Индивидуальное обучение гигиене полости рта // Новый жемчуг. – 2003. - №5.




Н.В. Морозова, д.м.н., зав кафедрой стоматологии дет­ского возраста РМАПО, К.В. Хроменкова, аспирант ка­федры терапевтической стоматологии РМАПО

Формирование у населения мотивации к сохранению здоровья - главная задача профилактической работы. Гигиена полости рта - это необходимый компонент эффективной профилактики стоматологических заболеваний. Качественный уход за ней полностью зависит от знаний и умений каждого человека. В 1971 году состоялось первое всесоюзное совещание стоматологов, посвященное проблемам гигиены полости рта. На этом стоматологическом форуме была сфор­мулирована главная задача профилактики стоматологических заболе­ваний - обучение населения правилам гигиены полости рта. Формиро­вание привычки ухаживать за полостью рта, так же как и других сани-тарно-гигиенических навыков, начинается в детском возрасте. Поэтому детские стоматологи всегда уделяли и уделяют большое внимание это­му вопросу.

В детских дошкольных учреждениях, в школах, в детских стомато­логических поликлиниках открывались кабинеты гигиены полости рта, в которых детские стоматологи и работники дошкольных учреждений обучали детей методике чистки зубов.

В последние 10 лет произошли значительные изменения в отече­ственной стоматологии, в том числе и в детской. С одной стороны, уме­ньшилось количество детских дошкольных учреждений и школьных сто­матологических кабинетов, родители с детьми стали чаще обращаться в детские стоматологические поликлиники. С другой стороны, стала бурно развиваться частная стоматология, услугами которой также пользуются родители с детьми. Это создает благоприятные возможно­сти для индивидуального обучения родителей и детей навыкам гигиены полости рта. Рынок средств гигиены полости рта значительно расши­рился не только за счет зарубежных производителей, но и в связи с ро­стом отечественного производства этой продукции. Заинтересован­ность фирм-производителей в расширении своего представительства на рынке продаж потребовала их активной работы в сфере рекламы продукции в средствах массовой информации, на специализированных стоматологических форумах, выставках и т.д.

Не остались без внимания и школьники. В России активно внедря­ются "Школьные образовательные программы" по вопросам гигиены по­лости рта для детей младших классов.

Естественно, такой шквал информации и разнообразие продукции не могли не отразиться на уровне знаний населения в области гигиены полости рта.

Нами было проведено социологическое исследование уровня зна­ний родителей и детских стоматологов по вопросам гигиены полости рта и профилактике кариеса. Результаты анкетирования позволили объективно оценить степень их готовности к активному участию в про­филактике стоматологических заболеваний.

Так, 78,3% родителей знают, что зубы нужно чистить утром после завтрака и вечером после ужина.

Практически никто из респондентов не знает, как научить ребенка правильно чистить зубы, а главное, как проконтролировать его.

Очень высок интерес родителей к современным средствам гигиены полости рта, знания о которых они получают в основном из средств мас­совой информации. Все родители, принимавшие участие в данном ис­следовании, отметили необходимость помощи специалиста-стоматоло­га при выборе средств гигиены полости рта для детей младшего и дош­кольного возрастов.

95,8% понимают, что именно зубной налет содержит вредные ми­кроорганизмы и является главным предрасполагающим фактором в ра­звитии кариеса.

В то же время, 44,5% родителей не считают необходимым ограничи­вать прием сладкого.

А 80% родителей знают, что стоматолога необходимо посещать 2 раза в год.

Таким образом, родители, несмотря на достаточно высокий уровень знаний в области гигиены полости рта, испытывают потребность инди­видуального общения с врачом-стоматологом по вопросам профилакти­ки кариеса и контроля за гигиеной полости рта ребенка.

Готовы ли врачи к ответам на вопросы родителей?

Результаты анкетирования детских врачей-стоматологов показали, что последние дают своим пациентам рекомендации по средствам гиги­ены полости рта:

• 45% - всегда;

• 25% - иногда;

• 30% - когда пациент задает вопрос.

Однако спектр торговых марок средств гигиены полости рта, которые рекомендуют доктора пациентам, ограничивается 2-3 наименованиями.

Мы изучили, какими источниками информации по средствам гиги­ены полости рта пользуются врачи-стоматологи, и оказалось, что для 67,5% врачей это общеобразовательная и рекламная литература; для 52,5% - это материалы выставок и конгрессов; а 30% получают инфор­мацию от медицинских представителей компаний производителей.

Сегодня есть условия, позволяющие наглядно и индивидуально обучить ребенка и родителей как методике чистки зубов, так и контро­лю за качеством гигиены полости рта.

Учитывая, что к детскому стоматологу обращаются родители с деть­ми разного возраста, мы считаем целесообразным разделить образова­тельные программы для родителей и детей в зависимости от возраста ребенка на 3 группы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: