Все эти предположения схожи с друг другом, подростку нужно одобрение общества, хороший статус, и понимание других людей.




Подростковый кризис

(конспект)

Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к взрослости.

Подростковый кризис отличается от всех других кризисов большей продолжительностью. Л.И. Божович указывала на его неоднородность: он характеризуется в первой фазе (12-14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня («Способность к целеполаганию»), а на второй фазе (15-17 лет) – осознанием своего места в будущем.

По мнению Л.И. Божович, кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый.

К позитивным сдвигам автор относит новый уровень самосознания (центральное новообразование), который связан со способностью подростка познать самого себя как личность, с присущими именно ей качествами. Механизмом развития самосознания является рефлексия.

По мысли Л.С. Выготского, ключом к пониманию психологии подростка является проблема интересов. Автор отмечает, что подростничество распадается на две фазы – негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. Л.С. Выготский полагает, что первая, длящаяся около двух лет, связана со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Следующая фаза – фаза интересов – характеризуется вызреванием нового ядра интересов.

Давая характеристику симптомам негативной фазы подросткового возраста, Выготский отмечает: а) их крайнюю вариативность; б) ситуационную зависимость (например, негативизм проявляется в семье и отсутствует в школе и наоборот); в) неоднородность и сложность поведения.

Наиболее популярным среди отечественных исследователей подросткового кризиса является клиническое описание младших подростков, данное в большой работе под редакцией Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков».

Главный тезис авторов состоит в том, что у детей этого возраста формируется «чувство взрослости» - стремление быть, казаться и действовать как взрослый.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте особенности социальной ситуации развития подростков.

Исследования отечественных психологов показывают, что в психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими.

Известно, что одна из существенных особенностей подрост­кового периода — бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками.

Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и по сравнению с младшим школьником подросток должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями, учитывать особенности их личности и требований. «Все это, — отмечает Л. И. Божович, — определяет совсем иную позицию учащихся по отношению к учителям и воспитателям, как бы эмансипирует подростков от непосредственного влияния взрослых, делая их значительно более самостоятельными».

Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многие факты нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство — это самая большая трагедия для подростка.

Существенное значение для развития подростка имеет то место, которое он занимает в семье. Если родители и старшие члены семьи учитывают возросшие возможности подростка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают ему преодолевать трудности в учении и общественно полезной деятельности, то тем самым они создают благоприятные условия для развития подростка как достойного гражданина социалистиче­ского общества.

В связи с какими особенностями подростка интимно-личностное общение становится ведущим видом деятельности для данного возрастного периода?

 

Потребность в половой идентификации. Она заключается в том, что в подростковом возрасте, когда идут бурные процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно относятся к тем внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят.
Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Девочки имеют модели женского поведения в избытке. У мальчиков положение намного сложнее. С раннего детства они окружены женским влиянием, особенно в неполных семьях, где отсутствуют отцы. Женщины доминируют, и в среде тех, кто их лечит, учит, воспитывает.

«Половая дезориентация», масштабы которой приобрели почти глобальный характер.

Эмансипация современных женщин, их равное участие во всех сферах производственной и общественной жизни, независимое материальное положение и лидирование в семейной жизни имеют не только плюсы, но и серьезные минусы. Так, мальчики-подростки могут принимать это явление как само собой разумеющееся, с готовностью перекладывать на плечи девочек (будущих матерей) именно ту работу, которая требует силы, выносливости, ответственности.

Стихийное сексуальное просвещение. На подростков идет мощный информационный поток по линии средств массовой информации (журналы, эротические фильмы, интернет). В результате на подростков с большой эмоциональной впечатлительностью, нравственно неустойчивых, просмотр такого рода фильмов может оказать очень сильное негативное влияние, толкнуть на правонарушения и сексуальные преступлении (Пропаганда жестокости, насилия, и т.п.).

 

 

2. Сравните различающиеся точки зрения на проблему ведущей деятельности в подростковом возрасте.

Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни.

Другая точка зрения по поводу характера ведущей деятельности подросткового периода принадлежит Фельдштейну. Он считает, что главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность, включающая, в частности, и интимно-личностное общение.

К. Н. Поливанова предлагает считать ведущей проектную деятельность, в которой реализуется "авторское действие" подростка. В период предподросткового кризиса для развивающейся личности принципиален авторский замысел: важно заявить и отстоять свою позицию, пусть в дальнейшем он и не будет реализован.

Социально-психологическое экспериментирование, выделяемое как ведущая деятельность подросткового возраста, содержит активную авторскую позицию подростка в построении собственной жизни в целом, а не только отдельных поступков, как в более ранних возрастах. Г. А. Цукерман указывает, что существует подростковое стихийное экспериментирование как относительно самостоятельная деятельность, состоящая из поисков друзей, конфликтов, выяснения отношений с родителями, учителями и сверстниками.

Существует точка зрения о многоплановости и полидеятельностном характере ведущей деятельности подросткового возраста. М. Ю. Кондратьев считает "ядерными компонентами" ведущей деятельности подростка интимно личное общение со значимыми другими и учебно-профессиональную деятельность, которые должны находиться в гармоничном сочетании между собой.

Все эти предположения схожи с друг другом, подростку нужно одобрение общества, хороший статус, и понимание других людей.

 

3. Каковы причины возникновения и пути развития чувства взрослости у подростков? От чего оно зависит?

 

Анализируя особенности проявления «чувства взрослости» у подростков, Д. Б. Эльконин выделяет две наиболее существенные стороны: становление объективной взрослости, т. е. реальной готовности ребенка к жизни в обществе взрослых, и субъективной взрослости - отношение подростка к самому себе уже как к взрослому, «его представление или ощущение себя в известной мере взрослым»

Подростки стремятся следовать моде в одежде и прическе; кроме того, подростки стараются усваивать «взрослую манеру» ходить и разговаривать, считая непременным атрибутом взрослости употребление вульгарных словечек, курение и т. д.

Что же касается субъективной взрослости - собственно чувства взрослости, то автор говорит, что судить о содержании «чувства взрослости» крайне сложно, в связи с этим оценивать развитие субъективной взрослости можно только по внешним признакам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: