Задание № 1 студентам СПО гр. С311, С312, С911.




1. Изучить лекцию «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы 19 века).

2. Ответить на вопросы:

-Какие произведения русской литературы XIX в. вы прочли летом? Оцените их по пятибалльной системе. Или произведения каких зарубежных авторов?
- Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня?
-Какие герои литературы XIX в. вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.

- Назовите русских писателей XVIII—XIX вв., их произведения, прочитанные вами, и проблемы, которые в них поднимаются. Укажите жанр названных произведений.
- Вспомните одно из стихотворений А. С. Пушкина о поэте и поэзии, выученное наизусть. Какими способами автор пытается передать свое настроение и мысли читателю? Каковы ключевые образы стихотворения? Приведите примеры. Дайте к стихотворению краткий историко-культурный комментарий.
- Как вы понимаете выражение «общечеловеческие ценности»

Ответы присылать Поносову Федору Николаевичу по адресу: peshta@bk.ru

Тема:. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы 19 века)

Цели: — выявить уровень литературного развития студентов, круг их чтения, читательские интересы, то есть литературный кругозор; степень развития навыков анализа художественного текста; уровень развития речи;
— во вступительной лекции охарактеризовать историческое развитие России в XIX в., дать общую характеристику литературе первой половины XIX в., выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики;
— дать обзор поэтического творчества предшественников Пушкина.

Основное содержание лекции

В конце XVIII — начале XIX в. русский классицизм переживает свой закат. Силы, разрушающие просветительство и классицизм, приводят к серьезным изменениям литературной ситуации. Эти тенденции ярко видны в творчестве Гавриила Державина. Для мотивации интереса к его личности в рассказ о поэте может быть включено чтение фрагментов из романа В. Ходасевича «Державин» и из автобиографических «Записок» самого Державина.
Державин сделал головокружительную карьеру, пройдя путь от рядового Преображенского полка до кабинет-секретаря и сенатора Екатерины II, государственного казначея при Павле I и министра юстиции при Александре I. Честно служа Отечеству, он обличал приближенных ко двору вельмож за взятки, обман и корыстолюбие.

В XV веке, при великом князе Василии Васильевиче Темном, татарин мурза Багрим приехал из Большой Орды на Москву служить. Великий князь крестил его в православную веру, а впоследствии за честную службу пожаловал землями. От Багрима, по записи Бархатной книги российского дворянства, произошли Нарбековы, Акинфовы, Кеглевы (или Теглевы). Один из Нарбековых получил прозвище Держава. Начал он свою службу в Казани. От него произошел род Державиных. Были у них недурные поместья, от Казани верстах в 35-40, меж Волгой и Камою, на берегах речки Мёши.

Земли, однако же, дробились между наследниками, распродавались, закладывались и уже Роману Николаевичу Державину, который родился в 1706 году, досталось всего лишь несколько разрозненных клочков, на которых крестьяне числились не сотнями, не десятками, а единицами.

Еще в 1722 году, при Петре Великом, Роман Николаевич вступил в армию и служил попеременно в разных гарнизонных полках. Подобно достаткам и чины его были невелики, хотя от начальства он пользовался доверием, от сослуживцев — любовью. Но был человек неискательный, скромный, отчасти, может быть, неудачник. Тридцати шести лет он женился на дальней своей родственнице, бездетной вдове Фекле Андреевне Гориной, урожденной Козловой. Брак не прибавил ему достатка: Фекла Андреевна была почти так же бедна, как он сам, и ее деревеньки в таких же лежали клочьях. Впрочем, и из-за этих убогих поместий Державиным приходилось вести непрестанные тяжбы с соседями. Времена же были бессудные. Дело иной раз доходило до драки. Так, некий помещик Чемадуров однажды зазвал Романа Николаевича в гости, напоил крепким медом, а потом, не пощадив чина-звания, избил с помощью своих родственников и слуг. Роман Николаевич несколько месяцев прохворал, а после того Державины с Чемадуровыми враждовали из рода в род без малого полтораста лет: только в восьмидесятых годах минувшего века их распри кончились.

Женившись, Роман Николаевич жил то в самой Казани то поблизости от нее, в одной из деревень своих, — неизвестно, в которой именно. Там и родился у него, в обрез через девять месяцев после свадьбы, первенец. Это событие произошло 3 июля 1743 года, в воскресенье. По празднуемому 13 числа того месяца собору Архангела Гавриила младенец и наречен.

От рождения был он весьма слаб, мал и сух. Лечение применялось суровое: по тогдашнему обычаю тех мест, запекали ребенка в хлеб. Он не умер. Было ему около года, когда явилась на небе большая комета с хвостом о шести лучах

Источник: https://www.derzhavin-poetry.ru/books/hodasevich-derzhavin2.html

Вскоре Державина-отца перевели по службе в город Яранск, Вятской губернии, потом в Ставрополь, что на Волге, в ста верстах от Самары. Городишки были убогие: кучи деревянных домишек. Жизнь — тоже убогая, захолустная, гарнизонная. К тому же — достатки малые, а семья росла. Через год после первого родился второй сын, а потом и дочь,Источник: https://www.derzhavin-poetry.ru/books/hodasevich-derzhavin2.html

Затем Оренбург.

Прожив года два в Оренбурге, снова перебрались на казанские свои земли.

открылась в Казани гимназия — как бы колония или выселки молодого Московского университета. Державин поступил в гимназию.

Обучали в ней многим предметам: языкам латинскому, французскому и немецкому, а также арифметике, геометрии (без алгебры), музыке, танцам и фехтованию. Но учителя были не лучше гарнизонного школьника Лебедева и штык-юнкера Полетаева. Учебников не было по-прежнему. Учили "вере — без катехизиса, языкам — без грамматики, числам и измерению — без доказательств, музыке — без нот, и тому подобное"

Источник: https://www.derzhavin-poetry.ru/books/hodasevich-derzhavin2.html

Через три года по поступлении в гимназию, неожиданно пришлось ее бросить, не приобретя особых познаний. Шувалов в Петербурге чего-то напутал с бумагами казанских гимназистов, и вместо инженерного корпуса Державин оказался записанным в лейб-гвардии Преображенский полк солдатом,Источник: https://www.derzhavin-poetry.ru/books/hodasevich-derzhavin2.html

Его литературные познания до сих пор были скудны. В гимназическую пору прочел он перевод фенелонова "Телемака" (неизвестно чей, прозаический; знаменитая Тилемахида" Тредьяковского вышла позже); затем — политический роман Джона Барклая "Аргенида" и "Приключения маркиза Глаголя", то есть "Memoires du marquis +++ ou Aventures d'un homme de qualite qui s'est retire du monde" — роман аббата Прево1. Из отечественных авторов знал оды Ломоносова да сумароковские трагедии. Тогда же, еще в Казани, он стал сочинять и сам. Теперь, в ночной тишине казармы, порой продолжал свои упражнения: без правил, по слуху писал стихи, подражая сперва все тем же Ломоносову и Сумарокову, а потом — прочитанным в Петербурге немцам: Галлеру, Гогедорну. Выходило коряво и неуклюже; ни стих, ни слог не давались, — а показать было некому, спросить совета и руководства — не у когоИсточник: https://www.derzhavin-poetry.ru/books/hodasevich-derzhavin3.html

То были первые стихи Державина, в которых ни предмет, ни чувства не были позаимствованы. Можно сказать, он взвыл. Стихи назывались "Раскаяние":Источник: https://www.derzhavin-poetry.ru/books/hodasevich-derzhavin3.html

О, лабиринт страстей, никак неизбежимых,
Борющих разумом, но непреодолимых!
Доколе я в тебе свой буду век влачить?
Доколе мне, Москва, в тебе распутно жить?
Покинуть я тебя стократно намеряюсь
И, будучи готов, стократно возвращаюсь.
Против желания живу, живя в тебе;
Кляну тебя — ив том противлюсь сам себе
...Источник: https://www.derzhavin-poetry.ru/books/hodasevich-derzhavin3.html

Наступил 1773-й год, и разразившийся в этом году Пугачевский бунт вывел Державина из прежнего скромного положения и проложил ему путь к первым успехам в службе и литературе. Источник: https://www.derzhavin-poetry.ru/bio/index.html

Посланный против него генерал Кар, при недостаточности войска, ничего не мог сделать, растерялся и, под предлогом болезни, позорно уехал в Москву. Императрица в негодовании поспешила его уволить и на его место избрала генерал-аншефа А. И. Бибикова. Со званием главнокомандующего ему предоставлены были самые обширные полномочия и в распоряжение его отданы в неспокойных местностях все духовные, военные и гражданские властиИсточник: https://www.derzhavin-poetry.ru/bio/index.html Державин поступает на службу к Бибикову..и активно занимается литературным трудом.

Известность Державина, как писателя, и при дворе, и в обществе, началась с появления в первой книжке "Собеседника любителей русского слова", вышедшей 20-го мая 1783 г., его знаменитой оды "Фелица". Это была не первая ода Державина, воспевавшая Екатерину II. Еще в 1767 году написана была им в честь ее ода. Уже в ней он выражал желание петь, основываясь на одной истине, не сзывая муз с Парнаса, не прибегая к лести и напыщенным фразам. Главным и наиболее привлекательным для него качеством Императрицы он признает в этой оде ее милосердие, ее мягкое, человеческое обращение с подданными:

"Таков твой суд есть милосердный,
Ты так к нам сердобольна мать
Грозишь закона нам стрелою;
Но жизнь преступших ты блюдешь,
Нас матерней казнишь рукою —
И крови нашей ты не льешь" (Соч., III, 242).

Источник: https://www.derzhavin-poetry.ru/bio/index.html

Когда, основана была Российская академия (в 1783 г.), Державин в первом же заседании избран был ее членом и принял участие в предпринятом Академией русском словаре.

С 1784 по 1788 год Державин, занятый службой в Петрозаводске и Тамбове губернатор, почти ничего не писал. Из произведений его, написанных им во время отставки, после губернаторства в Тамбове, особенно замечательны оды: "Изображение Фелицы" (1789) и "На взятие Измаила" (1791). Последняя имела большой успех. Императрица пожаловала за нее автору осыпанную бриллиантами табакерку с 2000 руб. и, увидав его во дворце, сказала ему: "Я пo сие время не знала, что труба ваша так же громка, как и лира приятна". В этой оде особенно замечательны те места, где Державин выражает свои мысли об историческом предназначении России — защищать своих угнетенных единоверцев и восстановить Византийскую империю. Обращаясь к нашим тогдашним политическим противникам в Европе, он говорит:

"О вы, что в мыслях суетитесь
Столь славный Россу путь претить,
Помочь врагу Христову тщитесь,
И вере вашей изменить!
Чем столько поступать неправо,
Сперва исследуйте вы здраво
Свой путь, цель Росса, суд небес;
Исследуйте, и заключите:
Вы с кем и на кого хотите?
И что вам Року перевес?
Ничто. Коль Росс рожден судьбою
От варварских хранит вас уз,
Томаров попирать ногою,
Блюсть ваших от Омаров муз.
Отмстить крестовые походы,
Очистить Иордански воды,
Священный гроб освободить,
Афинам возвратить Афину,
Град Константинов Константину
И мир Афету водворить."

Источник: https://www.derzhavin-poetry.ru/bio/index.html

Скончался Державин 8-го июля 1816 г. в имении своем Званке, на берегу Волхова, и погребен в Хутынском монастыре, в приделе соборной церкви. Над гробницей его построен мраморный памятник, в сооружении которого приняла участие Российская Академия. Источник: https://www.derzhavin-

В историю русской литературы и культуры Державин вписал свое имя прежде всего не своей государственной службой, а литературным талантом.
Державин был поэтом-новатором. На фоне торжественных од классицизма его оды были необычны. Трудно назвать классической одой его стихотворение «На смерть князя Мещерского», в котором торжественная надгробная ода несет в себе философские мысли о бренности бытия и неотвратимости времени и смерти, чувства грусти от утраты, что роднит ее с элегией. В оде «Бог» поэт прославляет не только Творца, но и человека, созданного по его образу и подобию. Житель грешной земли является ничтожной тварью, «червем», но сила разума, данная ему Богом, роднит его с Всевышним.
Рисуя в облике Фелицы «богоподобную» Екатерину II (ода «Фелица»), поэт изображает рядом с ней и низкий мир, нарушая законы жанра и вступая с императрицей в поэтическую игру. Он прославляет идеал премудрости в облике царицы, выставляя ее образцом добродетели. Но рядом он рисует вельможу, который живет в праздности и подвержен многим человеческим порокам. И содержание, и сложная форма новой оды, включающей в себя черты сатиры, идиллии, пасторали, анекдота, говорят о разрушении поэтом традиций классицизма и о демократизации литературы. Итогом творческого пути поэта становится его сборник «Анакреонтические песни», в который включено стихотворение «Русские девушки», наполненное юмором и передающее колорит русской народной культуры.
Василий Жуковский стал основоположником романтизма в русской литературе. Незаконный сын помещика Бунина, перенесший сидение под арестом за занятия литературой, драматическую историю несчастной любви, ранение на войне 1812 г. и лечение в госпитале, он научился спокойно, кротко, с верой и молитвой переносить удары судьбы.
В литературном творчестве проявился незаурядный талант Жуковского-поэта. Он написал 39 баллад и сделал балладу жанром, который укоренил романтизм на русской почве. В лирической поэзии он стал мастером изображения тонких, ускользающих, неуловимых движений человеческой души. Он придал общественное содержание лирическим переживаниям человека, утверждая, что счастье людей в их душевном богатстве, что наполнило его лирику общечеловеческим содержанием. Язык его произведений тяготеет к среднему стилю, он использует слова и выражения разговорного языка и разрабатывает такие жанры, как элегия, романс, послание, песня, баллада.
В оде-элегии «Певец во стане русских воинов» Жуковский славит русские дружины, сражавшиеся в войне 1812 г., однако патриотический пафос оды соединяется с элегическими и балладными мотивами, которые придают стихотворению душевное тепло, делают чувство любви к Родине не абстрактным, а глубоко личным и понятным.
В стихотворении «Море» живые перемены в морском пейзаже наводят на мысль о человеческой жизни и стихиях, которые бушуют в его душе. Море лежит под небом и приковано к земле, поэтому ему свойственна тревога, что оно может быть разлучено с небом. Картина, созданная поэтом, помогает осмыслить мир философски. В земной суете нет совершенства, и человеку должно быть присуще стремление к небу, к высокой чистоте и красоте. Человек не может жить без идеала, отсутствие которого по воле враждебных сил может сделать его жизнь бессмысленной.
В стихотворении «Вечер» Жуковский рисует не предметные, а духовные картины, не картины природы, а свои ощущения от ее образов, что вызывает у читателя сильное эмоциональное впечатление. Пейзаж сливается с переживаниями лирического героя, наполняя поэзию психологизмом. По мысли автора, человек должен воспринимать мир более душою, нежели рассудком.
Человек в поэзии Жуковского — обыкновенное, земное существо. Но смысл его жизни — воспитать в своей душе чуткость и милосердие к чужим страданиям, стремление к высоким идеалам. Счастье человека, по мысли Жуковского, в силах его души, в богатстве чувств и помыслов. Поэтому человек должен постоянно совершенствовать свой духовный мир.
Однако в мире реальном правит сознание косного общества, что приводит к возникновению противоречия между личностью и социумом. Отсюда в творчестве романтиков берет начало конфликт между человеком и миром, источник так называемого романтического двоемирия. Не принимая атмосферы пороков и страстей, человек ищет уединения, одиночества. Его душа вмещает всю Вселенную, принимает жизнь во всех проявлениях, озаренная верой в торжество прекрасного и возвышенного в ином, идеальном мире. Отсюда зыбкость пространства этого мира, стремление к которому побуждает человека преодолеть груз земной жизни, отказаться от мелкого и бытового и предназначить себя истинно человеческим свойствам.
В балладе «Светлана» Жуковский наполняет сюжет как написанной ранее «Людмилы», так и «Леноры» Бюргера чисто русскими приметами, обычаями, верованиями. Героиня баллады обладает лучшими чертами русского национального характера: верностью, добротой, простотой. От ее духовных сил зависит ее счастье. Фантастический образ дороги как символ движения от жизни к смерти сулит будущие несчастья, вьюга и метель предвещают торжество злых сил. Действие развивается при свете луны, на границе дня и ночи. Переход из одного пространства и времени в другое рождает элементы волшебного, чудесного. Но «страшная» история жизни от счастливого соединения с женихом после долгой разлуки до пути к смерти имеет у Жуковского иной, счастливый финал. Вера в Бога, надежда на Божью помощь помогают Светлане не пасть духом, не роптать на судьбу. Кротко и терпеливо снося испытания, она защищает себя от трагической участи.
Связь с традициями и верованиями, народно-религиозные начала делают героиню баллады образцом национального характера русской девушки, что отразилось и в лучших женских образах Пушкина и Л. Н. Толстого.
Таким образом, творчество Жуковского открыло русскому читателю богатства внутреннего мира человека, его нравственный облик.

. Светлана

Василий Жуковский

СВЕТЛАНА

А. А. ВОЕЙКОВОЙ

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: „Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое“».
«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит...
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».
Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье...
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи...
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.
Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит...
Вот... легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами...
Занялся от страха дух...
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»
Оглянулась... милый к ней
Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпенья кони рвут
Повода шелковы.
Сели... кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут... пусто все вокруг,
Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.
Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий...
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
Тускнет в фимиаме;
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
«Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит;
Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылый.
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.
Вот примчалися... и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться — следу нет...
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит...
Дверь шатнулася... скрыпит...
Тихо растворилась.
Что ж?.. В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой...
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.
Все утихло... вьюги нет...
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится...
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье...
Чу, Светлана!.. в тишине
Легкое журчанье...
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.
Смолкло все опять кругом...
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвый шевелится...
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
Затворены очи.
Вдруг... в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы...
Что же девица?.. Дрожит...
Гибель близко... но не спит
Голубочек белый.
Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул...
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами...
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась...
Глядь, Светлана... о творец!
Милый друг ее — мертвец!
Ах!.. и пробудилась.
Где ж?.. У зеркала, одна
Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы;
Шумным бьет крылом петух,
День встречая пеньем;
Все блестит... Светланин дух
Смутен сновиденьем.
«Ах! ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он —
Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?»
Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий...
Чу!.. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет...
Кто?.. Жених Светланы.
Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
То ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты!


Жизнь и творчество Константина Батюшкова можно условно разделить на два периода. Первая половина жизни включила в себя раннюю потерю матери, отцовское и пансионное воспитание, изучение европейских языков и культуры. «Маленькая философия» молодого поэта заключалась в том, что человек рожден для наслаждения жизнью, для счастья, для любви, но обрести их можно только в уединении, встречаясь преимущественно с близкими по духу людьми. Отгораживаясь от мира народных бунтов, самодержавной власти, мешающей мыслящим дворянам, Батюшков чрезвычайно углубляет свой внутренний мир.
В его внешней жизни много событий исторического плана: уход в ополчение, сражения в Восточной Пруссии, русско-шведская кампания (1807—1808 гг.), война 1812 г. Однако сердце поэта занято другим. В стихотворении «Вакханка» он рисует праздник римского бога вина и веселья Вакха, на который пришли юные нимфы. Одна из них отстала и была настигнута влюбленным в нее юношей. Победу любви приветствовали и жрицы Вакха — вакханки, потому что это закон мироустройства: торжество любви олицетворяет торжество жизни, и идеальный мир должен быть полон любви.
В раннем творчестве поэта царят мечты о чтении книг и наслаждении искусствами, о философских беседах с близкими друзьями. Эти стремления поэта проявляются в стихотворении «Мои пенаты», адресованном Жуковскому и Вяземскому. В нем читатель может также уловить проявления «маленькой философии». Жанр стихотворения — послание. В нем воспевается частная жизнь, его интонации близки разговорной речи. Смысл стихотворения в том, что время безжалостно, жизнь быстро кончается. Поэтому нужно провести ее не в поисках чинов и богатства, а в умных беседах с единомышленниками. Человек должен заботиться о душе, совершенствовать свой внутренний мир. Поэт не находит гармонии во внешнем мире и создает ее в своем воображении, поэтизируя античность.
Однако Батюшков стал свидетелем трагических картин жизни: пожара Москвы, разорения России Наполеоном, страданий народа, гибели своего близкого друга И. А. Петина. Он осудил Французскую революцию за кровопролитие, считал революционные вспышки в Европе безумием, что повергало его к мыслям о мрачной бездне, в которой погибнет все. Это стало одной из причин его душевного кризиса. Поэтому во втором периоде жизни его поэзия приобретает черты романтической тревоги, разочарования в земном мире, который не может дать человеку счастья. На земле все изменчиво, при этом ведет к разрушению, глубокой печали, которую не может победить даже надежда на вечную жизнь.
Лирический сюжет элегического послания «К другу» представлен духовным странствием человека. Пройдя через утраты, разочарования, отчаяние, он обретает надежду и постигает истину. Сомнения, проклятые неразрешимые вопросы лирический герой преодолевает в вере, в религии, но печаль не покидает его душу, и земной мир не обещает счастья. Находя в античной литературе образы героических людей, не склонившихся под ударами судьбы, Батюшков призывает смело идти навстречу испытаниям, предвосхищая пафос лирики молодого Пушкина.
Во второй половине 1820-х гг. психическая болезнь поэта обострилась, его лечили в России и Европе, но безрезультатно. Помутнение разума стало препятствием для его духовной и поэтической жизни. Он прожил в безумии почти 30 лет и намного пережил друзей своей поэтической молодости:

«Тень друга» К. Батюшков

Sunt aliquid manes: letum non omnia finit;
Luridaque evictos effugit umbra rogos.
Propertius1

Я берег покидал туманный Альбиона:

Казалось, он в волнах свинцовых утопал.

За кораблем вилася Гальциона,

И тихий глас ее пловцев увеселял.

Вечерний ветр, валов плесканье,

Однообразный шум и трепет парусов,

И кормчего на палубе взыванье

Ко страже дремлющей под говором валов;

Все сладкую задумчивость питало.

Как очарованный у мачты я стоял,

И сквозь туман и ночи покрывало

Светила Севера любезного искал.

Вся мысль моя была в воспоминанье,

Под небом сладостным отеческой земли.

Но ветров шум и моря колыханье

На вежды томное забвенье навели.

Мечты сменялися мечтами

И вдруг… то был ли сон?… предстал товарищ мне,

Погибший в роковом огне

Завидной смертию, над Плейсскими струями.

Но вид не страшен был; чело

Глубоких ран не сохраняло,

Как утро Майское веселием цвело,

И все небесное душе напоминало.

«Ты ль это, милый друг, товарищ лучших дней!

Ты ль это? я вскричал, о воин вечно милой!

Не я ли над твоей безвременной могилой,

При страшном зареве Беллониных огней,

Не я ли с верными друзьями

Мечем на дереве твой подвиг начертал,

И тень в небесную отчизну провождал

С мольбой, рыданьем и слезами?

Тень незабвенного! ответствуй, милый брат!

Или протекшее все было сон, мечтанье;

Все, все, и бледный труп, могила и обряд,

Свершенный дружбою в твое воспоминанье?

О! молви слово мне! пускай знакомый звук

Еще мой жадный слух ласкает,

Пускай рука моя, о незабвенный друг!

Твою, с любовию сжимает.…»

И я летел к нему… Но горний дух исчез

В бездонной синеве безоблачных небес,

Как дым, как метеор, как призрак полуночи,

Исчез, – и сон покинул очи. –

 

Все спало вкруг меня под кровом тишины.

Стихии грозные казалися безмолвны.

При свете облаком подернутой луны,

Чуть веял ветерок, едва сверкали волны,

Но сладостный покой бежал моих очей,

И все душа за призраком летела,

Все гостя горнего остановить хотела:

Тебя, о милый брат! о лучший из друзей!

Дата создания: июнь 1814 г.

Жаворонок

На солнце темный лес зардел,В долине пар белеет тонкий,И песню раннюю запелВ лазури жаворонок звонкий.Он голосисто с вышиныПоет, на солнышке сверкая:Весна пришла к нам молодая,Я здесь пою приход весны.Здесь так легко мне, так радушно,Так беспредельно, так воздушно;Весь божий мир здесь вижу я.И славит бога песнь моя!

1851


Итог лекции. Державин стал в русской литературе поэтом-новатором, который разрушал нормативность века классицизма и просветительства. Его творчество отличалось от предшественников выбором тем и их философским решением, жанровыми и стилевыми особенностями. Жуковский и Батюшков стали основоположниками психологического романтизма в русской поэзии. Они мечтали усовершенствовать земную жизнь с помощью просвещения и воспитания человеческой души.

.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: