Пояснительная записка. Методические рекомендации




Пояснительная записка

К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для овладения навыком чтения. В процессе обучения чтению необходим индивидуальный подход.

Желательно, чтобы к моменту чтения слогов и слов с изучаемыми буквами, ребенок уже мог правильно произносить эти звуки. Поэтому в настоящую программу включены элементы логопедических упражнений, направленных на совершенствование артикуляционной моторики, а также обучение букв расположено в определенном порядке: сначала ребенок знакомится с теми из них, которые обозначают простые для произнесения звуки, а потом изучает буквы, обозначающие звуки, в произношении которых наиболее часто встречаются нарушения.

Нарушения в речи и несформированность фонематических процессов влекут за собой грубые ошибки на письме. Поэтому акцент ставится на совершенствовании у детей фонематического восприятия и слуха, звуко – буквенного анализа, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. В процессе обучения чтению по данной программе у детей формируется умение анализировать звуковой состав слов, давать качественную характеристику каждому звуку, понятия «ударение», «предложение». Дети овладевают слоговым и слитным способом чтения, что обеспечивает плавность и правильность процесса чтения.

Цель программы – формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к следующему этапу обучения – чтению и письму в школе.

Задачи программы:

- обеспечение максимального уровня фонематических, звуко – буквенных, графических умений и навыков у дошкольников;

- формирование у детей мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

- формирование умения понимать учебную задачу, планировать ее решение и выполнять самостоятельно;

- развитие артикуляционной и мелкой моторики, дикции, зрительно – двигательной координации.

 

Методические рекомендации

Подбирая задания необходимо исходить из естественной логики обучения детей грамоте: звук – буква, чтение – письмо. Для развития фонематических процессов используются игры, которые формируют умения выделять и определять наличие звука составлять слова с изучаемым звуком, сознательно выполнять звуковой анализ слов, активизируют внимание, наблюдательность («Кто внимательный?», «Кто больше?», «Перекличка» и др.).

Также целесообразно использовать загадки при изучении звуков. Они активизируют мышление и речь ребенка, тренируют внимание и память, развивает любознательность.

Скороговорки помогают детям развивать фонематический слух, дают понимание того, как важно правильно произносить каждый звук в слове. Скороговорки проговариваются сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, педагог закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа речи.

Чтобы дети лучше запомнили букву, предлагаются задания: пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, найти букву в кассе букв, затем среди других букв, перевернутых на доске, дописать недостающие элементы букв.

Необходимо использовать сказки о приключениях букв, сказочных персонажей, приносящих занимательный материал.

 

Условия реализации программы

Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей, индивидуальные зеркала по количеству детей, магнитно – маркерная доска с набором букв, маркеры, демонстрационная и индивидуальные для каждого ребенка разрезные азбуки, звуковые и слоговые линейки, таблицы слогов и слов, «Азбука».

 

Комплектование учебной группы

Для успешной реализации программы формируют группу из 10 человек.

Форма занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью до 30 минут. Основная форма занятий - групповая.

 

 

Предполагаемый результат

Воспитанники должны знать и уметь:

- различать понятия «звук», «буква»;

- буквы русского алфавита;

- определять наличие и место заданного звука в слове;

- анализировать звуковой состав слова;

- определять количество слогов в слове, ударный слог;

- плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения;

- замечать изменения грамматических форм слова, владеть простейшими способами словообразования;

- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

 

Тематический план

 

Занятие № 1.

 

Тема: Неречевые и речевые звуки.

Цель: - учить определять источник и направление звука;

- узнавать и различать неречевые звуки и звуки человеческой речи;

- отработать четкое произношение звуков в звукоподражаниях, рядах слогов, изменяя интонацию, силу и тембр голоса;

- формировать правильное физиологическое и речевое дыхание.

 

Занятие № 2.

Тема: Речевые звуки. Гласные и согласные звуки.

Цель: - учить произносить ряды слогов, изменяя ударение, силу и тембр голоса;

- учить передавать ритмический рисунок слова;

- упражнять в различении на слух длинных и коротких слов;

- дать понятие о гласных и согласных звуках и их отличии;

- развивать фонематическое восприятие и фонематический слух.

 

 

Занятие № 3.

 

Тема: Гласные звуки. Звук А.

Цель: - различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;

- четко произносить звук А кратко - длительно, тихо - громко;

- учить выделять звук А в ряду других гласных звуков, слога со звуком А в ряду слогов;

- формировать навык подбора слов, начинающихся на звук А.

 

Занятие № 4.

 

Тема: Звук А. Буква А.

Цель: - четко произносить звук А;

- продолжать учить выделять начальный ударный гласный звук;

- анализировать звуковой ряд из 2, 3 гласных звуков;

- определять наличие звука А в словах;

- дать представление о букве, ее отличии от звука;

- познакомить с буквой А.

 

Занятие № 5.

Тема: Гласные звуки. Звук У.

Цель: - продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;

- четко произносить звук У, сочетания гласных звуков;

- учить выделять звук У в ряду звуков, слогов, односложных слов;

- продолжать учить выделять начальный ударный гласный звук.

Занятие № 6.

Тема: Звук У. Буква У.

Цель: - учить анализировать ряд из 2, 3 гласных звуков;

. - учить определять наличие звук У в словах;

- подбирать слова, в которых есть звук У;

- закрепить знания об отличии звука и буквы;

- познакомить с буквой У;

- учить составлять из букв разрезной азбуки и читать слова уа, ау.

 

 

Занятие № 7.

 

Тема: Гласные звуки. Звук И.

Цель: - четко произносить звук И кратко - длительно, тихо - громко;

- учить выделять звук И в ряду других гласных звуков, слогов и слов со звуком И в ряду слогов, слов;

- формировать навык подбора слов со звуком И;

- продолжать формировать навык анализа ряда из 2, 3, 4 гласных звуков.

 

 

Занятие № 8.

 

Тема: Звук И. Буква И.

Цель: - четко произносить звук И изолированно и в сочетаниях с другими гласными звуками;

- учить выделять начальный гласный звук под ударением и безударный;

- анализировать звуковой ряд из 2, 3. 4 гласных звуков;

- угадывать гласный звук по беззвучной артикуляции;

- учить отбирать картинки на звук И;

- познакомить с буквой И.

Занятие № 9.

 

Тема: Звук О.

Цель: - различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;

- четко произносить звук О кратко - длительно, тихо - громко;

- воспроизводить слоговые ряды;

- учить выделять звук О в ряду других гласных звуков, слога со звуком О в ряду слогов, слов;

- формировать навык подбора слов со звуком О.

 

Занятие № 10.

 

Тема: Звук О. Буква О.

Цель: - четко произносить звук О;

- продолжать учить выделять начальный и последний звук в словах;

- анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков;

- определять наличие звука О в словах;

- познакомить с буквой О;

- упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки;

- читать слоги и слова по таблицам.

 

Занятие № 11.

Тема: Звук Ы.

Цель: - различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;

- четко произносить звук Ыкратко - длительно, тихо - громко;

- воспроизводить слоговые ряды;

- учить выделять звук Ыв ряду других гласных звуков, слога со звуком Ыв ряду слогов, слов;

- формировать навык подбора слов со звуком Ы.

 

Занятие № 12.

 

Тема: Звук Ы. Буква Ы.

Цель: - четко произносить звук Ы;

- продолжать учить выделять начальный и последний звук в словах;

- анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков;

- определять наличие звука Ыв словах;

- познакомить с буквой Ы;

- упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки;

- читать слоги и слова по таблицам.

-

Занятие № 13.

Тема: Звук М.

Цель: - определять первый и последний звук в данных словах;

- четко произносить звук М изолированно, а также в словах различной звуко - слоговой структуры;

- выделять звук М в ряду звуков, в слогах, словах;

- отбирать картинки, в названии которых есть звук М, определять место звука М в этих словах;

- самостоятельно подбирать слова со звуком М.

 

Занятие № 14.

Тема: Звук М. Буква М.

Цель: - подбирать слова со звуком М, определять место звука М в словах;

. - выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах;

- познакомить с буквой М;

- из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком М;

читать слоги и слова по таблицам.

 

Занятие № 15.

Тема: Звук Н.

Цель: - продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;

- четко произносить звук Н, Нь, различать их на слух и в произношении;

- учить выделять звук Н в ряду звуков, слогов, слов;

- учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;

- самостоятельно подбирать слова со звуком Н.

-

Занятие № 16.

Тема: Звук Н. Буква Н.

Цель: - продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова;

- подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Н;

- определять место звука Н в словах (по картинкам);

- познакомить с буквой Н;

. - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

- читать слоги и слова по таблицам.

 

Занятие № 17.

Тема: Звук Х.

Цель: - определять первый и последний звук в данных словах;

- четко произносить звук Х изолированно, а также в словах различной звуко - слоговой структуры;

- выделять звук Х в ряду звуков, в слогах, словах;

- отбирать картинки, в названии которых есть звук Х, определять место звука Х в этих словах;

- самостоятельно подбирать слова со звуком Х.

 

Занятие № 18.

Тема: Звук Х. Буква Х.

Цель: - подбирать слова со звуком Х, определять место звука Х в словах;

. - выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах;

- познакомить с буквой Х;

- из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком Х;

- читать слоги и слова по таблицам.

Занятие №19.

Тема: Звук К.

Цель: - продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;

- четко произносить звук К, Кь, различать их на слух и в произношении;

- учить выделять звук К в ряду звуков, слогов, слов;

- учить выделять первый и последний глухой согласный звук;

- учить анализировать прямые и обратные слоги;

- самостоятельно подбирать слова со звуком К.

 

 

Занятие № 20.

Тема: Звук К. Буква К.

Цель: - продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать прямые и обратные слоги обратные слоги;

- подбирать картинки, названия которых начинаются на звук К;

- определять место звука К в словах (по картинкам);

- познакомить с буквой К;

. - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ка, ку, ки, ак, ук, ик;

- читать слоги по таблице слогов.

 

Занятие № 21.

 

Тема: Звук Т.

Цель: - четко произносить звук Т;

- учить выделять звук Т в ряду звуков, в ряду слогов, слов;

- формировать навык подбора слов со звуком Т;

- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов.

 

 

Занятие № 22.

 

Тема: Звук Т. Буква Т.

Цель: - четко произносить звук Т изолированно и в сочетаниях звуков;

- учить определять первый и последний звук в словах;

- учить отбирать картинки со звуком Т;

- определять место звука Т в словах;

- познакомить с буквой Т;

- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги: та, ту, ти, ат, ут, ит;.

- читать по таблице слогов.

Занятие № 23.

Тема: Звук П.

Цель: - продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;

- четко произносить звук П, Пь, различать их на слух и в произношении;

- учить выделять звук П в ряду звуков, слогов;

- учить выделять последний глухой согласный звук;

- учить анализировать обратные слоги.

 

 

Занятие № 24.

Тема: Звук П. Буква П.

Цель: - продолжать выделять последний согласный в словах, анализировать обратные слоги;

- подбирать картинки, названия которых начинаются на звук П;

- познакомить с буквой П;

. - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ап, уп, ип; па, пу, пи;

Занятие № 25.

 

Тема: Звук В.

Цель: - четко произносить звук В;

- учить выделять звук В в ряду звуков, в ряду слогов, слов;

- формировать навык подбора слов со звуком В;

- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры.

 

Занятие № 26.

 

Тема: Звук В. Буква В.

Цель: - четко произносить звук В изолированно и в сочетаниях звуков;

- учить определять первый и последний звук в словах, гласные звуки в этих словах;

- учить отбирать картинки со звуком В;

- определять место звука В в словах;

- познакомить с буквой В;

- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

- большая буква в начале предложения;

- читать по таблице слогов и слов.

 

Занятие № 27.

Тема: Звук Г.

Цель: - четко произносить звуки Г, Гь, различать их на слух и в произношении;

- учить выделять звук Г в ряду звуков, в слогах, словах;

- учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;

- самостоятельно подбирать слова со звуком Г.

 

 

Занятие № 28.

Тема: Звук Г. Буква Г.

Цель: - продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова;

- подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Г;

- определять место звука Г в словах (по картинкам);

- познакомить с буквой Г;

. - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и

слова;

- большая буква в начале предложения;

- читать слоги и слова по таблицам.

Занятие № 29.

Тема: Звук Б.

Цель: - четко произносить звук Б, Бь, различать их на слух и в произношении;

- учить выделять звук Б в ряду звуков, в слогах, словах;

- учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;

- самостоятельно подбирать слова со звуком Б.

 

Занятие № 30.

Тема: Звук Б. Буква Б.

Цель: - продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова;

- подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Б;

- определять место звука Б в словах (по картинкам);

- познакомить с буквой Б;

. - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

- большая буква в начале предложения;

- читать слоги и слова по таблицам.

 

Занятие № 31.

Тема: Звук Д.

Цель: - четко произносить звук Д, Дь, различать их на слух и в произношении;

- учить выделять звук Д в ряду звуков, в слогах, словах;

- учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;

- самостоятельно подбирать слова со звуком Д.

 

 

Занятие № 32.

Тема: Звук Д. Буква Д.

Цель: - продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова;

- подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Д;

- определять место звука Д в словах (по картинкам);

- познакомить с буквой Д;

. - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

- читать слоги и слова по таблицам;

- большая буква в начале предложения и в именах собственных.

 

Занятие № 33.

Тема: Буква Е.

Цель: - дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам;

- познакомить с буквой Е;

- читать обратные и прямые слоги, слова;

- составлять из букв разрезной азбуки слова.

Занятие № 34.

 

Тема: Звук Ф.

Цель: - четко произносить звук Ф;

- учить выделять звук Ф в ряду звуков, в ряду слогов, слов;

- формировать навык подбора слов со звуком Ф;

- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры.

 

 

Занятие № 35.

Тема: Звук Ф. Буква Ф.

Цель: - продолжать анализировать слоги и слова;

- подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Ф;

- определять место звука Ф в словах (по картинкам);

- познакомить с буквой Ф;

- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

- читать слоги и слова по таблицам;

- большая буква в начале предложения и в именах собственных.

 

Занятие № 36.

 

Тема: Звук С.

Цель: - четко произносить звук С;

- учить выделять звук С в ряду звуков, в ряду слогов, слов;

- формировать навык подбора слов со звуком С;

- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, двухсложных слов.

 

Занятие № 37.

 

Тема: Звук С. Буква С.

Цель: - четко произносить звук С изолированно и в сочетаниях звуков;

- учить определять первый и последний звук в словах;

- учить отбирать картинки со звуком С;

- определять место звука С в словах;

- познакомить с буквой С;

- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

- читать по таблице слоги и слова.

 

Занятие № 38.

 

Тема: Звук Й. Буква Й.

Цель: - четко произносить звук Й изолированно и в сочетаниях звуков;

- дифференцировать звуки Й – Ль;

- учить отбирать картинки со звуком Й;

- определять место звука Й в словах;

- познакомить с буквой Й;

- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

- читать по таблице слоги и слова.

 

Занятие № 39.

Тема: Звук З.

Цель: - четко произносить звук З;

- учить выделять звук З в ряду звуков, в ряду слогов, слов;

- формировать навык подбора слов со звуком З;

- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры.

 

 

Занятие № 40.

 

Тема: Звук З. Буква З.

Цель: - четко произносить звук З изолированно и в сочетаниях звуков;

- учить определять первый и последний звук в словах, гласные звуки в этих словах;

- учить отбирать картинки со звуком З;

- определять место звука З в словах;

- познакомить с буквой З;

- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

- читать по таблице слоги и слова.

Занятие № 41.

 

Тема: Звук Л.

Цель: - четко произносить звук Л;

- учить выделять звук Л в ряду звуков, в ряду слогов, слов;

- формировать навык подбора слов со звуком Л;

- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

 

Занятие № 42.

 

Тема: Звук Л. Буква Л.

Цель: - четко произносить звук Л изолированно и в сочетаниях звуков;

- учить определять первый и последний звук в словах, гласные звуки в этих словах;

- учить отбирать картинки со звуком Л;

- определять место звука Л в словах;

- познакомить с буквой Л;

- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

- большая буква в именах собственных;

- читать по таблице слоги и слова.

Занятие № 43.

 

Тема: Звук Ш.

Цель: - четко произносить звук Ш;

- учить выделять звук Ш в ряду звуков, слогов, слов;

- формировать навык подбора слов со звуком Ш;

- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

 

 

Занятие № 44.

 

Тема: Звук Ш. Буква Ш.

Цель: - четко произносить звук Ш изолированно и в сочетаниях звуков;

- учить отбирать картинки со звуком Ш;

- определять место звука Ш в словах;

- познакомить с буквой Ш;

- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

- дать понятие о правилах написания слога – ши -;

- читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

Занятие № 45.

 

Тема: Звук Р.

Цель: - четко произносить звук Р;

- учить выделять звук Р в ряду звуков, слогов, слов;

- формировать навык подбора слов со звуком Р;

- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

 

Занятие № 46.

 

Тема: Звук Р. Буква Р.

Цель: - четко произносить звуки Р, Рь изолированно и в сочетаниях звуков;

- учить отбирать картинки со звуком Р;

- определять место звука Р в словах;

- познакомить с буквой Р;

- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

- читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

 

 

Занятие № 47.

Тема: Звуки Л - Р.

Цель: - дифференцировать звуки Л - Р в слогах, словах, по картинкам;

- упражнять в замене звука Л на звук Р в обратных и прямых слогах, словах;

- с оставлять по следам анализа слоги и слова из букв разрезной азбуки, читать их.

 

Занятие № 48.

 

Тема: Звук Ж.

Цель: - четко произносить звук Ж;

- учить выделять звук Ж в ряду звуков, слогов, слов;

- формировать навык подбора слов со звуком Ж;

- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

 

 

Занятие № 49.

 

Тема: Звук Ж. Буква Ж.

Цель: - учить отбирать картинки со звуком Ж;

- определять место звука Ж в словах;

- познакомить с буквой Ж;

- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

- правописание слога – жи -;

- читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

 

Занятие № 50.

Тема: Буква Ё.

Цель: - дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам;

- познакомить с буквой Ё;

- читать обратные и прямые слоги, слова;

- составлять из букв разрезной азбуки слова.

.

Занятие № 51.

 

Тема: Звук Ц.

Цель: - четко произносить звук Ц;

- учить выделять звук Ц в ряду звуков, слогов, слов;

- формировать навык подбора слов со звуком Ц;

- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

 

Занятие № 52.

 

Тема: Звук Ц. Буква Ц.

Цель: - учить отбирать картинки со звуком Ц;

- определять место звука Ц в словах;

- познакомить с буквой Ц;

- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги, слова;

- читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

 

Занятие № 53.

Тема: Буква Я.

Цель: - дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам;

- познакомить с буквой Я;

- читать обратные и прямые слоги, слова;

- составлять из букв разрезной азбуки слова.

Занятие № 54.

 

Тема: Звук Ч.

Цель: - четко произносить звук Ч;

- учить выделять звук Ч в ряду звуков, слогов, слов;

- формировать навык подбора слов со звуком Ч;

- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

 

Занятие № 55.

 

Тема: Звук Ч. Буква Ч.

Цель: - учить отбирать картинки со звуком Ч;

- определять место звука Ч в словах;

- познакомить с буквой Ч;

- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

- дать понятие о правописании слогов – ча -, -чу -;

- читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

 

Занятие № 56.

 

Тема: Звук Э. Буква Э.

Цель: - закрепить знания о различиях между гласными и согласными звуками;

- четко произносить звук Э;

- учить выделять звук Э в ряду звуков, слогов, слов;

- формировать навык подбора слов со звуком Э;

- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры;

- познакомить с буквой Э;

- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова.

 

 

Занятие № 57.

 

Тема: Звук Щ.

Цель: - четко произносить звук Щ;

- учить выделять звук Щ в ряду звуков, слогов, слов;

- формировать навык подбора слов со звуком Щ;

- продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

 

Занятие № 58.

 

Тема: Звук Щ. Буква Щ.

Цель: - учить отбирать картинки со звуком Щ;

- определять место звука Щ в словах;

- познакомить с буквой Щ;

- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

- дать понятие о правописании слогов – ща -, -щу -;

- читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

 

Занятие № 59.

Тема: Буква Ю.

Цель: - дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам;

- познакомить с буквой Ю;

- читать обратные и прямые слоги, слова;

- составлять из букв разрезной азбуки слова.

.

 

Занятие № 60.

Тема: Буква Ь.

Цель: - дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам;

- познакомить с буквой Ь;

- читать обратные и прямые слоги, слова;

- составлять из букв разрезной азбуки слова.

 

 

Занятие № 61.

Тема: Звонкие и глухие согласные звуки.

Цель: - дифференцировать глухие и звонкие согласные звуки в словах;

- составлять схемы слов;

- повторить понятие о сомнительном согласном вконце слова;

- читать предложения и короткие тексты.

 

Занятие № 62.

Тема: Твердые и мягкие согласные звуки.

Цель:- дифференцировать твердые и мягкие согласные в словах;

- определять место звука в слове;

- закрепить навык обозначения мягкости согласных буквами Е, Ё, Ю, Я, И, Ь;

- составлять схемы слов;

- читать предложения и короткие тексты.

 

Содержание программы

 

Занятие № 1. Различение неречевых и звуков и звуков человеческой речи. Направление звука. Тембр, сила, интонация голоса.

 

Занятие № 2. Ритмический рисунок слова. Различение на слух длинных и коротких слов. Понятие «гласные и согласные звуки».

 

Занятие № 3. Звук А. Выделение звука А в ряду гласных звуков, слогов со звуком А. Подбор слов, начинающихся со звука А.

 

Занятие № 4. Анализ звукового ряда из 2, 3 гласных звуков. Представление о букве, ее отличии от звука. Знакомство с буквой А.

 

Занятие № 5. Звук У. Звук У в ряду звуков, слогов, односложных слов. Начальный ударный гласный звук.

 

Занятие № 6. Звук У. Буква У. Анализ ряда из 2, 3 гласных звуков. Подбор слов со звуком У. Знакомство с буквой У. Составление из букв разрезной азбуки и чтение слов уа, ау.

 

Занятие № 7. Звук И. Выделение звука И в ряду гласных звуков, слогов и слов. Подбор слов со звуком И. Анализ ряда из 2, 3, 4 гласных звуков.

 

Занятие № 8. Звук И. Буква И. Угадывание гласного звука по беззвучной артикуляции. Знакомство с буквой И.

 

Занятие № 9. Звук О. Воспроизведение слоговых рядов. Подбор слов со звуком О.

 

Занятие № 10. Звук О. Буква О. Выделение начального и последнего звука в словах. Упражнения в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки. Чтение слогов и слов по таблицам.

 

Занятие № 11. Звук Ы. Звук Ыв ряду гласных звуков, слогов, слов. Подбор слов со звуком Ы.

 

Занятие № 12. Звук Ы. Буква Ы. Определение наличия звука Ыв словах. Чтение слогов и слов по таблицам.

 

Занятие № 13. Звук М. Произношение звука М в словах различной звуко - слоговой структуры. Отбор картинок со звуком М. Место звука М в словах.

 

Занятие № 14. Звук М. Буква М. Первый и последний звук в словах. Гласные звуки в словах. Знакомство с буквой М. Чтение слогов и слов по таблицам.

 

Занятие № 15. Звук Н. Звук Нь. Дифференциация их на слух и в произношении. Выделение звука Н в ряду звуков, слогов, слов. Самостоятельный подбор слов со звуком Н.

 

Занятие № 16. Звук Н. Буква Н. Картинки, названия которых начинаются со звука Н. Определение места звука Н в словах. Знакомство с буквой Н. Составление и чтение слогов и слов из букв разрезной азбуки.

 

Занятие № 17. Звук Х. Произношение звука Х в словах различной звуко - слоговой структуры. Подбор слов со звуком Х.

Занятие № 18. Звук Х. Буква Х. Место звука Х в словах. Знакомство с буквой Х. Чтение слогов и слов по таблицам.

 

Занятие №19. Звук К. Звук Кь. Различение их на слух и в произношении. Выделение первого и последнего глухого согласного звука в словах. Анализ прямых и обратных слогов.

 

Занятие № 20. Звук К. Буква К. Определение места звука К в словах (по картинкам). Знакомство с буквой К. Чтение обратных и прямых слогов по таблицам.

Занятие № 21. Звук Т. Выделение звука Т в ряду звуков, слогов,

слов. Подбор слов со звуком Т.

 

Занятие № 22. Звук Т. Буква Т. Определение места звука Т в словах. Чтение по таблице слогов и слов.

 

Занятие № 23. Звук П. Звуки П, Пь, различение их на слух и в произношении. Анализ обратных слогов.

 

Занятие № 24. Звук П. Буква П. Упражнения с разрезной азбукой: составление и чтение слогов и слов.

Занятие № 25. Звук В. Выделение звука В в ряду звуков, слогов, слов. Подбор слов со звуком В. Анализ прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры.

 

Занятие № 26. Звук В. Буква В. Место звука В в словах. Знакомство с буквой В. Большая буква в начале предложения. Чтение по таблице слогов и слов.

Занятие № 27. Звук Г. Звук Гь, различение их на слух и в произношении. Выделение звука Г в ряду звуков, в слогах, словах. Самостоятельный подбор слов со звуком Г.

Занятие № 28. Звук Г. Буква Г. Картинки, названия которых начинаются со звука Г. Место звука Г в словах. Знакомство с буквой Г. Большая буква в начале предложения.

Занятие № 29. Звук Б.Звук Бь, различение их на слух и в произношении. Выделение звука Б в ряду звуков, в слогах, словах.

 

Занятие № 30. Звук Б. Буква Б. Анализ слогов и слова. Знакомство с буквой Б. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов по таблицам.

 

Занятие № 31. Звук Д. Звук Дь, различение их на слух и в произношении. Выделение звука Д в ряду звуков, в слогах, словах, по картинкам. Выделение первого и последнего согласного звука в словах, гласных звуков в этих словах.

 

Занятие № 32. Звук Д. Буква Д. Определение места звука Д в словах. Знакомство с буквой Д. Большая буква в именах собственных.

Занятие № 33. Буква Е. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах и словах, по картинкам. Знакомство с буквой Е. Чтение обратных и прямых слогов, слов.

Занятие № 34. Звук Ф. Выделение звука Ф в ряду звуков, слогов, слов. Анализ слов несложной звуковой структуры.

 

Занятие № 35. Звук Ф. Буква Ф. Упражнения с разрезной азбукой.

Чтение слогов и слов по таблицам.

 

Занятие № 36. Звук С. Выделение звука С в ряду звуков, слогов, слов. Анализ прямых и обратных слогов, двухсложных слов.

 

Занятие № 37. Звук С. Буква С. Определение первого и последнего звука в словах. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов по таблицам.

 

Занятие № 38. Звук Й. Буква Й. Произношение звука Й изолированно и в сочетаниях звуков. Дифференциация звуков Й – Ль. Знакомство с буквой Й.

 

Занятие № 39. Звук З. Звук З в ряду звуков, слогов, слов.

Подбор слов со звуком З. Анализ прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры.

 

 

Занятие № 40. Звук З. Буква З.Место звука З в словах. Знакомство с буквой З. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов по таблицам.

Занятие № 41. Звук Л. Звук Л в ряду звуков, слогов, слов. Подбор слов со звуком Л. Анали



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: