ФНС как администратор доходов бюджета




 

Федеральная налоговая служба России подведомственна Министерству финансов РФ, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов; осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве финансов Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в налоговой сфере.

Задачи и функции ФНС России условно разделены на пять групп:

· осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства, представлением деклараций, осуществлением валютных операций;

· выдача лицензий на производство, хранение и оборот этилового спирта, производство табачных изделий, осуществление государственной регистрации юридических и физических лиц, крестьянских хозяйств;

· регистрация в установленном порядке контрольно-кассовой техники;

· ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков, реестра лицензий и т.д.

Одной из главных функций ФНС России является контрольная функция. Основными формами налогового контроля являются:

· проверки (камеральные и выездные);

· получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

· проверки данных учета и отчетности;

· осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Камеральная проверка – налоговая проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган. Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию. Если нарушения не выявлены, то камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено. Если есть нарушения:

· в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;

· акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;

· налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;

· в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

Выездная проверка – налоговая проверка, которая проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Выездная проверка налогоплательщика проводится в течение 2 месяцев(в том числе организации с обособленными подразделениями).

Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства - в течение 1 месяца. Срок проведения выездной проверки может быть продлен до 4 или 6 месяцев.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Отношения с прочими органами государственной власти строятся по следующим основным направлениям:

ФНС и МВД Приказ МНС России и МВД России от 08.07.2004 № САЭ-3-09/416/419 «Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства внутренних дел Российской Федерации»;

ФНС и Федеральная таможенная служба - повышение эффективности администрирования в установленных сферах деятельности путем совершенствования информационного обмена и организации оперативного взаимодействия при проведении налоговых и таможенных проверок, в том числе при проведении таможенного контроля после выпуска товаров Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба подписали соглашение о сотрудничестве от 14 июля 2005 года;

ФНС и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости - информационный обмен Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 05.10.2004 № САЭ-3-21/511/П/57 «Об утверждении Временного соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам»;

ФНС и Государственный комитет Российской Федерации по статистке - при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде Приказ Федеральной налоговой службы и Федеральной службы государственной статистики от 18.01.2008 № 5/ММ-3-11/14@ «О совершенствовании информационного взаимодействия Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы»;

ФНС и Пенсионный фонд Российской Федерации - при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде Распоряжение от 30.12.2003 года № 310/183р "Об утверждении Порядка взаимодействия МНС России и Пенсионного фонда Российской Федерации при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде";

ФНС и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде Соглашение по информационному взаимодействию между Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Федеральной налоговой службой от 06.09.2005 № 4259/20-1/САЭ-27-05/5;

ФНС и Фонд социального страхования Российской Федерации - при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде Соглашение по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Фондом социального страхования Российской Федерации от 19.08.2003 №БГ-16-05/113/02-08/06-1907П.

Преимущества налоговой системы:

1. Отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы зарубежных стран.

2. Однократность обложения, т.е. один и тот же объект одного вида облагается налогом один раз за определенный законом период;

3. Строгий порядок введения и отмены налогов, их ставок и льгот; точная классификация налогов, взимаемых на территории России, в основу которой положена компетенция государственной власти;

4. Четкое распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней

Недостатки налоговой системы России:

· отсутствие стабильности в проводимой налоговой системе. Из-за большого количества видов налогов существует проблема запутанности и противоречивости нормативной базы налогов, к которым по сей день периодически вносятся изменения и поправки. Это приводит к неустойчивому положению экономики страны, а также к ошибкам при отчислении налогов, за которые предприятиям приходится платить пени за несвоевременную уплату налога;

· устранение дефицита бюджета способом изъятия доходов с предприятий. Такой метод «борьбы» с дефицитом бюджета вызывает банкротство и убыточность у предприятий, т. к. чтобы не платить высокие налоги — пропадает стимул зарабатывать больше. В связи с этим, растут цены на товары и услуги, следовательно, такая тенденция убивает конкуренцию и тормозит развитие торговли;

· система налогов в России не сочетает в себе интересы различных слоев общества. Эта функция обеспечивает социальное равновесие в обществе. О ее отсутствии в нашей системе можно судить по сильно выраженному социальному расслоению в сфере доходов. Это весьма значительный недостаток нашей далеко не совершенной системы;

· чрезмерное налоговое бремя, которое несут налогоплательщики;

· чрезмерное распространение налоговых льгот, приводящее к потерям бюджета;

· неравномерное распределение налоговой нагрузки по отраслям экономики и отдельным налогоплательщикам;

· слабый контроль за сбором налогов. Это приводит к уклонению от уплаты налогов, а следовательно — к уменьшению налоговых поступлений в бюджет.

Исходя из вышеприведенных недостатков налоговой системы, можно составить направления совершенствования налоговой системы:

· упрощение налоговой системы способом изъятия из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;

· ослабление налоговой нагрузки посредством снижения налоговых ставок, т. е. поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, — отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг;

· стимулирование инновационных предприятий различными налоговыми инструментами;

· оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. При этом следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствуют о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов;

· усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;

· приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;

· максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;

· совершенствование подоходного налогообложения физических лиц, разработки гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса;

· развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: