Тема: Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте
Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте (0-1)
Задание № 1: Прочитайте текст и заполните таблицу 1 (дана после текста).
Стадия младенчества делится на:
- кризис новорожденности (первые 2 месяца после рождения)
- собственно стадия младенчества
- кризис первого года.
Главные линии развития ребенка в кризис новорожденности
- Социальная ситуация новорожденного – с одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.
- Новообразования кризиса новорожденности:
1) возникновение индивидуальной психической жизни ребенка;
2) возникновение комплекса оживления - эмоционально-двигательная реакция в ответ на общение взрослого, проявляется в моторной возбудимости ребенка при приближении взрослого, вокализации, улыбке. Комплекс оживления свидетельствует о выраженности у ребенка потребности в общении со взрослым. Его появление считается границей завершения кризиса новорожденности и начала стабильной стадии младенчества.
Главные линии развития ребенка в младенчестве
- Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.
- Социальная ситуация развития «Мы» - неразрывное единство ребенка и матери.
- Речь. До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов. Первые слова – это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации ("дай!").
|
- Развитие движений (зрительное сосредоточение на предмете; перемещение в пространстве – ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги; намеренное схватывание предметов; манипулирование предметами). Развитие движений является основой для психических познавательных процессов и зарождения предметной деятельности
- Сенсомотороное умственное развитие. Дети в это время еще не овладели языком, и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений.
- В этом же возрасте формируется чувство привязанности. Выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности: 1) малыш ищет близости с любым человеком; 2) учится отличать знакомых людей от незнакомых; 3) чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для ребенка.
- Вторая половина стабильного периода характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении – суть кризиса одного года.
|
- Новообразования периода: к году ребенок произносит первые слова; овладение прямохождением, ходьбой.
Главные линии развития ребенка в кризис 1 года
- Противоречие этого кризиса: слабость или отсутствие биоритмов как ориентирующих ребенка в окружающем мире (в начале периода ребенок зависел от них), а с другой стороны – не освоенность речи, которая бы помогала ему в ориентировке в этом мире.
- Новообразование кризиса – автономная речь. Ее особенности:
1) не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически ("би-би"), а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);
2) общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации;
3) связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте.
Таблица 1 – Характеристика младенческого периода (0-1)
Подпериоды | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Новообразования |
Кризис новорожденности | |||
Стабильная стадия младенчества | |||
Кризис 1 года |
Психическое развитие ребенка в раннем возрасте (1-3)
Задание №2: По ссылке найдите видео, прослушайте лекцию и заполните таблицу 2.
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9660252920552202507&from=tabbar&reqid=1605204418850781-933301147780464118400098-vla1-1892&suggest_reqid=865772796157319599646415691792469&text=%D0%BC%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2FvJzHNpaWw77Q
Таблица 2 – Характеристика раннего возраста (раннего детства) (1-3)
Социальная ситуация развития | |
Ведущая деятельность | |
Особенности моторики | |
Особенности внимания | |
Особенности восприятия | |
Особенности мышления (написать самим!) | |
Социальное развитие | |
Речевое развитие и помощь взрослых в этом |
Задание №3: По ссылке найдите статью, прочитайте ее и заполните таблицу 3. В ней перечислите симптомы кризиса (1 столбец) и дайте им определение (2 столбец). Найдите ответы на вопросы (устно): Почему у ребенка перед началом кризиса возникает интерес к своему отражению в зеркале? Какое новообразование появляется в кризис 3 лет? Какие рекомендации психолога вам понравились?
|
https://www.b17.ru/article/krisis_3_let_simptomi_strategii_roditela/
Таблица 3 – Характеристика кризиса 3 лет
Симптомы кризиса 3 лет | Краткая характеристика симптомов кризиса 3 лет |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. |