Все зависит от вида деятельности фирмы, который определяет поток заказов и их размер. Если поток заказов большой, а сами заказы маленькие (оперативная полиграфия, типография и т. д.), то оформлением заказов должен заниматься менеджер. Если идет работа на vip-клиента, поток небольшой, а проекты солидные (крупная дизайн-студия, брэндинговое агентство), то однозначно общаться с клиентом и соответственно заполнять ТЗ должен дизайнер или арт-директор. Это крайние случаи, а в жизни есть куча промежуточных ситуаций, поэтому должностные инструкции менеджеров и дизайнеров должны формироваться в зависимости от уровня услуг оказываемых фирмой на данном этапе ее развития. Возможна гибридная ситуация, когда оформлением ТЗ могут заниматься как дизайнеры, так и менеджеры.
Электронные ТЗ
Все что описано выше — это идеальная ситуация, когда с заказчиком общаются, что называется, с глазу на глаз. Однако существуют еще такие способы получения заказов, как электронная почта и ICQ.
Оформления заказов через ICQ надо всячески избегать. ICQ расслабляет клиента, и поток информации от него становится свободным, неуправляемым и вневременным. Если общение с заказчиком происходит в электронном виде, старайтесь перемещать его в плоскость почты. Письмо — это почти документ и отношение к нему соответствующее.
У электронной почты в свою очередь есть свои тонкости: чтобы задания от клиента не поступали в виде письма «на деревню дедушки», а имели определенную структуру, менеджер или сам дизайнер должен на стадии оформления заказа выслать клиенту форму ТЗ. Такая форма, прежде всего, сэкономит время самому клиенту, т.к. ему не надо будет задумываться о содержании и объеме информации, которую он должен предоставить. Клиент просто заполнит некую анкету и отошлет ее обратно. Перед дизайнером же стоит задача составить форму таким образом, чтобы у человека на том конце не возникло никаких трудностей с заполнением.
В обязанности человека отвечающего за прием заказа должна входить проверка поступающих от клиентов форм. Если по ТЗ нет никаких вопросов, оно распечатывается (!), подписывается и передается дизайнеру.
Следует помнить, что даже при обкатанной схеме работы с электронными ТЗ, у них есть одно слабое место — они не подписаны со стороны клиента, а значит, не выполняют своих юридических функций, о которых говорилось выше.
Приложения и дополнительные материалы по проекту
Форма ТЗ должна быть только бумажная. Помимо пресловутых юридических моментов, это просто удобнее. Все равно многие проекты не обходятся без дополнительных бумажных материалов, которые должны каким-то образом систематизироваться. В это случае ТЗ становится шапкой для таких материалов, оберегая их от потери или перемешивания с материалами по другим проектам.
Приложения должны подкалываться к ТЗ, а их наличие упоминаться в соответствующем разделе. Местоположение электронных материалов, необходимых для проекта также должно описываться в соответствующем разделе ТЗ.
Пример технического задания
Ниже в качестве примера приведена форма ТЗ на разработку логотипа, которой я пользуюсь. Данная форма является моей разработкой, поэтому вы можете ее использовать, не боясь нарушить чьи-либо авторские права: дорабатывать, править и создавать на ее основе формы для других видов услуг.
Форма (как и вся статья) не претендует на полноту, а является лишь образцом, целью которого показать основные разделы ТЗ необходимые для получения исчерпывающей информации по проекту.
Техническое задание на разработку логотипа
Служебная информация
• Дата оформления заказа
• ФИО оформляющего заказ
• Подпись
• ФИО представителя Компании
• Должность представителя Компании
• Координаты представителя Компании
• Подпись
• Deadline
Приложения
• Адрес Интернет сайта Компании
— другие ссылки
• Брэндбук или элементы фирменного стиля, использующиеся в настоящий момент
— имена приложенных файлов
• Приложениях к ТЗ
— отметки о бумажных приложениях
— имена файлов электронных приложений
Это два раздела являются общими для любого вида услуг и присутствуют в каждом ТЗ. Все пункты первого раздела обязательны для заполнения.
Информация о Компании
• Название
• Род деятельности
• Конкурентные преимущества
• Потребители
• Партнеры, поставщики
• Конкуренты
• Цели и задачи (перспективы развития Компании в обозримом будущем)
• Дополнительная информация о Компании (не вошедшая по каким-то причинам в предыдущие пункты)