Формирование коммуникативных УУД обучающихся начальных классов
Рассамахина Елена Николаевна,
учитель начальных классов МАОУ ООШ № 38 г. Томска
При реализации ФГОС НОО самым важным является формирование «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».
Выделяют четыре группы УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.
В своей статье я хочу поделиться опытом формирования коммуникативных УУД средствами УМК «Школа России», программы ВУД «Проектная и исследовательская деятельность», городской программы воспитания и дополнительного образования «Калейдоскоп чудес».
А.Г. Асмолов в своем пособии для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» отмечает, что к коммуникативным действиям относятся:
· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
· постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
· управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
· владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникативные действия обеспечивают:
• социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
|
• умение слушать и вступать в диалог;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем;
• интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми»
Для моих учеников формирование коммуникативных УУД имело важнейшее значение, поскольку на начало обучения у большинства детей были явные проблемы во владении монологической и диалогической речью, речь косноязычная, много слов-паразитов. При общении не умели слышать и понимать друг друга, часто на почве недопонимания возникали конфликты, которые затруднялись разрешить самостоятельно. Поэтому я и стала уделять формированию коммуникативных УУД много времени.
Я преподаю по УМК «Школа России», на данный момент у меня 4 класс.
Проанализировав задания в учебниках по основным предметам, я выделила те задания, которые направлены на формирование коммуникативных УУД.
Приведу некоторые примеры:
Учебник математики (часть 1). Авторы М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова
стр. 8, 20 – авторы предлагают провести в парах игры «Кто первым получит сто?», «Верно-неверно»
Стр. 32-33 проект «Числа вокруг нас». Предполагается работа в группах, необходимо составить математический справочник «Наш город Томск».
Учебник русского языка (часть 1). Авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Стр. 7 - составить по рисунку текст, включить в него диалог, инсценировать.
Стр. 12 - обсудить в паре, какие предложения можно встретить в научном тексте, а какие – в художественном.
|
Стр. 39 - даны начала предложений, необходимо придумать в паре продолжение предложений, так чтобы сначала получилось простое предложение с однородными членами, а затем сложное предложение.
Стр. 53 – обсудить в паре, при помощи какой значимой части или частей слова образовалось выделенное слово.
Стр. 59 – обсудить в паре, на какие группы можно распределить данные слова.
Учебник литературного чтения (часть 1). Авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий
Стр. 20 – обсудите с другом, каково значение трех поездок Ильи Муромца для Русского государства.
Стр. 29 – обсудите с другом, почему князь Дмитрий Донской приехал к Сергию Радонежскому перед великим сражением с Мамаем.
Стр. 32 – групповой проект.
Темы на выбор:
· Создание календаря исторических событий.
· Подготовка сообщения о важном историческом событии.
Стр. 34 – составьте с другом сообщение «Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений»
Учебник окружающего мира (часть 1). Авторы А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова
Стр. 17 – изучите в паре правила наблюдения звездного неба.
Стр. 23 – работа в паре по глобусу и карте полушарий.
Стр. 38-39 – работа в паре по карте взятия крепости Измаил русскими войсками.
Стр. 42 – групповая работа. Необходимо по тексту учебника проанализировать одну из экологических проблем. Предложить способ решения проблемы. Свои выводы и предложения представить классу.
Стр. 77 – в паре с помощью рисунка определить, какие живые организмы обитают в зоне арктических пустынь.
Стр. 103 – в паре с помощью схемы рассказать о роли леса в природе и жизни людей.
|
Стр. 107 – в паре изучить памятку «Как разводить костер». Придумать и нарисовать условные обозначения
В течение учебного года по большинству предметов есть проекты, которые могут быть, как индивидуальные, так и групповые. Групповые проекты учат детей распределять обязанности, договариваться, работать командой, формируют навыки публичного выступления.
Таким образом видно, что авторы включали в учебники задания на формирование коммуникативных УУД, но задания однотипные, простые. Больше таких заданий в учебниках по окружающему миру, литературному чтению. Но этого недостаточно для решения вышеобозначенных проблем моих учеников.
Поэтому передо мной стояла задача: включать в уроки разнообразные приемы, формирующие коммуникативные УУД. Безусловно, лучше это делать на уроках гуманитарного направления.
Некоторыми эффективными приемами хочу поделиться.
Русский язык:
При подготовке к написанию изложений много времени уходит на запоминание текста. Нереально на уроке предоставить каждому ребенку возможность пересказать текст устно. Что я делаю? Обучающиеся работают в парах. Один пересказывает текст, второй проверяет по учебнику, подсказывает, если необходимо. Затем меняются ролями. В итоге за короткое время каждый ученик два раза тщательно поработал с текстом: пересказал и прослушал внимательно текст, контролируя и направляя своего партнера. Этот прием очень эффективен, проблем в письменной передаче текста нет даже у слабоуспевающих детей.
Литературное чтение:
· При работе с текстом дети самостоятельно придумывают интересные вопросы по прочитанному.
· Прошу высказывать свое мнение по прочитанному, обосновывать его.
· Словесное иллюстрирование произведений.
· Деление текста на смысловые части, составление плана.
· Разные виды пересказа прочитанного.
· Ведем читательские дневники, в которых размышляем о прочитанной дополнительной литературе
Окружающий мир:
При изучении большого объема информации использую прием «Зигзаг». Достоинством этого приема является то, что дети сами изучают новый материал, охватывается весь класс, пассивных учеников нет, развивается умение работать в группе, выделять из текста главное, систематизировать информацию.
Алгоритм работы с приемом "Зигзаг" на уроке:
· Заранее текст с информацией делится учителем на столько частей, сколько участников в группе.
· Класс делится на группы с равным количеством участников.
· Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Для удобства отрывки можно пронумеровать.
· Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект, может сделать схему, кластер, таблицу, т.е. делает так, как ему будет удобнее зафиксировать информацию.
· Групповой этап. Теперь учащиеся объединяются в экспертные группы, то есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста. Важно: если ученик плохо поработал с информацией, он будет использовать вариант другого ученика, у которого получилось лучше.
· Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Причем вопросы тоже можно разнообразить — либо это просто вопросы, либо мини-тесты, либо какое-то практическое задание.
· После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.
· Завершается "Зигзаг" общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты "дополняют" коллегу.
· На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. А также намечают круг вопросов, которые требуют уточнений, пояснений. Итогом такой работы может стать совместный проект или презентация.
Такой прием по времени занимает целый урок, но он очень эффективный.
Мною была разработана программа по ВУД «Проектная и исследовательская деятельность». Цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка.
Программа ориентирована на овладение основными знаниями об учебно-исследовательской и проектной деятельности, алгоритмизацию исследования и исследовательских действий, осуществление обучающимися коллективной, групповой, индивидуальной исследовательской работы. Помимо специфических целей и задач, данная программа дает возможность формировать коммуникативные УУД.
Я веду занятия с первого по четвертый класс. Занятия с первоклассниками имеют свои особенности. Трудности, которые выявлены путем наблюдений: дети еще плохо читают, не умеют работать в паре, группами, могут быть рассеяны, им трудно высказывать свои мысли вслух, есть определенные проблемы в формулировании высказываний. Занятия проходят в игровой форме, ученики часто рисуют на темы исследований, а потом презентуют свой рисунок. Учу первоклассников наблюдать, задавать вопросы, выделять главное, обозначать проблемы, строить простейшие схемы. Удачно прошли групповые фантастические проекты «Школа будущего», «Город будущего».
Во вторых и третьих классах занятия постепенно от игровой формы переходят к групповой работе пока еще под чутким руководством учителя. На занятиях учу давать определения понятиям, классифицировать, выделять главное и второстепенное. Последнее получается не всегда, путают, не могут отличить причину и следствия. Важное умение для исследователя – это анкетирование. В первый раз мы это делали на проектах «Книга – мой лучший друг» (2019 г.), «По дорогам сказок К.И. Чуковского» (2020 г.). На мой взгляд, лучше выбирать проекты гуманитарной направленности для обучения анкетированию. Дети сами придумывали вопросы, печатали, распечатывали, проводили анкетирование в своих классах, и, конечно, обрабатывали результаты. Большое внимание уделяю развитию навыков публичных выступлений. Начинаем мы с простых сообщений, затем переходим к докладу. Дети учатся структурировать свое выступление. Третьеклассники уже могут делать презентации в программе PowerPoint, умеют делать инфографику, коллажи на сайте https://www.canva.com Для такой работы важно умение сжато представить свой доклад, подобрать к нему фотоматериалы, грамотно оформить.
В 3 классах интересно прошел групповой фантастический проект «Томск через 100 лет». Третьеклассников учу самостоятельному поиску информации, используя книги, СМИ, Интернет. Это получается у них хорошо. Но пока есть определенные трудности с анализом найденной информации, обучающиеся не всегда могут сделать выводы, различить причины и следствия. Поэтому подбираю научно-популярные тексты, читая их, ребята учатся делать умозаключения, суждения, выводы. Пока обучающимся еще трудно самим подбирать темы для исследований, так как адекватно оценивать идеи получается не всегда (чужие идеи оценивать детям легче, а вот свои идеи объективно оценить им трудно).
Занятия с четвероклассниками – это особое удовольствие. Они уже хорошо знают азы, на занятиях мы углубляем изученное ранее. Занятия проходят в активной форме, идет инициатива от обучающихся. Учитель и ученик – равноправные сотрудники. На наших занятиях мы большое внимание уделяем структуре исследования, грамотному оформлению исследовательской работы, отработке выступлений. Эффективность занятий проявляется в участии школьников в реализации различных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации моей программы могут быть представлены через презентации проектов и исследовательских работ, участие в марафонах, конкурсах, конференциях, фестивалях.
Выводы: ежегодно мои ученики становятся победителями или призерами конференции. Часть детей по разным причинам не доходят до конференции. Их вполне устраивают занятия в группе, как правило, это дети с ОВЗ. Тем не менее эти занятия носят для таких детей развивающий характер: повышаются коммуникативные, учебно-познавательные, информационные компетенции, появляется уверенность в себе.
Большой находкой стала для нас городская программа воспитания и дополнительного образования «Калейдоскоп чудес». Автор программы Пазинич Татьяна Николаевна.
Учредители и организаторы:
Дворец творчества детей и молодёжи г. Томска;
Томская городская детско-юношеская общественная организации «Улей»;
Департамент образования г. Томска.
Цель программы: развитие личностных качеств детей младшего школьного возраста в условиях коллективной творческой деятельности.
Одна из основных задач программы: формирование коммуникативных УУД, умения работать в команде.
Форма реализации программы - игра-путешествие по "звездному" небу. В течение учебного года ребята должны побывать на пяти разноцветных звездах, соответствующих разным направлениями деятельности.
Желтая Звезда Творчества - путешествие по 3 направлениям: «Мы рисуем», «Мы мастерим», «Мы танцуем и поем
Красная звезда Дружбы - 2 направления: «Мы дружим со всеми» и «Мы живем в обществе»
Синяя Звезда Здоровья - 2 направления: «Мы любим спорт» и «Мы за здоровый образ жизни
Зеленая Звезда Заботы - тимуровское и экологическое движение. «Мы заботимся о своем городе, о своей Родине, о своей планете», «Мы заботимся о старших» - таковы девизы путешествия по этой "звезде".
Оранжевая Звезда Книголюбов: «Мы любим читать», «Мы познаем мир».
Изюминкой программы являются действующие лица игры-путешествия. Это Калейдоскопик (ровесница ребят, озорная, веселая девочка) и взрослая серьезная дама - Хранительница звезд.
За активную работу космические экипажи получают звездочки соответствующего цвета. Все звезды, заработанные на разных этапах путешествия, суммируются. В течение учебного года каждая команда составляет карту "звездного" неба. Итоги программы подводятся в конце учебного года.
Немного об игре (2019-2020 учебный год):
Для подготовки к старту программы был проведен тренинг на командообразование во Дворце Творчества. Было трудно, дети ссорились, были невнимательны к инструкциям, совершенно не получались задания. Тем важнее прозвучал вывод одной из учениц «У нас не получается, потому что мы не можем работать командой». Это было отправной точкой: задумались все, прониклись. В дальнейшем на переменах старались играть в игры на сплочение. И у нас все получилось! На старте программы, пройдя кругосветку «Будь готов!», мы показали хороший результат. Дети были горды, и, самое главное, осознали себя командой.
Путешествие на Звезду Дружбы проходило необычно в виде сюжетно- ролевой игры «Семья». У каждого члена команды была своя роль в семье. Все команды строили дом из кирпичиков. Задания были направлены на отработку семейный ценностей. Было интересное домашнее задание: придумать всем вместе сказку о звезде Дружбы, нарисовать общий рисунок, провести классный час «Мир моих увлечений», на котором каждый ребенок рассказал о себе, о своем хобби.
Игра-путешествие на Звезду Творчества проходила по двум направлениям:
Викторина «История Дворца Творчества»;
Выставка поделок
Для подготовки к викторине мы побывали на экскурсии во Дворце Творчества, где узнали много интересного.
Игра- путешествие на звезду Книголюбов проходила в виде литературной кругосветки по сказке П.П. Ершова «Конек – Горбунок». Во время игры дети работали командой, правильно отвечали на вопросы, размышляли. При подготовке к игре все дети в классе прочитали сказку, рисовали рисунки по книге, составляли кроссворд.
К сожалению, эпидемиологическая обстановка не позволила доиграть очно, программу мы завершали дистанционно.
Путешествие на Звезду Заботы проходило в виде викторин «Дорогами Великой Отечественной войны», «Пионеры – герои». Нужно было самостоятельно изучить информацию по предложенным вопросам, затем пройти тест. Дома необходимо было записать на видео свое выступление для конкурса чтецов «Стихи о войне». По итогам конкурса чтецов у нас было несколько победителей и призеров. Нужно было сделать презентацию «Памятники Томска, посвященные Великой Отечественной войне».
Путешествие на Звезду Здоровья проходило также в виде викторины по здоровому образу жизни. Дома было необходимо записать на видео комплекс упражнений для утренней зарядки.
Итоги участия в программе «Калейдоскоп чудес»:
1. Участие в программе позволило создать условия для формирования социально активной личности.
2. Ученики научились работать командой, стали прислушиваться друг к другу, класс стал дружнее, хотя иногда еще возникают конфликтные ситуации, из которых ищут выход самостоятельно. Получилось организовать самоуправление.
3. Решилась проблема, чем занять детей на перемене: теперь они с большим удовольствием играют в игры на командообразование.
4. При подготовке к игре ученики узнали много интересных фактов о Великой Отечественной войне, о героях войны.
5. Самое главное: в течение учебного года весь класс жил одной идеей, одной целью.
6. По итогам года у нас кубок за высокие достижения, Гран-При.
Таким образом, чтобы действительно шло формирование коммуникативных УУД, надо использовать разные ресурсы. Надеюсь, что мой опыт пригодится коллегам.
Список литературы:
1. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли». Под редакцией А.Г. Асмолова, Москва «Просвещение» 2008
2. pedsovet.su ›metodika/priemy/6128_zigzag