Технологическая карта урока литературы с использованием технологии критического мышления.
Тема: Л.Н Толстой «Бедные люди».
Предмет: литература
Класс: 6
Цель: путем замедленного прочтения рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди» убедить учащихся в необходимости доброты, милосердия, сострадания.
Тип урока: чтение с остановками.
Технология: Критическое мышление
Этап урока | Виды работы, формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
1. Организационный момент | Слово учителя | - Приветствие учителя | Отвечают на приветствие учителя. Оценивают готовности к уроку. | Познавательные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: Действие смыслообразования. Самоорганизация на учебную деятельность. Регулятивные: Самоконтроль. | Подготовка к восприятию информации. |
2. Мотивационный этап | Слова учителя: - Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова Ф. Бекона «Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта». - Ребята, вспомните, были ли в вашей жизни случаи, когда чувство доброты помогло преодолеть трудности или помочь кому-либо? | Ученики вспоминают случаи, когда доброта помогала им в различных ситуациях. | Познавательные: Умение грамотно составлять рассказ на основе личного опыта. Коммуникативные: | Учащиеся настраиваются на образовательную деятельность. | |
3. Операционально- деятельностный этап | Беседа. | Проводится беседа, где учащиеся прогнозируют содержание рассказа по его названию. Слова учителя: - Сейчас мы прочитаем текст под названием «Бедные люди». Ребята, о чем, по-вашему, этот рассказ? | Учащиеся обсуждают о чем может быть рассказ. | ||
Чтение с остановкой. Вызов. Беседа. | Чтение текста до слов «Жутко Жанне».(1-я остановка) -Что мы узнали о героине рассказа? - Как вы думаете, что произойдет дальше? Чтение текста до слов «… Жанна постучала в дверь. Прислушалась …Никто не отвечает»(2-я остановка) - Что нового мы узнали о семье Жанны? - Куда направляется Жанна? -Что же могло случиться в доме соседки? Продолжение чтения до слов «Дыхание их ровно и спокойно, они спят сладко и крепко».(3-я остановка) - Что мы можем сказать о матери в этом эпизоде? -Как вы думаете, а что же сделает Жанна? Чтение следующего эпизода до слов «Жанна вздрогнула и поднялась со стула» (4-я остановка) -Чего боится Жанна? Почему произносит слова «Да и поделом, я и стою того…» - Что же произойдет дальше? Чтение рассказа до слов «Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки…»(5-я остановка) -А теперь выскажете предположения о том, как отреагирует муж Жанны на то, что она взяла детей в свой дом? Чтение рассказа до конца.(6-я остановка) - Какое впечатление произвел на вас рассказ? - Как вы думаете, а в каждой ли семье могли отреагировать также на беду, постигшую соседей? - О чем этот рассказ? Вам было задание подобрать синонимы к слову доброта. (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость) | Учащие отвечают на вопросы о предположительном сюжете после остановки. | Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание, строить логическую цепь рассуждений. | Метапредметные: развивать умение слушать и воспринимать текст на слух. Метапредметные: совершенствование умения оформлять свою мысль в устной форме, преобразовывать текст Личностные: осуществлять самоконтроль и саморефлексию. Личностные: осознание важности опоры в ситуации выбора в жизни на рациональные и чувственные начала | |
4. Рефлексия | Подведение итогов. | Слова учителя: - А как еще можно назвать этот рассказ? - Почему богатые? Герои рассказа были богаты духовно. Какими сокровищами они обладали? | Ученики предлагают разные названия, объясняя свой выбор. Среди них обязательно должен быть вариант «Богатые люди». | Регулятивные: оценка собственной деятельности. | |
Рефлексия. | Дети пишут душевные качества на маленьких «бриллиантах» из цветной бумаги. - Их мы аккуратно сложим в коробочку-ларец. Здесь сокровища души. - А мы с вами обладаем ли этими богатствами? | Каждый ученик достает из коробочки бриллиант и говорит, кому из одноклассников он его подарит, и почему. | Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в устной речи. | Метапредметные: Учащиеся оценивают свою работу на занятии. | |
Домашнее задание. | Возвращение к эпиграфу позволяет ученикам увидеть взаимосвязь между ним и содержанием рассказа. Речь идет о доброте. Это заключение становится «мостом» к домашнему заданию на выбор:
|
|
|