Н.В. Морозова, д.м.н., зав кафедрой стоматологии детского возраста РМАПО, К.В. Хроменкова, аспирант кафедры терапевтической стоматологии РМАПО
Формирование у населения мотивации к сохранению здоровья - главная задача профилактической работы. Гигиена полости рта - это необходимый компонент эффективной профилактики стоматологических заболеваний. Качественный уход за ней полностью зависит от знаний и умений каждого человека. В 1971 году состоялось первое всесоюзное совещание стоматологов, посвященное проблемам гигиены полости рта. На этом стоматологическом форуме была сформулирована главная задача профилактики стоматологических заболеваний - обучение населения правилам гигиены полости рта. Формирование привычки ухаживать за полостью рта, так же как и других сани-тарно-гигиенических навыков, начинается в детском возрасте. Поэтому детские стоматологи всегда уделяли и уделяют большое внимание этому вопросу.
В детских дошкольных учреждениях, в школах, в детских стоматологических поликлиниках открывались кабинеты гигиены полости рта, в которых детские стоматологи и работники дошкольных учреждений обучали детей методике чистки зубов.
В последние 10 лет произошли значительные изменения в отечественной стоматологии, в том числе и в детской. С одной стороны, уменьшилось количество детских дошкольных учреждений и школьных стоматологических кабинетов, родители с детьми стали чаще обращаться в детские стоматологические поликлиники. С другой стороны, стала бурно развиваться частная стоматология, услугами которой также пользуются родители с детьми. Это создает благоприятные возможности для индивидуального обучения родителей и детей навыкам гигиены полости рта. Рынок средств гигиены полости рта значительно расширился не только за счет зарубежных производителей, но и в связи с ростом отечественного производства этой продукции. Заинтересованность фирм-производителей в расширении своего представительства на рынке продаж потребовала их активной работы в сфере рекламы продукции в средствах массовой информации, на специализированных стоматологических форумах, выставках и т.д.
|
Не остались без внимания и школьники. В России активно внедряются "Школьные образовательные программы" по вопросам гигиены полости рта для детей младших классов.
Естественно, такой шквал информации и разнообразие продукции не могли не отразиться на уровне знаний населения в области гигиены полости рта.
Нами было проведено социологическое исследование уровня знаний родителей и детских стоматологов по вопросам гигиены полости рта и профилактике кариеса. Результаты анкетирования позволили объективно оценить степень их готовности к активному участию в профилактике стоматологических заболеваний.
Так, 78,3% родителей знают, что зубы нужно чистить утром после завтрака и вечером после ужина.
Практически никто из респондентов не знает, как научить ребенка правильно чистить зубы, а главное, как проконтролировать его.
Очень высок интерес родителей к современным средствам гигиены полости рта, знания о которых они получают в основном из средств массовой информации. Все родители, принимавшие участие в данном исследовании, отметили необходимость помощи специалиста-стоматолога при выборе средств гигиены полости рта для детей младшего и дошкольного возрастов.
|
95,8% понимают, что именно зубной налет содержит вредные микроорганизмы и является главным предрасполагающим фактором в развитии кариеса.
В то же время, 44,5% родителей не считают необходимым ограничивать прием сладкого.
А 80% родителей знают, что стоматолога необходимо посещать 2 раза в год.
Таким образом, родители, несмотря на достаточно высокий уровень знаний в области гигиены полости рта, испытывают потребность индивидуального общения с врачом-стоматологом по вопросам профилактики кариеса и контроля за гигиеной полости рта ребенка.
Готовы ли врачи к ответам на вопросы родителей?
Результаты анкетирования детских врачей-стоматологов показали, что последние дают своим пациентам рекомендации по средствам гигиены полости рта:
• 45% - всегда;
• 25% - иногда;
• 30% - когда пациент задает вопрос.
Однако спектр торговых марок средств гигиены полости рта, которые рекомендуют доктора пациентам, ограничивается 2-3 наименованиями.
Мы изучили, какими источниками информации по средствам гигиены полости рта пользуются врачи-стоматологи, и оказалось, что для 67,5% врачей это общеобразовательная и рекламная литература; для 52,5% - это материалы выставок и конгрессов; а 30% получают информацию от медицинских представителей компаний производителей.
Сегодня есть условия, позволяющие наглядно и индивидуально обучить ребенка и родителей как методике чистки зубов, так и контролю за качеством гигиены полости рта.
Учитывая, что к детскому стоматологу обращаются родители с детьми разного возраста, мы считаем целесообразным разделить образовательные программы для родителей и детей в зависимости от возраста ребенка на 3 группы.