Тема: Виды предложений по цели высказывания




Русский язык

Тема: Предложение.

Предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?
(В каждом сложном по два простых предложения).

Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, при помощи чего, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного (учитель обводит кружочком союз и).
(Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза).

Такие сложные предложения называются союзными.

Посмотрите на второе сложное предложение. Скажите, как в нем связаны между собой простые предложения и как называется такое сложное предложение.
(Простые предложения, входящие в состав второго сложного, связаны между собой только по смыслу и интонационно, без союза. Это бессоюзное сложное предложение).

С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).
(Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).

Обобщите наши рассуждения по плану:

1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
5. Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

Прочитайте новый материал по учебнику (стр. 91, 92) Сравните его с нашими выводами.

(1 учащийся читает параграф вслух)

Сложные предложения (союзные и бессоюзные)

Закрепление изученного материала

А сейчас проведем небольшой лингвистический эксперимент.

Какие это предложения по наличию грамматических основ? Составьте их схемы.

Показалось зимнее солнце. Природа ожила.
[- -]. [– =].

Устно сконструируйте из двух простых сложное союзное предложение, бессоюзное предложение.

(Показалось зимнее солнце, и природа ожила. Показалось зимнее солнце, природа ожила.)

вар. С верхушки старой ели сорвалась птица. Посыпался серебристый иней.

2 вар. Зимой озеро замёрзло. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу.

Посмотрите урок по ссылке:

https://infourok.ru/prezentaciya_po_russkomu_yazyku_na_temu_predlozhenie5_klass-528328.htm

https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/presentacii/priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-v-5-klassie-po-tiemie-priedlozhieniie

д/з: учебник с. 66 параграф 28, упр.143 (правило)

 

 

Русский язык

Тема: Виды предложений по цели высказывания

Виды предложения по цели высказывания

 

11 1.Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 2.Снова князь у моря ходит с синя моря глаз не сводит. не сводит. 3. В синем небе звезды блещут в синем море волны хлещут. волны хлещут.

12 Чем вы, гости, торг ведете Чем вы, гости, торг ведете И куда теперь плывете? И куда теперь плывете?

13 Не видал ли где на свете Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Ты царевны молодой?

14 Прочитай предложение так, чтобы вопрос соответствовал ответу справа. По равнинам Окияна По равнинам Окияна Едет флот царя Едет флот царя Салтана? Салтана? 1. Да, по равнинам Окияна. Окияна. 2. Да, едет. 3. Нет, не флот. 4. Да, Салтана.

15 1. Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу! Выплесни ты нас на сушу! 2. А теперь ты воротись, Не горюй и спать ложись. Не горюй и спать ложись. 3. Лови, лови, да дави ее, дави Вот ужо! Постой немножко Вот ужо! Постой немножко Погоди… Погоди… 4. Воротись, поклонися рыбке… Просьба-мольба Дружеский совет. Приказ. Категорический приказ.

16 Э т о п р е д л о ж е н и е побудительное 1.Что тут дивного такого? 1.Что тут дивного такого? В сени вышел царь-отец. 2. В сени вышел царь-отец Поезжайте вслед за мной. 3. Поезжайте вслед за мной Не тужи, душа моя. 4. Не тужи, душа моя А комар все злится, злится. 5. А комар все злится, злится Ты не коршуна убил, 6. Ты не коршуна убил,6. Чародея подстрелил. Чародея подстрелил. 7. Пожди немножко, подожди. 7. Пожди немножко, подожди.7.

20 «Помнишь, за мою услугу Обещался мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как свою? Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу.» Крайне царь был изумлен. «Или ты ума рехнулся? Что ты в голову забрал? Попроси ты от меня Хоть казну, хоть чин боярский.»

21 «Помнишь, за мою услугу Обещался мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как свою? Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу.» Крайне царь был изумлен. «Или ты ума рехнулся? Что ты в голову забрал? Попроси ты от меня Хоть казну, хоть чин боярский.»

22 «Помнишь, за мою услугу Обещался мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как свою? Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу.» Крайне царь был изумлен. «Или ты ума рехнулся? Что ты в голову забрал? Попроси ты от меня Хоть казну, хоть чин боярский.»

23 «Помнишь, за мою услугу Обещался мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как свою? Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу.» Крайне царь был изумлен. «Или ты ума рехнулся? Что ты в голову забрал? Попроси ты от меня Хоть казну, хоть чин боярский.»

24 «Помнишь, за мою услугу Обещался мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как свою? Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу.» Крайне царь был изумлен. «Или ты ума рехнулся? Что ты в голову забрал? Попроси ты от меня Хоть казну, хоть чин боярский.»

30 Какая сказка А.С. Пушкина тебе нравится больше? 2. Чему учит сказка? 3. Кто из героев вызывает симпатию и уважение, а кто заслуживает осуждения и порицания? Итак, ответьте письменно на вопросы: Итак, ответьте письменно на вопросы:

31 Мне нравится «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Она учит ценить то, что имеешь, быть добрым и отзывчивым. Недаром Пушкин сказал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Симпатию вызывает старик, так как он все делает, чтобы сохранить мир и согласие в семье, но, с другой стороны, он идет на поводу у старухи, и это плохо. За что мы осуждаем старуху? Она жадна, ненасытна в приобретательстве, груба. От добра добро не ищут. Цени нажитое, умей быть благодарным..

3. Какая сказка А.С. Пушкина тебе нравится больше? 2. Чему учит сказка? 3. Кто из героев вызывает симпатию и уважение, а кто заслуживает осуждения и порицания? Итак, ответьте письменно на вопросы: Итак, ответьте письменно на вопросы:

Посмотрите урок по ссылке:

https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/20124-prezentaciya-vidy-predlozheniy-po-celi-vyskazyvaniya-5-klass.html

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/01/08/konspekt-uroka-fgos-po-teme-vidy-predlozheniy-po-tseli

д/з: учебник с. 70 параграф 29 (правило),упр.148 (письменно), упр.150(устно)

 

Литература

Тема урока: Александр Сергеевич Пушкин «У лукоморья…»

Д/з с.93-94 наизусть

История создания стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый» «У Лукоморья дуб зеленый» — это пролог поэмы «Руслан и Людмила», которую написал Александр Сергеевич Пушкин. Сюжет поэмы навеян старыми народными сказками, которые ему в детстве читала няня Арина Родионовна. Название стихотворения созвучно его первой строке. Само по себе слово «Лукоморье» родом от сочетания слов «лука» и «моря», что означает «изгиб берега моря», т. е. морской залив или бухта. Бытует мнение, что эта местность — не выдумка автора, а реально существующая точка на карте, место, где однажды доводилось бывать поэту. Называется оно мысом Фиолент и находится на Крымском полуострове, где расположен древний монастырь, не единожды посещаемый Пушкиным. Чувствительный к проявлениям прекрасного, талантливый поэт был поражен видом столетнего дуба на берегу морского залива, послужившего вдохновением для создания сказочной поэмы с необычной вступительной частью. Сочинительство поэмы Пушкин начал в 1817 году, еще до окончания Царскосельского лицея и закончил весной, три года спустя. Герои стихотворения Все персонажи стихотворения — это сказочные герои народного фольклора, мифов и баллад: ученый кот — символ науки и образованности русского народа; леший — дух и хозяин леса, часто встречается в народных сказках и преданиях; русалка — молодая длинноволосая девушка, дух озер, полей и лесов; невиданные звери — сказочные существа, живущие в своем мире, сокрытом от глаз людей; дядька и тридцать морских витязей — персонажи, охраняющие границы волшебного государства; королевич — молодой королевский наследник из «Сказки о мертвой царевне...»; баба Яга — старая волшебница, живущая на опушке дремучего леса; бурый волк — отрицательный герой, подстерегающий заблудившихся путников; царь Кащей — злой и могущественный колдун, чье долголетие заключено в игле, спрятанной в яйце. Главными действующими лицами в отрывке выступают ученый кот, рассказывающий сказки, и автор в роли лирического героя, который эти сказки слушает и в дальнейшем рассказывает свою.


Источник: https://nauka.club/literatura/u-lukomorya-dub-zelenyy-analiz.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: