедрального Собора.

12-25 остановка у Свято-Троицкого Кафедрального собора. Смотровая точка с торца Собора. Рассказ о Соборе

Нужно определиться, что же такое собор? Мы с Вами уже знакомы с такими понятиями как церковь, часовня, храм. А собор – это главный храм города. Но это Кафедральный собор – это главный собор епархии (это церковно-административная территориальная единица).

Свято-Троицкий кафедральный собор напоминает своим видом величественный корабль с блестящими парусами куполов, который, преодолевая житейскую пучину окружающего мира, выплывает из-за рифоф современных строений, напоминая нам о славном прошлом старого Екатеринбурга. За время своего «плавания» этот «храм-корабль» пережил и што<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: