Общая характеристика исследования




Проблема исследования. В свете событий последнего десятилетия стало ясно, происходящие изменения в системе отечественного образования являются как никогда глубокими, затрагивающими самые основы представлений о том, что такое образование в современном обществе. Потеря ясного и общепринятого представления о целях и задачах современного образования характерна не только для отечественного образования. Это состояние осознается как мировой кризис образования, связанный с формированием культуры постиндустриального общества. Иными словами, готовых решений не существует.

Одной из продуктивных идей является концепция непрерывного образования. Согласно этой концепции наша страна, как и все мировое сообщество, вступила в новый этап своего развития, для которого характерно радикальное изменение темпов прироста знаний. В этих условиях образование как процесс усвоения индивидом в школе некоторой массы накопленных человечеством знаний, которые затем используются им в течение жизни, становится неэффективным. Образование из вида деятельности /обучения/ все более превращается в вид жизнедеятельности, который длится в течение всей активной жизни индивида.

Обретение образованием характера непрерывного процесса требует непрерывных изменений самой системы образования, которая призвана обслуживать и обеспечивать этот процесс. Тем самым изменяется традиционное представление об образовании как о стабилизирующем, консервативном общественном институте. Возникает необходимость в новой парадигме образования, основой которой становится идея о превращении образования в социальный институт, не только транслирующий и воспроизводящий культурныйопыт, но и производящийновые знания и новый социальный опыт.

В настоящее время можно говорить о двух пониманиях непрерывного образования. Первое понимание предполагает создание образовательных структур всевозможных видов на все вкусы и на все случаи жизни с тем, чтобы на любом этапе жизненного пути любой человек имел бы возможность включиться в образовательные процессы в соответствии со своими познавательными и профессиональными интересами, психофизиологическими н личностными особенностями, сообразуясь с потребностями общества. Данное понимание представляет собой проект дальнейшего совершенствования государственно-общественной системы народного образования, главным образом за счет устранения жесткости связи индивида и системы образования, увеличения разнообразия средств и форм обучения, динамичности содержания образования. Второе понимание исходит из того, что образование осуществляется непосредственно в процессе жизнедеятельности человека на протяжении всей его жизни. Это означает, что оно осуществляется не обязательно в специально организованной образовательной структуре, что оно может осуществляться вне образовательных структур и что образование может пониматься шире, чем усвоение систематизированных знаний, навыков и умений.

По мере приобретения образованием характера непрерывного процесса становится все более разнообразным и возрастной состав учащихся, и исходный уровень их знаний, и характер мотивации учения, и содержание потребных знаний. К традиционному школьному контингенту прибавляется многочисленная категория людей далеко не школьного и даже не вузовского возраста. Все это усиливает тенденцию личностной ориентации образования, переход от массового к персонифицированному образованию.

Личностная ориентация образования в современной отечественной педагогике представлена различными направлениями. Помимо развитых направлений,таких как личностно-ориентированный подход, разработанный ВНИК "Школа" под руководством В.В.Давыдова ( дошкольное воспитание), педагогика сотрудничества (начальная школа Ш.А.Амонашвили и др.), личностно-деятельностный подход (И.А.Зимняя и др.), следует отметить отдельные авторские позиции и взгляды, представленные в многочисленных журнальных публикациях и сборниках научных работ последних лет, отражающих проблематику как общеобразовательной и средней специальной (Л.А.Волович, Г.И.Ибрагимов, А.А.Кирсанов, П.Н.Осипов, Л.Г.Семушина), так и высшей школы (Н.М.Берулава, А.А.Вербицкий, М.Р. Гинзбург, В.В.Горшкова, М.В.Кларин, Г.Б.Корнетов, Н.Ю.Посталюк, А.О.Прохоров., В.В.Сериков, Т.А.Хмель и др.).

Анализ существующих методов, концепций и теоретических разработок свидетельствует о существенных изменениях, переживаемых отечественной педагогикой. Но при всем богатстве и разнообразии подходов, концепций и направлений остро осознается необходимостьфундаментальных теоретических исследований по осмыслению и выработке современной педагогической парадигмы, качественно новых целей образования, новых принципах отбора и систематизации знаний (В.Г.Кинелев,1994).

Важнейшими задачами педагогической науки и образовательной практики становятся определение роли и статуса образования в современном мире, анализ понятия "образованный человек", выявление системообразующих факторов образования, осмысление существующих и разработка форм образования, соответствующих новым образовательным потребностям людей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: