Психическое развитие ребенка в раннем возрасте (1-3)




Тема: Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте

 

Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте (0-1)

Задание № 1: Прочитайте текст и заполните таблицу 1 (дана после текста).

 

Стадия младенчества делится на:

- кризис новорожденности (первые 2 месяца после рождения)

- собственно стадия младенчества

- кризис первого года.

Главные линии развития ребенка в кризис новорожденности

- Социальная ситуация новорожденного – с одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

- Новообразования кризиса новорожденности:

1) возникновение индивидуальной психической жизни ребенка;

2) возникновение комплекса оживления - эмоционально-двигательная реакция в ответ на общение взрослого, проявляется в моторной возбудимости ребенка при приближении взрослого, вокализации, улыбке. Комплекс оживления свидетельствует о выраженности у ребенка потребности в общении со взрослым. Его появление считается границей завершения кризиса новорожденности и начала стабильной стадии младенчества.

 

Главные линии развития ребенка в младенчестве

- Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

- Социальная ситуация развития «Мы» - неразрывное единство ребенка и матери.

- Речь. До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов. Первые слова – это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации ("дай!").

- Развитие движений (зрительное сосредоточение на предмете; перемещение в пространстве – ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги; намеренное схватывание предметов; манипулирование предметами). Развитие движений является основой для психических познавательных процессов и зарождения предметной деятельности

- Сенсомотороное умственное развитие. Дети в это время еще не овладели языком, и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений.

- В этом же возрасте формируется чувство привязанности. Выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности: 1) малыш ищет близости с любым человеком; 2) учится отличать знакомых людей от незнакомых; 3) чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для ребенка.

- Вторая половина стабильного периода характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении – суть кризиса одного года.

- Новообразования периода: к году ребенок произносит первые слова; овладение прямохождением, ходьбой.

 

Главные линии развития ребенка в кризис 1 года

- Противоречие этого кризиса: слабость или отсутствие биоритмов как ориентирующих ребенка в окружающем мире (в начале периода ребенок зависел от них), а с другой стороны – не освоенность речи, которая бы помогала ему в ориентировке в этом мире.

- Новообразование кризиса – автономная речь. Ее особенности:

1) не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически ("би-би"), а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);

2) общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации;

3) связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте.

 

Таблица 1 – Характеристика младенческого периода (0-1)

Подпериоды Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Новообразования
Кризис новорожденности      
Стабильная стадия младенчества    
Кризис 1 года    

 

 

Психическое развитие ребенка в раннем возрасте (1-3)

Задание №2: По ссылке найдите видео, прослушайте лекцию и заполните таблицу 2.

 

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9660252920552202507&from=tabbar&reqid=1605204418850781-933301147780464118400098-vla1-1892&suggest_reqid=865772796157319599646415691792469&text=%D0%BC%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2FvJzHNpaWw77Q

Таблица 2 – Характеристика раннего возраста (раннего детства) (1-3)

Социальная ситуация развития  
Ведущая деятельность  
Особенности моторики  
Особенности внимания  
Особенности восприятия  
Особенности мышления (написать самим!)  
Социальное развитие  
Речевое развитие и помощь взрослых в этом  

Задание №3: По ссылке найдите статью, прочитайте ее и заполните таблицу 3. В ней перечислите симптомы кризиса (1 столбец) и дайте им определение (2 столбец). Найдите ответы на вопросы (устно): Почему у ребенка перед началом кризиса возникает интерес к своему отражению в зеркале? Какое новообразование появляется в кризис 3 лет? Какие рекомендации психолога вам понравились?

 

 

https://www.b17.ru/article/krisis_3_let_simptomi_strategii_roditela/

 

Таблица 3 – Характеристика кризиса 3 лет

Симптомы кризиса 3 лет Краткая характеристика симптомов кризиса 3 лет
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  
7.  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: