ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ




ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ Р. КЕТТЕЛЛА

(CPQ & HSPQ)

На основе факторных исследований Р. Кеттелл и его коллеги создали ряд личностных опросников, из которых наиболее известен 16-факторный личностный опросник (16 PF), предназначенный для лиц от 16 лет и старше. Понятие личности в интерпретации Р. Кеттелла охватывает наиболее существенные поведенческие и психические проявления, оно включает такие категории, как темперамент, характер, индивидуальность и т. д. В структуре личности в первую очередь выделяются наиболее устойчивые ее компоненты, относительно независимые от мотивационных факторов внешней ситуации.

Философия 16 PF была распространена и на создание вариантов других личностных опросников, включающих: Личностный опросник для начальной школы (The Early School Personality Questionnaire) для детей в возрасте от 6 до 8 лет, Личностный опросник для детей (The Children’s Personality Questionnaire) в возрасте от 8 до 12 лет, Личностный опросник для старшеклассников (The High School Personality Questionnaire) в возрасте от 12 до 16 лет. В предлагаемом нами руководстве содержатся два варианта: Личностный опросник для детей (CPQ) и Личностный опросник для старшеклассников (HSPQ).

Текст Личностного опросника для детей (CPQ) был взят нами в адаптации Э. М. Александровской и И. Н. Гильяшевой (1978). Опросник предназначен для детей 8–12 лет, включает 12 факторов, отражающих характеристики качеств личности. К каждому вопросу теста даются два ответа на выбор и только к вопросам фактора В – три варианта ответов. Опросник сконструирован таким образом, чтобы вопросы были понятны как младшим школьникам (8 лет), которые обязательно требуют индивидуального обследования, так и учащимся более старшего возраста (12 лет). Опросник разделен на две идентичные части по 60 вопросов, все 12 шкал содержат по 10 вопросов (5 в каждой части), значимый ответ на каждый из них оценивается в 1 балл. Суммарная оценка по каждому фактору переводится по таблице в стеновые оценки.

Оценки в 1 и 10 стенов, которые практически встречаются довольно редко, представляют собой диаметрально противоположные значения одного двухполюсного свойства личности. Данная методика позволяет адекватно судить о возрастных и половых особенностях школьников и обладает достаточно широкими дифференцирующими возможностями.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

Для проведения группового тестирования детям раздаются тестовые тетради и бланки ответов. Перед началом тестирования необходимо предупредить ребят, чтобы они не делали никаких пометок в самом тексте опросника, а все, что нужно, отмечали и писали только на бланке ответов. Также надо сказать, чтобы каждый школьник написал в верхней части бланка ответов свое имя, фамилию, возраст, класс, номер школы и другую необходимую вам информацию.

Как только дети будут готовы слушать, прочтите вслух приведенную ниже инструкцию.

И н с т р у к ц и я: «Дорогие ребята. Мы проводим изучение характера школьников. Для этого предлагаем вам заполнить анкету с рядом вопросов. Здесь не может быть «правильных» или «неправильных» ответов. Каждый из вас должен выбрать тот ответ, который больше для него подходит. Вопросы состоят из двух частей, разделенных словом «или». Читая вопросы, выбирайте ту часть, которая подходит больше. В листе ответов против каждого номера вопроса имеются два квадратика, соответствующие левой части вопроса (все, что находится до слова «или») и правой (все, что находится после слова «или»). Поставьте крестик (+) в квадратике, который соответствует той части вопроса, которую вы выбираете. В некоторых вопросах может и не быть формулировок, подходящих для вас полностью (или «бывает и так, и так»). Тогда надо отмечать ту, которая подходит больше. Если вопрос вызывает затруднение, обращайтесь ко мне, подняв руку. Не нужно думать подолгу над одним вопросом. После ответа на один вопрос сразу переходите к следующему. В анкете есть вопросы, имеющие три ответа (11, 15, 19, 23, 27). Просмотрите все варианты и выберите один из них. Не разрешается пропускать вопросы, а также давать больше одного ответа на каждый вопрос».

Далее необходимо продемонстрировать на доске, как нужно отмечать ответы, на примере первых двух вопросов. Затем подробно ответьте на все вопросы детей и предупредите, что исправление ответов разрешено, но оно должно быть ясно видно.

Важным моментом является то, чтобы сразу же после начала работы экспериментатор быстро прошел по рядам и убедился, что все ребята следуют инструкции. В конце тестирования необходимо сказать: «Посмотрите ваши ответы и убедитесь, что вы ответили на каждый вопрос и ничего не пропустили».

Описанный метод больше подходит для школьников старшей возрастной группы. Младшим детям опросник может быть прочтен весь целиком вслух. В этом случае необходимо, чтобы в классе был помощник-наблюдатель, так как некоторые дети могут нуждаться в оказании помощи, а другие склонны списывать.

Индивидуальное тестирование проводится подобно групповому. После того как ребенок проинструктирован, ему надо предоставить самостоятельность, оказывая помощь при необходимости. Детям младшего возраста, испытывающим трудности при чтении, экспериментатор должен зачитывать вопросы, отмечая ответы ребенка в бланке ответов. Следует отметить, что проведение индивидуального тестирования с активным участием экспериментатора позволяет получить более обширную информацию о личности обследуемого школьника. Задавая вопросы, экспериментатор может попросить у испытуемого объяснения, почему он отвечает так, а не иначе, выявить наиболее значимые для него жизненные сферы и отношения, следить за его эмоциональными, поведенческими и речевыми проявлениями во время тестирования. Полученная дополнительная информация обогащает представление о личности обследуемого ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: