Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральные новообразования подросткового возраста




Диагностика определения акцентуаций характера

Психологические особенности подростков

 

Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральные новообразования подросткового возраста

Подростковый возраст, по словам Л.С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.

Подростковый возраст «начинается» с изменения соци­альной ситуации развития.

Если ведущим видом деятельности младшего школьника бы­ла учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими

Именно система взаимоотношений с социальной средой и опре­деляет направленность его психического развития. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, за­нимая среди них новое место, выполняя новые функции.

Три линии развития:

- подросток - сверстники;

-подросток - учитель;

-подросток - семья.

Ведущее место занимает линия – подросток – сверстники. На психическое развитие подростка, его поведение значи­тельное влияние оказывает общественное мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках он ориентируется, прежде всего, на это мнение.

Вторая линия подросток- учитель. Подрост­ки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности учителя. Даже качества учителю они подбирают, ориентируясь на сверстников. Устанавливая отношения со многими учите­лями, они постоянно их оценивают. На основе этих оценочных суждений подросток и строит своё отношение к учителям. Учитель для подростка не является таким непре­рекаемым авторитетом, как для младших школьников.

Третья линия развития - подросток – семья (родители). Отношения с родителями, — еще одна значимая сфера отношений подростков. Влияние родителей уже ограничено — им не охватываются все сферы жизни, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Ценностные ориентации подростка, понимание им соци­альных проблем, нравственные оценки событий и поступ­ков зависят в первую очередь от позиции родителей.

Происходит изменение положения подростка в семье: с рос­том физических и умственных возможностей ему начинают больше доверять и поручать выполнение сложной домашней ра­боты, включать в обсуждение семейных проблем.

Потребность в общении со свер­стниками и потребность в самоутверждении в наибольшей степени удовлетворяется в общественно-полезной деятельности.

Удовлетворяя эти потребности, подросток вырабатывает взгляды на различные яв­ления природы и общества, усваивает социальные ценности, мо­раль, правила поведения. Именно с общественно-полезной дея­тельностью связаны резервы воспитания подростка как гражда­нина.

Общественно-полезная деятельность является для под­ростка той сферой, где он может реализовать свои возрос­шие возможности, стремление к самостоятельности, удов­летворив потребность в признании со стороны взрослых.

ОПД, по мнению Д.И. Фельдштейна, «со­здает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать». Общественно – полезная деятельность становится ведущей деятельностью.

Ведущие позиции начинает занимать и интимно-личностное общение со сверстниками (Д.Б. Эльконин).

Ведущим мотивом поведения подростка яв­ляется стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приво­дит к социальной неадаптированности и правонарушениям (Л.И. Божович). Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Под­росток максимально подвержен влиянию группы, ее ценно­стей; у него возникает большое беспокойство, если подвер­гается опасности его популярность среди сверстников.

 

Л.С. Выготский центральным и специфическим новооб­разованием подросткового возрастасчитал чувство взрослости - возникающее представление о себе как уже не ребенке (младший подростковый возраст 11—13 лет).

Чувство взрослости становится центральным новообра­зованием младшего подросткового возраста, а к концу пе­риода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я» (центральное новообразование старшего подросткового возраста).

Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают дру­зья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сход­ства, и отчасти близкие и взрослые. Личностная рефлек­сия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи ифантазии.

Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в само­копание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему об­щему уровню и неустойчивой.

Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это яв­ление в западной психологии называют «воображаемой аудиторией». Имея воображаемую аудиторию, подросток чувствует себя в центре внимания окружающих, иногда даже совер­шенно незнакомых прохожих на улице. Он все время открыт чужим взглядам, что усиливает его ранимость.

Образы «Я», которые создает в своем сознании подрос­ток, разнообразны — они отражают все богатство его жизни.

подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и обра­зуют целостную систему «Я-концепцию». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае — это важнейший этап в развитии самосознания.

Другие важнейшие новообразования: абстрак­тное мышление; половая идентификация, переоценка ценностей, автономная мораль.

Общение со сверстниками в подростковом возрасте

Можно отметить три основные функции:

1) информационная (сообщество сверстников является для подростков каналом получения информации);

2) воспитательная (заключается в воздействии бескомпромиссного мнения товарищей на его самооценку и самоотношение);

Андре Моруа писал: «Школьные товарищи — лучшие воспитатели, ибо они безжалостны».

3) эмоциональная (в сообществе сверстников реализуется эмоциональное единение, обусловленное общностью интересов, эмоционального реагирования на ситуации.

Указанные функции делают об­щение со сверстниками притягательным и значимым. Для взрослых «тусовки» во дворе, длительные разгово­ры по телефону кажутся пустым времяпрепровожде­нием, для подростка — это фактор развития. Вопрос лишь в содержании этого фактора. Третья функция обеспечивает единение друзей на основе общности переживаний).

Обозначенные функции указывают на чрезвычай­ную важность общения со сверстниками для лично­стного формирования подростка.

В обобщенном виде можно сказать, что в межличностном общении со сверстниками у подростка формируется социальное сознание, которое интериоризуясь, становится само­сознанием.

 

Таблица 3.

1 фаза - АДАПТАЦИЯ усвоение действующих в общности норм и овла­дение соответствующими формами и средствами деятельности Например, подросток, попав­ший в новую для него компа­нию, ребят, первоначально стремится ничем не выделять­ся, усваивает принятые в ней нормы общения, лексики, стиль одежды, общепринятые интересы и вкусы - адаптируется
2 фаза — ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности     Справившись с трудностями адаптации, подросток начина­ет осознавать, что он как лич­ность утрачивает себя, т.к. другие не могут в нём разгля­деть индивидуальности. И подросток ищет средства и способы для обозначения сво­ей личности (спорт, успехи, «бывалость» в отношении ме­жду полами, смелость и т.д.).
3 фаза - ИНТЕГРАЦИЯ общность одобряет и культивирует лишь те индивидуальные особен­ности личности, которые соответствуют ее ценно­стям. Коллектив, присматриваясь к особенностям подростка, поддерживает лишь те, которые способствуют успеху совместной деятельности. Происходит интеграция личности в общении.  

 

Особенности поведения подростков

В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста. К ним относят следующие:

1. Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и так далее. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни (отрыв от семьи, перемена школы), а почвой возникновения таких реакций,- психическая незрелость, черты невротичности, тормозитости.

2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулках, побегах, кражах и даже нелепых, на первый взгляд, поступках, совешаемых как протестные.

3. Реакция имитации. Она обычно свойственна детскому возрасту и проявляется в подражании родным и близким. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам. Реакция имитации характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.

4. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой.

5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность.

 

 

Развитие познавательной сферы подростков

Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и коли­чественными изменениями, которые отличают его от дет­ского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями:

1) развитием способности к абстрактному мышлению;

2) расширением временной перспективы.

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Под­росток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач, то есть рассуждает гипотетико- дедуктивно. Это важнейшее приобретение в анализе действитель­ности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток при­обретает взрослую логику мышления.

Память развивается в направлении интеллектуализации.

В целом улучшается продуктивность памяти подростков — растет быстрота запоминания, увеличивается объем долговременной памяти, расширяется объем усваиваемого словесного и образного материала.

Наряду с учебными интересами, у подростка активно проявляются многообразные увлечения. При­чем увлечения не всегда пересекаются с учебной де­ятельностью. Наиболее выраженные увлечения под­ростка:

- интеллектуально-эстетические (связаны с глу­боким интересом к любимым занятиям — исто­рии, литературе, музыке, рисованию и т. п.);

- эгоцентрические (изучение редких иностранных языков, изучение старины, занятие модным и до­рогостоящим видом спорта, например, большим теннисом);

- телесно-мануальные увлечения (занятия спортом);

- накопительские увлечения (коллекционирова­ние разного рода);

- информативно-коммуникативные увлечения (в современных условиях чаще всего, это — увлечение Интернетом) (по классификации А.Е. Личко).

Особо выделил проблему интересов подростков Л.С. Выготский, назвав их доминантами. Он указывал на присутствие следующих доминант:

- эгоцентрической (интерес подростка к собственной персоне);

- доминанты дали (ориентация на будущее, порой видение себя в профессии, не отвечающей реальным способностям);

- доминанты усилия (направленность подростка на преодоление, сопротивление, противостояние, что порой выражается через хулиганство, упрямство и т. п.);

- доминанты романтики (стремление к риску, не­известности, к приключениям, авантюрным поступкам).

Задачи:

61. Катя ревниво сравнивает свою одежду и причес­ку с образцами, которые она видит на журнальных обложках или на прохожих. Все чаще и чаще по этому поводу происходят ост­рые разговоры с мамой, которая не разделяет её желаний иметь такую одежду. Предположите возраст Кати. Какова особенность её раз­вивающейся личности? Дайте обоснование своему ответу.

Ответ: В данном возрасте подросток обладает повышенным вниманием и зацикленностью на своей внешности и себе вцелом. Интенсивное половое созревание сопровождается гормональными изменениями, которые влияют на весь организм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: