Методическая разработка
Коммунарский сбор
«Ягодный микс»
(4 класс)
Воспитатель
Шулепова Л.В.
Г.Сыктывкар
Пояснительная записка
В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для младшего школьника. Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество, однако реальная практика говорит о том, что в начальной школе в подавляющем большинстве случаев воспитанники пассивно выполняют поручения педагога, тогда как ребёнок способен активно участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях.
Актуальность данного мероприятия.
Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. КТД - основное воспитательное средство (инструмент) коммунарской методики. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в группе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД воспитанники приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности воспитанника.
Наиболее подробно методика КТД разработана И.П.Ивановым и его последователями, выдвинувшими идею «Педагогики общей заботы». Именно коммунарская методика нацелена на формирование и развитие всех основных ключевых компетенций – кооперативной, проблемной и др. – посредством создания и осмысления опыта разнообразной социально значимой деятельности. Она соответствует современным задачам образования и воспитания на основе системно-деятельностного подхода, задачам подготовки воспитанников к решению жизненно важных ситуаций.
КТД является коллективным, потому что оно планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно с воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно практической заботе, творческим, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач. Творчески – это значит еще и с напряжением мыслей, чувств, мышц, так, чтобы к вечеру падать от усталости и воспоминаний было бы на всю оставшуюся жизнь.
Каждое КТД – это система действий педагога и воспитанников на каждой стадии его осуществления. Структура каждого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества. Рассмотрим эти стадии во взаимосвязи их задач с методическими знаниями и умениями.
Структура КТД
1. Предварительная работа коллектива
2. Коллективное планирование
3. Стадия подготовки коллективного творческого дела
4. Проведение коллективного творческого дела
5. Коллективное подведение итогов и анализ
6. Стадия ближайшего последействия КТД
Коммунарский сбор класса включает в себя все этапы: коллективная подготовка, придумывание темы, разделение на отряды по жребию, подготовка «визиток», серьезное и шуточное КТД, трудовой десант, дежурство в столовой и уборка помещения, песни в «орлятском» кругу.
Выстраивая воспитательное пространство класса-группы необходимо учитывать возрастные особенности 10-летних воспитанников.
Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо, стремление к самостоятельности.
Большую зрелость приобретает общение. Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество и, как его предпосылка, социальный интерес, то есть способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие.
Происходит первичное осознание ценностных ориентации. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение
Такой ценностью, вокруг которой мы объединяемся, становится создание коллектива единомышленников, то есть атмосферы тепла и уюта, доброжелательности, открытости, в которой каждый в той или иной ступени мог бы раскрыть себя, реализовать свои способности.
Отслеживая мотивы участия в КТД, можно сказать, что эта деятельность, приносит удовлетворение детям, доставляя радость и удовольствие. Но в этой радостной и эмоционально-приподнятой деятельности воспитанник, играя, достигает серьёзных результатов.
КТД способствует формированию УУД.
Регулятивные УУД:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-в сотрудничестве с педагогом и с другими воспитанниками ставить новые задачи;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной форме;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
Коммуникативные УУД:
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Личностные УУД:
-ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей (законных представителей) и других людей;
-приобретение нравственно - этического опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.