Прогресс - (от лат. progressus - движение вперёд, успех), это тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О процессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным её элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта. Понятие прогресса соотносительно с понятием регресса.
Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначально было чисто оценочным. В развитии докапиталистических формаций многообразие и острота политических событий сочетались с крайне медленным изменением социально-экономических основ общественной жизни.
Для большинства античных авторов история - простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное. Она же в целом рисуется либо как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего «золотого века» (Гесиод, Сенека), либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель, Полибий).
Христианская история философии рассматривает историю как процесс, идущий в определенном направлении, но имеется в виду не имманентный процесс, а движение А некоей предустановленной цели, лежащей за рамками действительной истории. Идея исторического прогресса родилась не из христианской эсхатологии, а из её отрицания.
Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что «царство разума» лежит не в прошлом, а в будущем. Прежде всего, был замечен прогресс в сфере научного познания. Уже Френсис Бэкон и Рене Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что науч. познание мира идёт вперёд. Затем идея прогресса распространилась и на сферу социальных отношений (Тюрго, Кондорсе).
|
Просветители теории прогресса обосновывали смелую ломку феодальных отношений, на их основе складывались многочисленные системы утопического социализма. Но рационалистическим теориям прогресса был чужд историзм. Прогресс общества просветители выводили из прогресса человеческого разума. Теории просветителей имели телеологический характер, возводили в ранг конечной цели истории преходящие идеалы и иллюзии подымающейся буржуазии. Вместе с тем уже Вико и особенно Ж.-Ж.Руссо указывали на противоречивый характер исторического развития.
Романтическая историография начала XIX века в противовес рационализму просветителей выдвинула идею медленной органической эволюции, не допускающей вмешательства извне, и тезис об индивидуальности и несравнимости исторических эпох. Однако этот историзм был односторонне обращён в прошлое и часто выступал в роли апологии архаических отношений.
Наиболее глубокие в домарксовой мысли трактовки прогрессу дает Гегель, выступивший как против просветительских пренебрежений к прошлому, так и против ложного историзма романтической «исторической школы». Однако он понимал исторический прогресс как саморазвитие мирового духа. Гегель не смог объяснить перехода от одних ступеней общественного развития к другим. Его философия истории превратилась в теодицею, оправдание Бога в истории.
Марксистско-ленинская концепция прогресса охарактеризована диалектико-материалистическим подходом к этой проблеме, выдвижением объективного критерия прогресса. К.Маркс подчёркивал, что «вообще понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции». «... Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно» (Ленин).
|
Прогресс - это не какая-то самостоятельная сущность или трансцендентная цель исторического развития. Понятие прогресса приобретает смысл лишь применительно к определенным историческим процессам или явлениям в строго определенных системах отсчёта. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто обладают субъективностью, неисторичностью. Как отмечает К.Маркс, «так называемое историческое развитие покоится вообще на том, что новейшая форма рассматривает предыдущие как ступени к самой себе и всегда понимает их односторонне, ибо лишь весьма редко и только при совершенно определенных условиях она бывает способна к самокритике».
Общей тенденцией исторического развития можно назвать переход от системы с преобладанием естественных детерминаций к системе с преобладанием социально-исторических детерминаций, в основе чего положено развитие производительных сил. Именно поэтому В.И.Ленин считал интересы развития производительных сил «... высшим критерием общественного прогресса...»
Совершенствование средства и организаций труда обеспечивается ростом его производительностей, что, в свою очередь, приводит к совершенствованию рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знание и меняет существующие общественные разделения труда. Одновременно с прогрессом техники идёт развитие науки. При этом расширяются состав и объём необходимых потребностей человека и изменяются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Более высокому уровню развития производительных сил соответствует и более сложная форма производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнёта стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации представляют собой закономерные стадии постулативного развития человечества.
|
Однако процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны.
Диспропорция между прогрессом техники, производительности труда и ростом отчуждения, эксплуатации трудящихся, между материальным богатством капиталистического общества и уровнем его духовной культуры особенно заметна в период общего кризиса капитализма. Она отражается в росте социального пессимизма и многочисленных философских и социологических теориях XX века, прямо или косвенно отрицающих прогресс и предлагающих заменить это понятие либо идеей циклического круговорота (Шпенглер, Тойнби, Сорокин), либо «нейтральным» понятием «социального изменения». Широкое распространение получают также различные концепции «конца истории» и пессимистической антиутопии. В этом же духе интерпретируются многие глобальные проблемы современной цивилизации - экологическая и энергетическая, угроза ядерной войны и другие. Весьма сложен также вопрос о критериях прогресса применительно к высшим сферам духовной деятельности, например, искусству.
Генеральная линия общественного прогресса в современную эпоху - это переход от капитализма к социализму в мировом масштабе. Колоссально ускоряя темпы общественного развития, коммунистическая формация стремится преодолеть унаследованные от прошлого диспропорции в развитии города и деревни, людей умственного и физического труда, производительных сил и духовной культуры общества, передовых и экономически отставших стран. Возникая изначально на почве социальной истории, понятие прогресса было в XIX веке переносится и в естественные науки. Здесь, как и в общественной жизни, это понятие имеет не абсолютное, а относительное значение. Понятие прогресса так же неприменимо ко Вселенной в целом, так как здесь отсутствует однозначные определяющие направления развития, и ко многим процессам неорганической природы, которые имеют циклический характер. Проблема критериев прогресса в живой природе вызывает споры среди учёных.
Заключение
В качестве понимания сущности движения особенно значительную роль сыграл как открытый в сороковых годах XIX века закон сохранений и превращений энергии, так и эволюционная теория Чарльза Дарвина, а так же клеточная теория строений организмов. Вместе с тем происходят важные изменения в общественной жизни общества. В это время резко обнаруживается противоречие капиталистической системы, обостряется классовая борьба между буржуазией и пролетариатом. Соответственно, данные, принадлежащие естествознанию и общественно-исторической практике, ложатся в основу философского обобщения К.Маркса и Ф.Энгельса. Именно ими создается диалектико-материалистическое учение. Это учение было свободным от механистических ограниченностей и идеалистического искажения учения о движении.
В XX веке новый существенный вклад в это учение вносит В.И.Ленин, который обобщил в своих трудах развитие физики в конце XIX и начале XX веков.
Понятие движения с точки зрения диалектического материализма охватывает практически все процессы и изменения, которые происходят во всей Вселенной. Эти изменения начинаются от пространственных перемещений и заканчиваются мышлением. Движение и, как следствие изменение, может осуществляться по восходящей линии, оно может так же быть поступательным, может быть прогрессивным и, соответственно, регрессивным, иначе говоря, происходить по нисходящим линиям. Прогрессивные поступательные изменения материального объекта от простого к сложному и от низкого к наивысшему называют развитием. Понятие изменений, как следствие, обстоит гораздо шире понятия развитие.
Источником многих конкретных видов движений материи диалектический материализм обозначает борьбу внутренних противоположностей. Это борьба противоположных сторон, борьба тенденций, борьба процессов, которая присуща всем без исключения объектам настоящей действительности. В качестве источника так же может выступать борьба внешних противоположностей и взаимодействие между самими объектами. В этом контексте движение материи как способа бытия является ее «самодвижением».
Список использованной литературы
движение круговорот природа общество
1. Кудряцев И.К., Лебедев С.А. Синергетика как парадигма нелинейности // Вопр. философии 2002, № 12.
. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. // Полн.собр.соч. Т.18. С.281-290.
. Лесков Л.В. Нелинейная Вселенная. Новый дом для человечества. М.: Экономика, 2003.
. Миклин А.М., Подольский В.А. Категория развития в марксистской философии. М., 1980.
. Мир философии: Кн. для чтения. М., 1991. Ч.1. Разд.1. Синергетическая парадигма: человек и общество в условиях нестабильности. Отв. ред. Астафьева О.Н. М., 2003.
. Энгельс Ф. Диалектика природы. // Соч. Т.20. С.345-363, 384-407, 558-563.