Качества образования»
Жулева Татьяна Геннадьевна, директор МОУ «СОШ №3»
Уважаемые коллеги!
В июне этого года на встрече с классными руководителями глава государства. В.В. Путин сказал о том, что «Получить знания — это не просто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к родине — это абсолютно фундаментальные вещи и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным».
В настоящее время воспитание принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования России, а качество образования - является основным приоритетом современной школы.
Наша школа находится в микрорайоне, где расположено 11 общежитий, в которых проживают семьи переселенцев и мигрантов, находящихся в сложных социальных условиях, поэтому главная задача нашей школы повысить жизненные шансы детей, пришедших из социально уязвимых семей, из семей с низким культурным капиталом, из семей с недостаточным экономическим и образовательным ресурсом их родителей. Таких семей у нас 15, детей в них 10.
Одним из направлений воспитательной работы нашей школы является профилактическая работа с детьми и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Исходя из этого воспитательная система школы включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей:
Ø воспитательная работа в процессе обучения;
Ø внеурочная деятельность;
Ø внешкольная деятельность.
В школе используются следующие возможности основного и дополнительного образования с детьми, состоящими на разных уровнях учета:
|
· различные формы работы на уроках, стимулирующих интеллектуальную, творческую и социальную активность детей;
· обсуждение на уроках нравственных и морально-этических аспектов изучаемого материала;
· акцент на роли личности в литературных произведениях, исторических событиях, творчестве и т.п.;
· использование различных форм внеклассной работы, способствующих воспитанию у детей чувства ответственности за себя и своих товарищей, а также за результат своей работы;
· участие детей в различных межшкольных соревнованиях и турнирах, воспитывающее чувство патриотизма;
· проведение праздников, фестивалей, конкурсов, соревнований.
В школе создана сеть кружков и секций, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности детей.98% несовершеннолетних вовлечены во внеурочную деятельность. Предпочтение дети, находящиеся в социально –опасном положении отдают занятиям в спортивных секциях. Также на базе школы находится клуб «Юность», где ребята находят себе занятие по душе. Соответственно у детей остается мало времени, чтобы бесцельно ходить по улицам, приобретают круг общения с положительными качествами личности.
На всех детей, находящихся в социально-опасном положении в начале года формируются наблюдательные дела, где отражается успеваемость и посещаемость и составляется реабилитационная программа, включающая в себя взаимодействие всех структур (Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделение по делам несовершеннолетних, администрация школы, Центр медицинской профилактики, центр «Надежда»).
|
Также применяются разнообразные формы и методы профилактической работы:
1. Проведение индивидуальных бесед администрацией школы, социальным педагогом, психологом с учащимися и родителями.
2. Посещение на дому (запланированные рейды, экстренные, внеплановые): социальным педагогом, психологом, администрацией, классным руководителем, родительским комитетом, также совместно с подразделением по делам несовершеннолетних.
3. Наставничество.
4. Советом по профилактике асоциального поведения проведено 9 заседаний, рассмотрено 135 дел на обучающихся школы и их семей.
5. Направлено 14 информационных писем в подразделение по делам несовершеннолетних о наказании родителей.
6. Рассмотрено 27 несовершеннолетних на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
1 - количество на учете в полиции
2 - количество на учете ИПР
3 - количество на внутришкольном учете
Из сравнительного графика видно, что в 2019-2020 учебном году:
1. Уменьшилось количество обучающихся, состоящих на учете в полиции.
2. Уменьшилось количество обучающихся, состоящих на внутришкольном учете.
3. В этом учебном году 1 преступление, совершенное обучающимся.
В нашей школе создана социально - психологическая служба, которая работает в тесном взаимодействии с учреждениями системы профилактики.
В начале учебного года классные руководители посещают семьи обучающихся. По итогам паспортизации классов выявлено количество семей, находящихся в социально - опасном положении, неполных, малообеспеченных, многодетных. На основе анкетирование детей и классных руководителей составляется сводная таблица, по результатам выставленных баллов оценивается критичность ситуации в семье. Эта диагностика позволяет исключить возможность недооценить ситуацию в семье, помогает скорректировать профилактическую работу школы. Данная технология разработана центром «Позитив».
|
Особая роль отводится педагогу – психологу, который проводит диагностику, выявляет проблемы семьи, дает рекомендации учителям- предметникам по осуществлению педагогической поддержки учащегося и его семьи, консультирует семью, разрабатывает и реализует индивидуальные и групповые программы, необходимые для коррекции ситуации в семье, которые представлены на слайде:
- семейная социограмма (позволяет оценить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье, возникновение причин неблагополучия);
-шкала семейной адаптации и сплоченности (позволяет быстро и эффективно оценивать процессы, происходящие в семье и наметить мишень психотерапевтического вмешательства);
- методика Рене Жиля (восприятие ребенком внутрисемейных отношений, конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка);
-рисунок семьи (выявление особенностей внутрисемейных отношений);
- АСВ (изучает процессы воспитания, устанавливает причины нарушений в семейной системе);
-PARI (детско – родительские отношения);
Профилактическая работа с семьей проводится в комплексе, применяются разнообразные формы и методы, привлекаются специалисты различных ведомств:
§ Индивидуальные беседы,
§ Посещение семьи,
§ Привлечение необходимых специалистов: психологов, юристов, инспекторов ПДН, КДН, медиков (по необходимости),
§ Консультации по различным вопросам,
§ Работа с социальным окружением семьи, родственниками, соседями,
§ Вовлечение семьи в социально-значимую деятельность, в школьные мероприятия,
§ Организация каникулярного и летнего отдыха детей.
Также дети вовлекаются в социально - значимые проекты. Так в школе на протяжении 2 месяцев реализовывался проект «Подросток и закон», где была определена проблема: можно ли предотвратить подростковую преступность, проект «Я выбираю жизнь», который направлен на профилактику вредных привычек и формирование ценностного отношения к здоровью.
С 2019 года школа принимает участие в проекте «Семья и дети: десять шагов –десять побед» целью которого является профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, включая профилактику жестокого обращения с детьми, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды.
Одним из направлений профилактической работы являются школьные волонтерские движения (Юные инспекторы движения, Юные пожарные, юные помощники правоохранительных органов), в которых состоят дети, находящиеся в социально-опасном положении (32%). Работа с родителями осуществляется по следующим направлениям:
· Проведение тематических родительских собраний, консультаций.
· Непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми.
· Классные часы «Профессия моих родителей», экскурсии на предприятия, где работают родители.
· Семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи «проблемным» семьям.
Все вышеперечисленные мероприятия позволяют сократить разрыв в образовательных результатах между обучающимися, имеющими разные «стартовые возможности», за счет повышения эффективности и качества работы.
В школе организована четкая система подготовки к ГИА:
- с первого сентября проводятся консультации по каждому выбранному обучающимися предмету,
-организованы индивидуальные занятия с детьми, которые имеют особые образовательные способности.
За последние три года мы имеем следующие результаты ОГЭ:
Качество знаний по предметам:
Предмет | % качества | Динамика | ||
2016/2017 учебный год | 2017/2018 учебный год | 2018/2019 учебный год | ||
Русский язык | 31,4% | 41,5% | 41,9% | +10,5 |
Математика | 23,5% | 35% | 43,1% | +19,6 |
География | 35% | 55,6% | 68,2% | +33,2 |
Биология | 14% | 25% | 55,6% | +41,6 |
Информатика и ИКТ | 11,1% | 14,3% | 40,9% | +29,8 |
Физика | 0% | 20% | 75% | +75 |
Химия | 100% | 100% | 100% | = |
По сравнению с результатами прошлых учебных годов видна значительная динамика качества знаний практически по всем предметам, особенно по математике, географии, биологии, информатике и ИКТ, физике.
Положительную динамику в качестве знаний и успеваемости следует отметить не только при сдаче государственной итоговой аттестации, но и в целом по школе, несмотря на ежегодное увеличение обучающихся с низкой учебной мотивацией:
Успеваемость и качество знаний МОУ «СОШ № 3»
Учебный год | Количество обучающихся | Успеваемость | Качество знаний | Кол-во «2» | Кол-во н/а по пропускам |
2017/2018 | 98,33% | 37,00% | |||
2018/2019 | 98,61% | 38,60% | |||
2019/2020 | 100% | 39,83% | |||
Динамика | +95 | +1,6 | +2,83 |
По итогам учебного года в нашей школе нет второгодников. Обучающиеся 9-х классов были допущены до сдачи выпускных экзаменов.
В профилактической работе очень важно: не опоздать, не упустить момент, пока асоциальная сторона жизни подростка целиком и полностью не превратилась в его суть, образ жизни и мыслей. Уважаемые коллеги! В нашей работе нет простых решений, только общими усилиями и в тесном взаимодействии мы можем достичь положительных результатов в нашем нелегком труде, к которым относятся:
- рост показателей уровня воспитанности и образованности обучающихся школы, их социальной активности;
- укрепление здоровья обучающихся, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у всех участников образовательного процесса;
- построение демократической системы отношений детей и взрослых;
- повышение уровня обученности обучающихся, качества знаний, результатов ГИА, рост учебных достижений;
- активность участников образовательного процесса;
-снижение количества правонарушений.
Наше глубокое убеждение, что терпение и выдержка – главные помощники в работе. Надо помнить о том, что работа должна быть направлена на снятие социального напряжения вокруг подростков, на заполнение досуга детей полезными и увлекательными делами, на заполнение окружающего пространства пониманием и любовью.