Особенности деятельности государственных и муниципальных медицинских учреждений как некоммерческой организации.




В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение является единственным видом некоммерческих организаций, не обладающим правом собственности на закрепленное за ним имущество. Оно является субъектом ограниченного вещного права — права оперативного управления. Это означает, что учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных ГК РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Возможность для учреждений участвовать в гражданско-правовых отношениях обеспечивается их учредителями, которые одновременно являются собственниками имущества учреждений. Например, собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество учреждения и распорядиться им по своему усмотрению. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а также имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Однако, если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы, то прибыль от такой деятельности и приобретенное за счет нее имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Основной целью деятельности медицинского учреждения как некоммерческой организации является оказание качественной и своевременной медицинской помощи населению.

Как было сказано выше, извлечение прибыли не может быть основной целью деятельности некоммерческой организации. Вместе с тем, некоммерческие юридические лица могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п.3 ст.50 Гражданского кодекса РФ).

Так, в настоящее время судебная практика свидетельствует о легитимности оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Решение Верховного суда РФ от 18 апреля 2002 г. N ГКПИ 2002-364 и последующее Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 июля 2002 г. N КАС 02-373, оставившее данное решение Верховного Суда в силе, показало, что, предоставляя платные медицинские услуги, государственные и муниципальные лечебные учреждения не нарушают закон, т.к. платные медицинские услуги могут оказываться населению только дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи. В определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25.07. 2002 г. N КАС 02-373 указано, что основанием для оказания платных медицинских услуг является выполнение медицинским учреждением в полном объеме территориальной программы гарантий бесплатной медицинской помощи и отсутствие соответствующих медицинских услуг в данной программе.

Иными словами, акцент в Решении Верховного суда РФ сделан на расширении свободы выбора граждан, которые могут воспользоваться платными услугами в сфере медицины.

Необходимо также отметить, что оказание платных медицинских услуг не должно осуществляться в основное рабочее время медицинского учреждения. Представляется очевидным, что недопустимо ухудшение возможности получения гражданами бесплатной медицинской помощи, например, из-за параллельного оказания в одних и тех же кабинетах платных и бесплатных услуг или предоставление приоритета гражданам, желающих получить медицинскую услугу за плату и т.д.). Это являлось бы прямым нарушением ст.41 Конституции Российской Федерации, провозгласившей "право каждого гражданина на бесплатное получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений".

Таким образом, целесообразно было бы для оказания платных медицинских услуг создавать или хозрасчетные отделения или отдельные кабинеты, в которых оказывалась только платная медицинская помощь. Например, в Приказе Департамента Здравоохранения г. Москвы от 29.09. 2004 г.N 446 «О мерах по упорядочению практики оказания платных медицинских услуг в медицинских учреждениях департамента здравоохранения города Москвы четко указано место и время оказания платных медицинских услуг: «оказание платных медицинских услуг должно проводиться в специально организованных структурных подразделениях (отделениях, кабинетах) медицинского учреждения. Оказание платных медицинских услуг медицинским персоналом осуществляется в свободное от основной работы время. Графики учета рабочего времени по основной работе и по оказанию платных медицинских услуг составляются раздельно» (п.2.6 Приказа). Пунктом 2.7 указанного документа установлено, что оказание платных медицинских услуг в основное рабочее время персонала допускается в порядке исключения (при условии первоочередного оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и при выполнении специалистами объемов медицинской помощи по Гарантированной программе) в следующих случаях:

Когда технология их проведения ограничена рамками основного рабочего времени медицинского учреждения. В этом случае часы работы медицинского персонала, оказывающего платные услуги, во время основной работы, продляются на время, затраченное на их предоставление;

Когда условия работы за счет интенсивности труда позволяют оказывать платные медицинские услуги без ущерба для оказания бесплатной медицинской помощи.

На сегодняшний момент не вызывает сомнений важность платных услуг как дополнительного источника для поддержания материально-технической базы учреждений здравоохранения, повышения уровня оплаты труда медицинского персонала и, в конечном счете, улучшения возможностей оказания медицинской помощи населению.

На основании ч.2 ст.298 Гражданского кодекса РФ, доходы, полученные от оказания платных медицинских услуг, поступают в самостоятельное распоряжение учреждении. Следовательно, вышестоящие и иные органы не вправе после оплаты учреждением всех обязательных платежей ограничивать направление использования таких средств. Так, доходы, полученные от оказания платных медицинских услуг, после уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством, оплаты коммунальных услуг, и других платежей, направляются на расходы, связанные с уставной деятельностью учреждения, например, в фонд оплаты труда.

Необходимо отметить, что основной особенностью деятельности медицинского учреждения как организации, созданной на основе несобственного имущества, является особый порядок ответственности по своим обязательствам. Так, согласно п.2 ст.120 ГК РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, т.е. на остальное, закрепленное собственником за медицинским учреждением имущество не может быть обращено взыскание. При недостаточности же денежных средств субсидиарную ответственность будет нести собственник соответствующего имущества: Российская Федерация в целом, ее субъект, муниципальное образование и т.д.

Гражданско-правовой договор: понятие, виды, содержание. Общая характеристика договора возмездного оказания медицинских услуг.

Договор - соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: