Политические и правовые взгляды Птахотепа (Древнего Египта).
Генезис ППМ обусловлен возникновением государства и права. В 4 тыс. до н.э. появляются политические и правовые идеи. Наиболее характерным источником этих идей являются «Поучения Птахотепа». Птахотеп – видный представитель египетской знати, являлся главой администрации царя Айсэсса.
Птахотеп, как и другие мыслители, не разграничивал понятия общество и государство. Всё, что он относил к взаимоотношениям между людьми, относил к праву. Позиция Птахотепа является теологической (теократической). Позиции государства и права обосновываются с божественных позиций. Все люди божественным волеизъявлением делятся на 2 группы – низших и высших. Высший – ценный, благородный; низший – плохой. Благополучие низших зависит от доброй воли высших, следовательно, они должны быть покорными, смиренными, почтительно относиться к высшим. Подчинение одних другим – важный принцип общества, государства, права. Во взаимоотношениях между свободными людьми должен действовать принцип Ка (стремление к счастью), которому противоречит навязчивость. Поэтому поведение должно быть добродетельным и справедливым, что утверждает естественное равенство всех свободных.
Общество представляет собой пирамиду: 1)Боги-покровители – вершине; 2) Фараон – божий избранник, которому беспрекословно подчиняются все чиновники; 3) Жрецы – находятся в зависимости от фараона; 4) Рабовладельческая знать; 5) Землевладельцы и ремесленники – зависят от знати, обслуживают её; 6) Рабы
Все ступени объединены в образе богини Маат (правосудие). Это придаёт структуре общества не только божественность, но и справедливость, гармонию.
|
Порядок на земле обеспечивает фараон, ведущий войну против анархии, несправедливости, обмана, богохульства. Птахотеп говорит: «Чтобы порядок был устойчивый, отец каждой семьи по достижении критического возраста должен завещать детям те устои жизни, которые услышал от своего отца».
Политические и правовые идеи брахманизма и буддизма (Древней Индии).
Древнеиндийская ППМ появилась в 3 тыс. до н.э. вместе с возникновением государства и права. Она нашла отражение в различных памятниках: Ведах, дхармасутрах,дхармашастрахУпанишадах, законах Ману. Существует 2 направления ППМ: брахманизм и буддизм.
А) Брахманизм встречается в Ведах в 2 тыс. до н.э. Люди делятся на 4 варны (брахманы – голова, уста - жрецы; кшатрии – руки - войны; вайши – бедро – с/х; шудры – ступни – безропотно служить), созданные из мирового тела и духа. Таким образом определяется место и роль различных варн, а значит и их членов. В варны включались только свободные люди, рабы были вне их. Наибольшим объёмом прав пользовались брахманы. Они являлись воплощением порядка. Брахман – высшее лицо, владыка всех. Его собственность неприкосновенна, к нему не применялись суровые наказания.
Царь – божество с внешним видом человека – глава администрации, верховный судья; назначал на должности, руководил армией. У него существовала обязанность в решении государственных дел совещаться с брахманами. Требования к царю: подобно цапле обдумывать свои дела; подобно льву обнаруживать силу, подобно волку брать свою добычу, подобно зайцу уходить в безопасное место. Искусство управлять – умение наказывать (принцип дандакити), т.к., если нет наказания нет собственности перемещение варн хаос.
|
Б) Буддизм. Возник в Др. Индии как следствие ухудшения положения низших слоёв в сер 1 тыс. до н.э., как протест брахманизму.
Будда (Сиддхарта) – просветлённый. Он критикует основные положения вед, постулаты брахманизма. Отвергается идея о верховенстве бога. Дела человека зависят от собственных усилий людей. Дхарма – естественный закономерность, естественный закон, управляющий миром - необходимо познать закон через его применение. Объяснили порядок возникновения государства: люди сначала жили счастливо, затем появилась ч/с – неравенство. Люди собрались и выбрали царя – судью. В буддизме проявляется тенденция к уменьшению роли наказания в управлении. Недопустимо применение наказания при отсутствии вины, т.е. обосновывается законность. Ориентир на идеальный путь – достижение нирваны (момента наивысшего просветления).
В учении 4 истины:1)Жизнь есть страдание, зло, невежественность;2)у всякого страдания есть причина;3)причины можно познать;4)возможно положить конец страданию;5)возможен путь, который ведёт к прекращению страдания – непротивление насилию.
Политико-правовые учения Древнего Израиля.
На всем протяжении еврейской истории развивалась одна идея: если ты безгосударственный, то живущий в рамках теократического строя.
Согласно Ветхому Завету строительство государства – это уход от Бога, продукт человеческого греха. Государство приобретает облик Левиофана. Создать государство – значит лишиться самых высоких святынь и благ. Государство связано с рабством, трудом, налогами и повинностями. Только три царя из Ветхого Завета были угодны Богу: Давид, Соломон и Иегова. Хорошей и правильной формой жизни является община. В такой общине представителями бога являются пророки, их наместники, первосвященники.
Выступая против языческого обоготворения государства, ветхозаветные предания приходят к развенчанию государства вообще. Государь ни в коем случае не может олицетворять себя с Богом. И религиозному человеку нельзя полагаться на государство.
Жить нужно по заповедям. Законом Талеона пользоваться нельзя, однако к сожалению если в человеке заложено зло, дух сделать что-то плохое, то он это сделает. Поэтому нельзя мыслить плохо, нужно искоренять плохие мысли.