СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА




\часть 2\

 

Мир погряз во зле

Все говорят

Но как же мы забыли

Что так же он погряз в добре

Преодолеть страданье

В свет уйти

В нирвану

Но надо ль далеко идти?

Возьмите пиво, влезьте в ванну

К цветку склонитесь – это рядом

Любимую в ладонях вознесите к небесам

И бесам станет тошно рядом с вами

А если хочется войны

То стоит не полить цветы

Не мыться и не знать любви

И всей печенкой въехать в телевизор

Унынье раскатать по черному экрану

Беситься от бессилия в конце

Кино

Мечтая изничтожить зло

Как будто бы живет оно

Не в нас

А в небе голубом и сильном

В цветке, светящимся бутоном

В красавице ласкаемой не нами

Без пива сидя в грязной ванне

Нам не понять –

Не мир погряз во зле

А мы.

 

Это стихотворное произведение я мог бы посвятить себе, пишущему первую часть данной главы. Ибо уподобился Насреддину, который хотел кого-то испугать, а в итоге испугался сам. Спору нет, все выше изложенное имеет место быть. Но зачем же страшиться смерти задолго до ее прихода. Зачем же впадать в уныние и гневить Создателя, если как раз меня-то он так щедро наградил, окружив бесподобно красивыми, умными, чуткими и вообще – необыкновенными людьми. Если мне дарована самая лучшая профессия – учителя, как если бы актеру был подарен в пожизненное пользование целый театр, и этот актер на каждом представлении собирал неизменные аншлаги самого благодарного зрителя, пользовался бы всеобщей популярностью и любовью. Хоть ему и приходится играть одну и туже пьесу – «Пир во время чумы», которая всегда заканчивается поцелуями. Я начал шутить, значит – выздоравливаю. Если вы улыбнулись, значит - вы тоже, если нет – улыбнитесь, или перечитайте Пушкина.

Чтобы не вызвать напрасной зависти, я не буду перечислять остальные дары, которыми меня наградили. Кроме одного – умения видеть и совершать открытия.

 

 

Понятия: «внешнее «Я», «врастание».

 

Ну, так вот, одно из таких открытий в области психологии «я совершил», именно при написании первой части этой главы. И я сильно огорчусь, если это открытие было совершено кем-то до меня. Проклятье! В момент постановки точки, стало ясно, что так оно и есть. Ну, тем не менее, пусть оно будет открытием хотя бы для меня, и для тех счастливцев, которые о нем не знали, так же как и я, до этого момента.

Должен, однако, предупредить, что открытие это может иметь далеко идущие последствия в смысле новых философских и мировоззренческих построений.

Прежде чем говорить о самом открытии, необходимо рассказать об истории его рождения, ибо я сам оказался инструментом исследования в психологических наблюдениях над собственным восприятием мира, моими чувствами и мыслями.

Первое, о чем необходимо сказать, что с детства, хотя я и воспитывался в атеистической среде, мною, как-то смутно ощущалось, что окружающий меня мир весь пронизан жизнью, что он способен чувствовать. Конечно, я так себе это не мог сформулировать, как понимаю теперь. Но помню, что почти физически я испытывал, что-то похожее на боль видя какое-либо уродство в природе или насилие над ней.

Например. Мне было все равно, если пилили дерево для каких-то хозяйственных целей, но если ломали какое-нибудь деревце просто так, из хулиганских побуждений, бездумно и жестоко - меня как будто самого ломало, я чувствовал себя не в своей тарелке и не как не мог понять, почему человек, ломающий деревце, делает это так легко. Ему, что – не больно? Может подобные ощущения я испытывал не всегда, но все же довольно часто. Удивительно и то, что ничего не изменилось и сейчас в моем восприятии. Я испытываю почти физическую боль от хамства, особенно взрослых людей. Хотя, когда хамство проявляется со стороны ребенка, чаще всего я его не замечаю, вероятно, потому, что оно еще не прижилось, еще не стало искренним, еще не стало естеством человека. Так же я болезненно переношу насилие вообще, злобу, ненависть.

Жизнь вокруг себя я ощущал и в положительном аспекте, правда, более явственно это стало проявляться лет, так в двадцать пять. Например, были такие моменты проникновения в радость жизни, особенно в деревне, где я был один на один с природой, что мне казалось, как со мной разговаривает ветер, теплая живая вода реки, деревья. Это общение происходило на неведомом языке признания в любви, благодарности и благоговения, так что сердце готово было взорваться от восторга, однако поделиться этой радостью ни с кем из людей я не мог, ибо бывал в такие минуты один. И конечно, я писал стихи, посвящая их нашей благодатной матушке – Русской земле. Нечто подобное происходило, и когда я подрабатывал дворником при школе. Утром, когда все еще спят, я наблюдал некую утреннюю призрачность мира и ту же живую тишину. Но тишина эта была преполнена… Я не умею сказать чем (за голоса меня точно упрячут). Да, нет, я просто улыбался миру, а он в благодарность улыбался мне. Если это болезнь, то я не хочу от нее лечиться. Нет, я точно чокнутый. Сначала всех напугал, потом решил утешить, и лучшего способа не нашел, как заговорить о голосах, которые мне «мерещатся».

Следующим этапом в приближении к «открытию» явились вопросы детей в школе: «Почему я учитель, и нравится ли мне такая работа?»

Ответить я пытался искренне, и отвечал примерно так: «Как считал Антуан де Сент-Экзюпери, самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения; она вдвойне роскошь – когда это общение происходит с наименее испорченной частью человечества – а именно, с Вами, с детьми. Я не только даю Вам знания об «устройстве» Вселенной, но и сам получаю от Вас некую чистую и искреннюю энергетику (слово за последнее время затасканное, во всякого рода теологических псевдоучениях, но верное с точки зрения той же физики). С Вами я сам остаюсь во многом ребенком, и, прежде всего, в свежести восприятия мира и честности чувств и мыслей по отношению к самому себе, а так же по отношению к окружающему, что дает мне возможность быть наиболее объективным в оценках происходящих событий. И главное, может быть, - это то, что, общаясь с Вами и совершая некоторый душевный труд по отношению к Вам, я чувствую, как я буквально «прорастаю» в Вас. Вы становитесь частью меня, а я – частью Вас. И я начинаю понимать – Вы мое всё, я реализуюсь в этот мир через прорастание в Вас. Кто-то реализуется через бизнес, власть, науку, творчество. Я же буду везде реализовываться через Вас, ибо часть меня всегда незримо, но очень глубоко будет в Вас жить, чем бы Вы не занимались. И я, иногда, не совсем понимаю, где меня уже больше – внутри, или во всех моих детях, с которыми я когда-либо общался?»

Когда я говорил это, я абсолютно не понимал тогда, какие обобщения я сделаю на этой основе. Вот некоторые из них:

- чем больше мы трудимся душою в других, чем более искренни, тем более мы «прорастаем» друг в друга. Я буду употреблять именно это слово, ибо оно более точно отражает то, о чем я скажу впоследствии. Термин «проникновение» в современной психологии отражает лишь внешнюю сторону дела. «Проникновение» не предполагает труда глубокого вживания в существо человека, до такой степени, чтобы можно было отождествить его с собой. Чаще всего это лишь формальный прием, помогающий понять пациента, но пациент навсегда останется чем-то внешним, не имеющим к психологу никакого отношения, за исключением редких случаев, но тогда «проникновение» и становится «прорастанием»

- то, что для многих людей в жизни является исключительным трудом, я говорю именно о труде «прорастания», по отношению к избранным людям (жене, мужу, близким, друзьям, любимым), для учителей, особенно, в нашей российской школе становится образом жизни. Это легко объясняет, почему наши учителя могут сидеть на мизерных окладах и при этом не уходить из школы. Они буквально вросли в нее корнями, всем телом, и всей душой. Они действительно, создают те самые «узы» о которых говорил Экзюпери, и они действительно «в ответе за тех, кого приручили».

- труд «прорастания», (я буду иногда говорить «врастание» или «вживание»), испытывал на себе, наверное, каждый человек. Иногда сознательно, или неосознанно – по своей природе, но то что, в человеке заложена потребность в таком труде, - бесспорно. Мать чувствует своего ребенка, как ни кто другой, для неё ребенок – это её второе, и может быть, главное «Я». Так же и ребенок чувствует себя абсолютно защищенным, если рядом с ним мать или его отец. Известны множество случаев, когда люди чувствуют события происходящие с их близкими, особенно, если эти события носят сильный эмоциональный характер. Мой отец рассказывал мне, что во время войны, когда он был маленьким, он проснулся ночью, разбудил мать и стал говорить, что где-то рядом отец. Мать говорила, что этого не может быть, что отец на фронте, и что просто это сон. Однако позже выяснилось, что именно в эту ночь мой дедушка проезжал станцию, не далеко от которой находится наша деревня, на поезде, который проходил без остановки из Сибири на фронт. И наверняка, подобное случалось со многими из нас.

- врастание, или взаимное врастание, может происходить не только между людьми, но и между человеком и животным. Например, между хозяином и его собакой. Говорят даже, что собака приобретает даже некоторые черты своего хозяина. А уж о любви и преданности этих животных написано столько прекрасных книг. Вспомним хотя бы Джека Лондона или Троепольского. Но, говоря о взаимопроникновении человека и животного, я должен все-таки сказать и о том, что часто причиной, которая понуждает человека завести четвероногого друга становится и то обстоятельство, что человека любить много труднее, чем безмолвное и абсолютно преданное существо. И я очень часто наблюдаю, как люди используют домашних животных, пусть несознательно, но, по сути, жестоко и бессовестно, для удовлетворения своих нереализованных среди людей амбиций. Сущность такого человека прочитывается слишком ясно по тому, как он общается со своим хвостатым «другом», как он его «дрессирует», и показывает гостям, как по сигналу ему приносятся тапки, да еще несколько раз, ведь были допущены ошибки. Вволю натешившись «друга» одаривают каким-нибудь малюсеньким кусочком чего-нибудь «вкусненького» с барского стола, при этом назидательно говорится о том, как трудно не разбаловать эту тупую тварь. Что вспоминаете подобные «картинки с выставки»? Недаром православие считает грехом, содержание собаки не для служения, а для забавы, а точнее для эксплуатации и укоренения своего душевного омертвения. И если вы все-таки купили своему ребенку собаку, последите за его общением с нею, и вы получите модель того, как в будущем ваш ребенок будет общаться с людьми, которые его будут окружать, может на основе этих наблюдений, вы решите ввести некоторые коррективы в воспитании своего ребенка, если сочтете это необходимым.

- с древних времен существует мудрость: малое подобно большому, внутреннее - внешнему. Чтобы познать Вселенную – познай себя. На современном языке науки это может звучать следующим образом: фундаментальные законы природы инвариантны в пространстве. Другими словами, закон всемирного тяготения верен в любой точке Вселенной. Однако, хоть мы и можем описать на языке математики характер взаимодействия масс или электрических зарядов, ответить на вопросы, что такое масса и ли электрический заряд, что такое гравитационное поле или электромагнитное поле, почему эти поля обуславливают взаимодействие мы не можем, да и вряд ли когда-нибудь сможем (см. ниже). В электростатике дается следующее формальное определение заряда: «Электрический заряд изменяет свойства пространства, превращая его в элекростатическое поле, которое проявляется в том, что если в него внести другой заряд, то на него начинает действовать сила называемая электрической». Насколько формальны определения физических сущностей, в отличии от определений, например математических, родившихся в области разума, я думаю на данном примере очень хорошо демонстрируется. Но нас будет интересовать, на данный момент лишь тот бесспорный факт, что, чем бы ни были электрический заряд и электростатическое поле, они существуют. Причем, электростатическое поле порождено именно зарядом, и хоть и убывает своей интенсивностью пропорционально квадрату расстояния от заряда, все же, по нашим представлениям простирается на бесконечность. Таким образом, мельчайшая частица – электрон, размеры и масса которого столь малы, что непредставимы ни для какого воображения, тем не менее, изменяет свойства пространства на бесконечность от себя, и это факт действительно реальный. Так, где же действительная сущность электрона? Внутри самого себя, или своей сущностью он занимает всю вселенную?

-обобщая все выше сказанное, я задаю себе вопрос: где я истинный, где меня больше – внутри - под кожей, или снаружи – моё главное и большее «Я»?

Ответ на этот вопрос, который мне, и может быть, для кого-нибудь еще, покажется очевидным: человек имеет не только внутреннее «Я», и ощущает себя по этой причине отдельной личностью, но он еще имеет абсолютно реальное «Я» внешнее, и через это «внешнее «Я» он может понимать себя, ощущать, чувствовать себя живой и необходимой для Вселенной, неотделимой от неё, вплетенной в неё сущностью, а значит абсолютно необходимо подчиняющейся её законам.

К данному моменту, я хотел бы высказать некоторые соображения и по поводу законов мироздания. Законы Вселенной, конечно, можно разделить на законы физические и законы духовные или нравственные, однако если считать что мироздание некоторое целостное образование то и законы этого мироздания должны иметь единое начало, или единый корень. Отличие для нас – людей заключается только в том, что приоткрыть законы физики на основе опыта мы, еще с грехом пополам, и очень – очень отдаленно от истины все же можем, а вот открыть законы нравственные, законы духовные, законы любви и красоты не в состоянии. Для этого мы не обладаем ни одним измерительным прибором, который может измерять любовь, красоту, ненависть, уродство. Эти понятия невместимы ни в какую математику, ни в какую формулу. Одно мы можем знать точно, (или не хотеть знать, ибо это и есть вопрос веры), что эти законы существуют. И человеку добраться до них из области разума невозможно. Утешает только два соображения по этому поводу, а именно:

1. Человек создан по законам Вселенной, - значит, эти законы заложены в нас, и нам остается только верить проявлениям этих законов в нас самих. Ведь, психология изучает все что угодно, но только я не слышал, чтобы психология оперировала понятием СОВЕСТЬ. Наоборот психологи часто советуют так называемые разгрузки. Они говорят: «Не держите в себе это, дайте выход агрессии!». Чего только не придумают умные психологи. В Японии принято лупить чучело начальника, в России – ругаться так, что коровы перестают доиться. Спрашивается, куда мы отправляем свою агрессию, свой негатив – да в себя же, если понимать что мы не только внутри, но и снаружи, что мир вокруг меня – это тоже «Я».

2. Во все времена существовали пророки, такие как Моисей, через которых эти законы передавались из их источника. В православии эти законы в самом чистом и первозданном виде были получены, воплотившемся на Земле самим господом Богом. И верность этого факта проявляется именно тем, что внешняя фантастичность Евангельского повествования, человеком, или даже группой людей первого века нашей эры, оборванных и безграмотных, не при каких условиях придумана быть не могла.

Два же этих соображения вместе дают более фундаментальную основу для веры в Бога и веры Богу, чем самое точное знание, ибо, кроме того, человеку разумному, и честному очевидно, что не следование этим законам ведет к его самоуничтожению.

Подводя итог второй части главы, считаю необходимым еще раз повториться о моем так называемом «открытии», а именно понятие – «внешнее Я» не следует понимать, как аллегорию, оно так же реально, и даже более значимо, чем «внутреннее Я». Воспитание способности видения и ощущения «внешнего Я» дает глубинное понимание для человека того, что зло сделанное миру – есть зло, сотворенное против себя. И понимать это необходимо не только в социальном смысле, но и в природном – свалка на краю города убивает меня, моих детей, не родившихся еще внуков. Убивает медленно, садистки. Злоба, грязное ругательство оскорбляет не только того, кто его услышал, или не услышал, оно убивает все живое, словно тля, чего бы она ни коснулась. Кому нужны доказательства, тот просто пусть откроет глаза и посмотрит на мир, изнывающий под тяжестью нашего «царствования» над ним.

 

 

Некоторые выводы.

 

Итак, кратко, по пунктам попробую составить резюме всего вышеизложенного:

- ни в коем случае я не хотел, чтобы у вас сложилось впечатление, что автор озлоблен, что он пессимист или человеконенавистник. Я искренне влюблен в этот мир, я искренно благодарен всем земным и небесным силам, что дали возможность мне его посетить. Я верю в Бога и верю Богу, верю что он всеблаг, и попустительствует нам, чтобы мы оставались свободными в своем выборе до конца, раз уж мы созданы по Его образу и подобию; чтобы мы учились видеть и думать - видеть ясными очами и думать не помраченным умом.

- однако, в современном «свободном мире» совершена подмена понятия свободы на понятие вседозволенности, вплоть до нарушения простых и очевидных духовных или нравственных законов, которые существуют в строительстве бытия объективно, доопытно и органично в самом бытии Мира.

В результате мы наблюдаем чрезвычайно опасную тенденцию саморазрушения человека на всех планах его существования – духовном, социальном, физическом, в плане биосистемы и экосистемы Земли.

- мы предупреждались не единожды святыми, пророками, подвижниками христианства о грядущей катастрофе человечества, но слепота и окаменелое нечувствие не дают нам возможности остановиться в своих неуемных желаниях и хотениях. Хотя счастье, да и вообще состояние души не зависит от количества потребляемых благ. Состояние души зависит только от состояния души.

- поклонение только экономическим средствам регулирования деятельности человечества, наряду с отказом от выполнения нравственного или духовного закона лишает человека его божественной составляющей, убивая его духовность, лишает возможности испытывать чувство любви, милосердия, покаяния, благодарности, а значит - возможности творить красоту и гармонию в чем бы они не проявлялись: в науке, в музыке, в поэзии, в архитектуре, в педагогике, в ремесле, да и просто - в быту.

- причина такого вектора развития событий проста и лаконична – богоотступничество. Конечно, появилась она не сегодня, а сопровождала человека на протяжении всей его истории, только опять же особенность нынешней ситуации в том, что мы неотвратимо подходим, нет - вприпрыжку подбегаем, к критической точке невозвращения. Но бежим мы так быстро, и столь увлечены азартом бега, что ни остановиться, ни проанализировать ситуацию мы не в состоянии.

- тем не менее, надежда на преломление ситуации существует. И существует

она по причине того, что наряду с психологией «дай» существует в обществе альтернативная психология – психология «спаси Бо» и «благо дарю», психология благоговейной благодарности перед Создателем за радость жизни и любовь дарованную сердцу человека. И эта психология тиха и скромна. Она не лезет во власть, она не рвется на экраны. Но пока она есть, мир её любовью и ее молитвой, не обязательно прописанной, но и молитвой души, молитвой творчества во имя красоты Божественного мироздания будет незыблем и прощаем Создателем.

- русский учитель во все времена был в России не только носителем знаний но и примером, образцом духовного и нравственного подвижничества. Ибо даже сам факт его нищенского существования, и при этом не уклонения от долга можно признать подвигом.

- так же, я выражаю свое частное мнение: государство в лице чиновничества от образования всеми силами дискредитирует, и унижает российского учителя. Оно обрекает его на нищенское существование, заставляет находить дополнительный заработок, возбуждая недоверие у населения. При этом мы учителя, практически в частном порядке и за свой счет продолжаем обеспечивать образовательный процесс решая тем самым непосредственные задачи высшей власти по обеспечению государственной безопасности. При этом чиновничество на всех уровнях в основном занято вопросом отмывания государственных средств в пользу своего кармана. Нас же заставляют, принуждают к унизительным процедурам сдачи экзаменов о подтверждении квалификации, как будто экзамен и другие процедуры могут действительно выявить истинную квалификацию учителя. Наша квалификация может быть подтверждена только одним, а именно: уровнем подготовки наших учеников, который весьма и весьма ценится в мире.

- и последнее: в отсутствии государственной молодежной политики, в отсутствии каких-либо идеологических, нравственных, духовных ориентиров в современной государственном образовании, я считаю для себя возможным, и даже необходимым, говорить с детьми на уроках физики о более глубоких философских и мировоззренческих проблемах современного знания о мире. Ведь именно изучение законов физики может показать ребенку гармонию и целесообразность существования Вселенной и человека в ней. Подвинуть к размышлениям о том, есть ли мир случайное, механическое, мертвое, скопление материи, - бездушный механизм, который рано или поздно рассыплется в прах, или Божественный организм полный души и жизни, мертвый склеп или чудесный дом человека? Ведь в зависимости от представлений человека о мире воспитывается и реальное отношение к нему.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: