Города-миллионеры - Новосибирск, Омск




Западно-Сибирский экономический район

Западно-Сибирский экономический район — один из 11 экономических районов Российской Федерации, состоит из 9 федеральных субъектов:

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Республика Алтай

Алтайский край

Западная Сибирь расположена на перекрестке железнодорожных магистралей и великих Сибирских рек в непосредственной близости к промышленному Уралу, имеет весьма благоприятные условия для своего хозяйственного развития. Западная Сибирь относится к районам с высокой обеспеченностью природными ресурсами при дефиците трудовых ресурсов. Удельный вес района в хозяйстве России очень высок. Западная Сибирь дает основную долю добычи нефти, природного газа и значительную часть древесины. Основные направления в развитии района связаны с углублением отраслей рыночной специализации на базе нефтяной, газовой, угольной промышленности, созданием на их основе крупнейшего комплекса энергоемких, материалоемких и водоемких отраслей промышленности, а также с развитием зерно-животноводческого аграрного комплекса, при рациональном использовании природных ресурсов.

На западе ЗСЭР граничит с Северным и Уральским эконо­мическими районами, на востоке — с Восточно-Сибирским, а его южная граница является государственной с Казахстаном, Китаем(на очень небольшом участке) и Монголией. На севере район вы­ходит к Карскому морю Северного Ледовитого океана.

Большая часть территории района (до 9/10) размещается на об­ширной Западно-Сибирской равнине и только на юго-востоке — ближе к верховьям р. Оби - рельеф Западной Сибири приобрета­ет горные черты: сначала невысоких Салаирского и Кузнецкого Алатау, а затем высоких глыбово-складчатых хребтов Алтая и За­падного Саяна (высшая точка — гора Белуха, 4506 м над уровнем моря). На северо-западе Западную Сибирь окаймляют хребты Се­верного Приполярного и Полярного Урала (высшая точка — гора Народная, 1895 м над уровнем моря).

Климат Западной Сибири континентальный, с продолжитель­ной (особенно на севере) зимой и коротким, но теплым (на юге — жарким) летом. Количество осадков уменьшается по направлению с севера на юг: с 600 до 200 мм, вновь увеличиваясь в горах Алтая.

Северная часть района расположена в пределах арктического и субарктического поясов и испытывает на себе влияние Север­ного Ледовитого океана. Эта зона Крайнего Севера района является дискомфортной для проживания и ведения хозяйства. Ей соот­ветствуют природные зоны арктической пустыни и тундры. Юж­нее — в умеренном поясе — располагаются зоны тайги, лист­венных лесов, лесостепи, степи и горные: лесных и альпийских лугов. За исключением степной и лесостепной зон, все северные природные зоны Западной Сибири находятся в так называемой зоне рискованного земледелия, где из-за суровых климатических условий невозможно получение гарантированных урожаев сель­скохозяйственных культур. Климат, а также равнинный рельеф юга Западной Сибири благоприятны не только для развития сель­ского хозяйства, но и других отраслей, в первую очередь промыш­ленности, транспорта и строительства.

Черноземные лесостепные и степные почвы Западной Сиби­ри отличаются высоким плодородием, эффективность использо­вания которых снижается периодическими засухами, случающи­мися в летний вегетационный период.

Экономико-географическое положение

Й по площади район: 2 427 200 кв. км.

Города-миллионеры - Новосибирск, Омск

v Западная Сибирь обладает крупными запасами и базой добычи природного газа, нефти и угля.

v Здесь сосредоточено большое число крупнейших нефтяных месторождений (Самотлорское, Мамонтовское, Федоровское, Приобское)

v Велика потенциальная мощность гидроэнергетических ресурсов района.

v В районе находится 16% сельскохозяйственных угодий и 15% пахотных земель России.

v Западная Сибирь – один из важнейших районов зернового хозяйства и животноводства России.

Достоинства ЭГП Западной Сибири определяются сверхкон­центрацией имеющих мировое значение топливно-энергетических ресурсов (нефти, газа и угля) и относительной близостью к райо­нам их потребления, прежде всего в европейской части страны и в Европе (странах СНГ и дальнего зарубежья). С помощью тру­бопроводного транспорта нефть и газ транспортируются на рас­стояние в несколько тысяч километров, что обеспечивает Запад­ной Сибири статус базового района при организации евразийских рынков газа и нефти.

Здесь формируются масштабные топливные грузопотоки и осуществляется транзит различных грузов между европейски­ми и восточными районами России, а также между странами Европы и Дальнего Востока. Для этого используются Транссибир­ская железная дорога и автомагистрали, проложенные в сторону Восточной Сибири (до Забайкалья) и Монголии — Чуйский тракт. Северный морской путь также имеет большое значение для жиз­необеспечения северных районов, в перспективе — для вывоза углеводородных ресурсов, добываемых на побережье и шельфе Карского моря. Все наземные широтные магистрали ЗСЭР в ме­ридиональном направлении удобно пересекает Обь-Иртышский водный речной путь, используемый для доставки грузов по мно­гочисленным рекам в глубинные районы Западной Сибири, а так­же по Иртышу в Казахстан.

Выгодное транспортное положение Западной Сибири до­полняют благоприятные условия для развития в ее централь­ной, степной, части агропромышленного, машиностроительного и нефтехимического комплексов, а на горном юго-востоке — угольно-металлургического и машиностроительного. Развитие этих комплексов позволяет району занимать центральные пози­ции при формировании товарных рынков черных металлов, кок­сующихся углей, продукции нефтепереработки и органического синтеза, а также зерна и мясомолочных продуктов.

Отрицательные стороны ЭГП Западной Сибири связаны с экс­тремальными климатическими условиями ее арктических и се­верных районов, создающими неудобства для проживания и удо­рожающими хозяйственную деятельность, в частности добычу углеводородов, а также с высокой обводненностью Западно-Сибир­ской равнины — частыми наводнениями и подтоплением населен­ных пунктов и промышленных центров и с экологической напря­женностью в районах добычи топлива, размещения объектов черной металлургии и нефтехимии. На современном этапе к неудобствам районного ЭГП можно добавить временную необустроенность протяженной границы с Казахстаном, откуда на территорию За­падной Сибири проникают контрабандные грузы и наркотики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: