1. Подход к обучению – представляет собой научную точку зрения на сущность предмета обучения; определяет общую стратегию обучения и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию.
Современный подход к обучению иностранному языку включает элементы различных исторически сложившихся подходов. Он определяется как интегративный коммуникативно-когнитивный, личностно-ориентированный, деятельностный, социокультурный, компетентностный подход.
Коммуникативно-когнитивный – овладение иностранным языком как средством общения, так и средством познания; приобретение навыков и умений реализовывать свои коммуникативные намерения (решать коммуникативные задачи), знание языковых средств общения и правил оперирования ими в процессе коммуникации.
Личностно - ориентированный – развитие личности, готовой, желающей и способной участвовать в межличностной и межкультурной коммуникации; приобретение учащимися статуса полноправного субъекта как учебной, так и коммуникативной деятельности; учет индивидуальных психологических особенностей учащихся, их мотивов, интересов, способностей.
Деятельностный – овладение иностранным языком как целенаправленной, внутренне мотивированной речевой деятельностью.
Социокультурный – усвоение иностранного языка как социального феномена; параллельное овладение языком и культурой стран изучаемого языка; способность участвовать в диалоге культур.
Компетентностный – создание в процессе обучения условий, необходимых для становления коммуникативной компетентности учащихся в рамках общей гуманитарной филологической подготовки.
2. Метод обучения является как общедидактической, так и частнометодической категориями.
|
Метод обучения как общедидактическая категория – совокупность способов взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся. Методы обучения являются универсальными и применяемыми в преподавании разных предметов, но с учетом их специфики. Они объединяют 2 взаимосвязанные группы:
1) методы преподавания – показ объяснение, организация тренировки, организация практики, контроль (коррекция, оценка);
2) методы учения – ознакомление и осмысление, участие в тренировке и практике, самоконтроль и самооценка.
Таким образом, основными методами обучения иностранному языку являются ознакомление, тренировка и применение.
В педагогической литературе методы обучения классифицируют по разным признакам (критериям). В частности, большое распространение получила классификация, основанная на деятельностном подходе к обучению:
1. Методы, обеспечивающие овладение учебным материалом: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные.
2. Методы, стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность учащихся: познавательные и дидактические игры, дискуссии, проблемные ситуации и задания и т.д.;
3. Методы контроля и самоконтроля.
Метод обучения как частнометодическая категория отражает специфику конкретного учебного предмета и рассматривается как определенное направление в обучении иностранному языку, реализующее цель и содержание обучения, а также определяющее пути и способы достижения цели и усвоения содержания на основе принципов (правил, законов) обучения иностранному языку. В данной трактовке метод обучения в методической литературе часто определяется как методическая система обучения иностранному языку - совокупность основных компонентов учебного процесса (подход, цели, задачи, содержание, принципы, методы, способы, приемы, организационные формы, средства обучения).
|
В истории методики использовались и используются различные методы (методические системы) обучения иностранному языку: грамматико-переводный метод, метод Г.Палмера, метод М.Уэста, аудиолингвальный метод, сознательно-сопоставительный метод, интенсивные методы и др.
3. Прием обучения – элементарное методическое действие, направленное на решение конкретной задачи на определенном этапе практического занятия (урока). Прием обучения следует рассматривать как составную часть метода (например, метод ознакомления с новым материалом может реализовываться через такие приемы, как описание, сравнение, сопоставление, наблюдение, демонстрация и т.д.).
Группу приемов, направленных на решение общей учебной задачи, называют способом обучения.
Таким образом, прием обучения является начальной ступенью в иерархии базисных категорий: прием -
способ -
метод –
подход.
4. Принципы обучения (от лат. principium – основа, первоначало)– методическое отражение познанных законов, правил, закономерностей обучения иностранному языку. В своей совокупности определяют требования к системе обучения в целом и ее отдельным компонентам.
Выделяют 2 основные группы принципов обучения: общедидактические и частнометодические принципы.
|
Общедидактические принципы обучения – это законы, определяющие организацию процесса обучения всем предметам, без учета их специфики (определяются общей теорией обучения – дидактикой).
К таким принципом обучения относят принципы научности, доступности и посильности, прочности, сознательности, наглядности, индивидуализации, активности и т.д.
Частнометодические принципы обучения – это законы, определяющие организацию процесса обучения конкретному учебному предмету с учетом его специфики (определяются как самой методикой, так и другими базисными науками – лингвистикой, психологией, психолингвистикой, лингвокультурологией и др.).
К частнометодическим принципам обучения иностранному языку относят:
- принцип практической (коммуникативной) направленности;
- принцип ведущей роли речевой практики;
- принцип единства речевого правила и речевого действия;
- принцип доминирующей роли упражнений;
- принцип комплексной организации языкового материала в речевых единицах;
- принцип устного опережения;
- принцип дифференциации и интеграции (принцип взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности и аспектам языка, с одной стороны, и учет их специфики, с другой);
- принцип учета родного языка и лингвокультуры.