Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения
Современный человек ежедневно участвует в дорожном движении в качестве пешехода, пассажира или водителя. Круглые сутки, в разную погоду по дорогам движутся легковые и грузовые автомобили, автобусы, трамваи и троллейбусы. Они перевозят людей, доставляют продукты питания, сырьё для фабрик и заводов, различные товары для магазинов и населения.
В современном мире автомобили – это самый распространённый вид транспорта, при этом их количество постоянно растёт. Внимание! Ежегодно в России в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибают более 30 тыс. и получают ранения свыше 180 тыс. человек. Основной причиной этого зачастую является несоблюдение Правил дорожного движения.
Первые Правила дорожного движения в России появились при Петре I, когда основным средством передвижения по дорогам были конные упряжки. Был издан указ, в котором запрещалось управление лошадьми при помощи вожжей, кучер должен был управлять лошадью, сидя на ней верхом, чтобы лучше видеть дорогу.
В 1730 г. был издан новый указ, в котором говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей взнузданными, со всяким опасением и осторожностью, смирно». В 1742 г. появился ещё один указ: «Ежели и впредь будут так не смирно ездить и кнутами людей побивать, и лошадьми давить, и каретами калечить, так ловить и, по состоянию вины оных, нещадно плетьми пороть или отправлять на смертную казнь».
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения особо остро встала с появлением автомобилей. В 1900 г. в России было принято «Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях».
|
Правила дорожного движения Российской Федерации обязаны знать и соблюдать и водители, и пешеходы, и пассажиры.
В соответствии с Правилами в нашей стране принято правостороннее движение, то есть транспорт при движении придерживается правой стороны проезжей части дороги. Кстати, в Англии и Японии и ряде других стран – левостороннее движение.
Дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (моста).
Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы. Проезжая часть дороги предназначена для движения безрельсовых транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов), трамвайные пути – для трамваев, тротуары – для пешеходов, обочина – для движения пешеходов и для остановки автомобилей. Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения или остановки транспортных средств и пешеходов. Разделительная полоса (как и тротуар) немного возвышается над проезжей частью дороги. На разделительной полосе может быть устроен газон или установлены ограждения.
Регулирование дорожного движения
Для обеспечения безопасности на улицах и дорогах осуществляется регулирование дорожного движения – управление потоком движения транспорта и пешеходов. Дорожное движение регулируют:
1. дорожная разметка; 2. дорожные знаки;
3. светофоры и регулировщики.
|
Дорожная разметка представляет собой линии, стрелы, надписи и другие обозначения, которые наносятся на различные элементы дороги; большинство линий дорожной разметки имеют белый цвет. Например, линия белого цвета на проезжей части, прерывистая или сплошная, разделяет встречные потоки автомашин.
С помощью дорожной разметки на проезжей части обозначают пешеходный переход.
Линии пешеходных переходов наносятся на перекрёстках или в других удобных для перехода местах. Пешеходные переходы могут обозначаться сплошными линиями вдоль проезжей части по всей длине перехода («зебры»). Эти линии обозначают нерегулируемый светофорами пешеходный переход.
Пешеходный переход, регулируемый светофором, обозначается пунктирными белыми линиями, нанесёнными попрек проезжей части дороги.
Дорожные знаки, так же как и разметка, служат для регулирования дорожного движения, для передачи его участникам необходимой информации о различных дорожных ситуациях.
Первые дорожные знаки на Руси возникли давным-давно, при царе Алексее Михайловиче. Он построил себе дворец недалеко от Москвы, в селе Коломенском, куда часто приезжал на отдых и охоту. И вот между Москвой и Коломенским он велел поставить через каждую версту высокие нарядные столбы. Любому прохожему и проезжему они видны были издалека. Сколько проехали верст от столицы до дворца? Сколько осталось? Ответить на вопрос труда не составляло: достаточно было подсчитать количество верстовых столбов. А потом такие столбы поставили и на других дорогах. Добрую службу они служили путникам: в ночное время, в метель помогали находить дорогу. И по сей день на дорогах стоят их «потомки», только их теперь зовут километровыми указателями.
|
В древности таких крестов и часовенок по всей России было очень много. Обычно их ставили на перекрестках дорог, либо в особо опасных местах. За прошедшие века дорожные знаки-указатели сильно изменились и стали очень разнообразными. Сейчас они окрашены в яркие цвета и видны издалека. Ночью некоторые из них светятся в лучах автомобильных фар: на них нанесена специальная краска. Для удобства во всех странах мира используют одинаковые знаки, чтобы любой пешеход или водитель, откуда бы он ни приехал, мог свободно по ним ориентироваться.
Если сравнить Правила дорожного движения с книгой, то дорожные знаки – это буквы, по которым эту «дорожную книгу» читают в любой стране мира.
Дорожные знаки и разметка помогают организовывать движение машин и людей, они облегчают работу водителей и помогают всем правильно ориентироваться в сложной обстановке на дорогах. Вот почему надо знать эту азбуку улиц и дорог как водителям, так и пешеходам.
Насчитывается более двухсот знаков. Для того чтобы облегчить их распознавание, они разделены на восемь групп. К каждой группе относятся знаки, передающие информацию одинакового предназначения. Различают следующие группы дорожных знаков:
- предупреждающие. Дорожные знаки этой группы предупреждают о приближении к опасному участку дороги. Имеют форму треугольника; Знаки: Железнодорожный переезд со шлагбаумом, опасный поворот.
- приоритета. Дорожные знаки этой группы устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечения проезжих частей или узких участков дорог. Могут иметь различную форму. Знаки: Движение без остановки запрещено, Главная дорога, Уступите дорогу.
- запрещающие. Эти знаки запрещают движение или выполнение отдельных маневров. Имеют форму круга. Знаки: Движение запрещено, Въезд запрещен, Движение пешеходов запрещено.
- предписывающие. Предписывающие знаки не вводят запретов, а указывают, кому и куда можно передвигаться. В основном имеют форму круга. Знаки: Движение прямо. Велосипедная дорожка, Пешеходная дорожка.
- особых предписаний и информационные знаки. Знаки особых предписаний вводят или отменяют определенные режимы движения. Эти знаки информируют участников дорожного движения о расположении населенных пунктов, пешеходных переходов. Знаки: Дорога с односторонним движением, Место остановки автобуса.
- сервиса. Знаки сервиса указывают о месте расположения предприятий обслуживания (автозаправочных станций, пунктов первой медицинской помощи, столовых и т.д.). Имеют форму прямоугольника. Знаки: Больница, автозаправочная станция.
- дополнительной информации (таблички). Эти знаки содержат дополнительную информацию, уточняющую или ограничивающую действие других знаков. Так, если табличка «Расстояние до объекта» расположена вместе с предупреждающим знаком «Пешеходный переход», то цифра на табличке указывает расстояние до ближайшего пешеходного перехода.
Знаки: Субботние, воскресные и праздничные дни (указывает, что этот знак действует по субботам, воскресеньям и праздничным дням), Слепые пешеходы.
Для того чтобы уверенно себя чувствовать на улицах и дорогах и безопасно передвигаться по ним, каждый участник дорожного движения должен знать дорожные знаки.