к экзамену для игры наизусть




Второй семестр (письменные задания)

 

22. Сочинение романтической прелюдии в трехчастной форме на заданную тему.

23. Гармонизация данной мелодии и досочинение второй части с использованием энгармонической модуляции в первой части и возвращение в первоначальную тональность – во второй.

24. Обработка мелодии с использованием органного пункта – тонического и доминантового.

25. Обработка романтической мелодии в квартетной фактуре. Стилевой образец – Чайковский, Бородин.

26. Стилизация «Романс Чайковского» на предложенную мелодию. Найти

подходящие стихи.

27. Стилизация «Романс Рахманинова» на предложенные мелодию и стихи.

28. Оригинальная прелюдия на аккорды с заменными тонами.

29. Сочинение детской песни на предложенный текст с использованием аккордов с внедряющимися тонами.

30. Вариации на народную тему. Использование техники тематической гармонии.

31. Обработка мелодий в различных семиступенных ладах (две по выбору).

32. Сочинение эскизов, включающих обороты объединенной и расширенной мажорно-минорной тональности.

33. Обработка мелодии Бартока с использованием средств расширенной мажорно- минорной системы.

34. Обработка мелодии Прокофьева с использованием средств расширенной мажорно- минорной системы.

35. Стилизация «Вальс Прокофьева» или «Гавот Прокофьева». Трехчастная форма.

36. Стилизация «Пьеса Бартока» или «Пьеса Стравинского» с использованием политональности.

37. Оригинальная прелюдия в модусной технике.

38. Эскиз с использованием серийной техники (4 основных формы серии).

:p>

Зачетно-экзаменационные требования

Зачетные требования

 

Подведение итогов по проверке предварительных компетенций (25 вопросов) – второй месяц занятий.

Подведение итогов по проверке предварительных компетенций в области слуховых навыков (5 заданий) – второй месяц занятий.

Подведение итогов по проверке предварительных компетенций, необходимых для решения задачи – первый месяц занятий.

Проведение письменных тестов (33 вопроса) - четвертый месяц занятий.

Игра на фортепиано – в течение семестра:

хорал Баха по цифрованному басу;

джазовая мелодия с аккомпанементом по буквенной цифровке;

темы фуг И. С. Баха (ХТК I, II тома) наизусть;

импровизация вальса в двухчастной форме с использованием гомофонности;

разновидности кадансов.

Аналитическая работа – схема фуги И. С. Баха, отражающая взаимодействие гармонических и полифонических аспектов.

Аналитическая работа - таблица тональностей сонат Бетховена. Обе аналитические работы представляются до зачета.

Реферирование (письменное или устное) книги, выбранной из предложенного списка литературы.

Участие в семинаре по предложенной теме.

Творческие письменные задания показываются в течение семестра.

Контрольная работа по расшифровке цифрованного баса: отрывок из Концерто гроссо ор. 6 А. Корелли.

На зачет допускаются студенты, выполнившие успешно все пункты вышеперечисленных требований. Завершающей стадией зачета становится концертное исполнение трех лучших работ - в присутствии всех студентов. Две работы выбираются преподавателем, одна – студентом.

 

 

Экзаменационные требования

 

Экзаменационные требования формируются на основе промежуточных результатов, полученных на протяжении второго семестра, а также во время собственно ответа.

На протяжении всего второго семестра постоянно ведется работа по разным направлениям:

1. Проверочные письменные работы по теории из цикла «70 вопросов» -

2. Творческие письменные задания представляются на протяжении всего семестра.

3. Игра на фортепиано:

Обособленные элементы гармонической системы;

«Прокофьевская» мелодико-гармоническая модуляция;

Импровизации на тематическую гармонию, на политональность, на использование минимализма в условиях модусной техники.

4.Письменные аналитические задания на романтическую гармонию (2)

5. Устные аналитические задания на гармонию ХХ века.

6. Участие в семинарах (2).

7. Реферирование книги (письменно или устно) из списка, предложенного в программе.

На экзамен допускаются студенты, выполнившие успешно все пункты промежуточной аттестации. Перед экзаменом (в рамках консультации) исполняются творческие работы перед студентами в концертном варианте. Представляются 3 работы – две по предложению преподавателя, одна - по выбору студента.

Примерная программа экзамена

Ответы на теоретические вопросы (3 из 70).

Анализ музыки, предложенный в классе.

Анализ сочинения из музыки ХХ века, приготовленный дома.

Игра наизусть (14 примеров).

Список музыкальных примеров

к экзамену для игры наизусть

 

1. С. Прокофьев. Джульетта-девочка (Тт. 1-4).

2. Ф. Лист. Основная тема «Фауст-симфонии» (2 т.)

3. А. Берг. Основная тема скрипичного концерта (5 т.)

4. А. Скрябин. «Прометей» - начальное звучание аккорда.

5. П. Чайковский. Тема побочной партии из увертюры «Ромео и Джульетта» (4 такта до вступления темы и сама тема – 9 т.).

6. Р. Вагнер. Вступление к оп. «Тристан и Изольда» (Тт. 1 – 3).

7. О. Мессиан. Прелюдия «Спокойная жалоба» (первые 2 такта).

8. И. Брамс. Тема пассакальи из Симфонии № 4, ч. 4.

9. Ж. Бизе. Антракт к IV действию оперы «Кармен» (тт. 1 -9).

10. В. А. Моцарт. Симфония № 40 соль минор, ч. 1 (тт. 14 -20).

11. А. Веберн. Тема пассакальи ор. 1 (8 т.).

12. С. Рахманинов. Романс «О нет, молю» (первые 3 такта).

13. П. Хиндемит. Ludus tonalis. Последовательность фуг (12 звуковысотных точек).

14. А. Веберн. Серия из Струнного квартета ор. 28.

 

 

Основная (1-13) и Дополнительная (14 - 138) литература

 

1. Бершадская Т. Лекции по гармонии. 2-е изд., доп. и перераб.- Л.: «Музыка», 1985. – 238 с.

2. Высоцкая М., Григорьева Г. Музыка ХХ века: от авангарда к постмодерну. Уч. пособие. – М.: Научно-изд. центр «Московская консерватория». - 2011. - 439 с.

3. Дьячкова Л. Гармония в музыке ХХ века. Уч. пособие. М.: РАМ им. Гнесиных, 2003. – 296 с.

4. Мясоедов А. Учебник гармонии. - М.: «Музыка», 1980. – 318 с.

5. Привано Н. Г. Хрестоматия по гармонии. Ч. 3.

6. Привано Н. Г. Хрестоматия по гармонии. Ч. 4.

7. Скебкова О. Л., Скребков С С. Хрестоматия по гармоническому анализу. - М.: Музыка, 1978. – 288 с.

8. Способин И. Лекции по курсу гармонии. М., 1969.

9. Теория современной композиции. Учебное пособие. – М.: Музыка, 2005 г. – 624 с.

10. Тюлин Ю., Привано Н. Учебник гармонии. Изд. второе, испр. и доп. М.: Музыка, 1964. – 435 с.

11. Холопов Ю. Гармонический анализ. В 3-х частях. Ч. 1. – М.: Музыка, 1996.- 96 с.

12. Холопов Ю. Гармонический анализ. В 3-х частях. Ч. 2. – М.: Музыка, 2001. – 193 с.

13. Холопов Ю. Гармонический анализ: В 3-х частях. Ч.3. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. – 196 с.

14. Абдуллина Г. Полифония. Строгий стиль. Уч. пособие. – СПб.: Изд. «Композитор», 2010. - 60 с.

15. Абдуллина Г. Полифония. Свободный стиль. Уч. пособие. – СПб.: Изд. «Композитор», 2010. – 100 с. Автор уделяет много внимания различным формам полифонии в творчестве И. С. Баха, анализирует фуги Г.Ф. Генделя, венских классиков, романтиков, а также рассматривает полифонические циклы Д. Шостаковича, Р. Щедрина, П. Хиндемита. Вопросы теории приближаются к проблемам исполнительства.

16. Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика. Учебник. – Изд. «Композитор» • Санкт-Петербург», 2006. – 720 с.

17. Андерсен А., Овсянкина Г., Шитикова Р. Современные музыкально-компьютерные технологии. Уч. пособие. 1-е изд. СПб.: «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2013. – 224 с.

18. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. – 376 с.

· Астахов А. Эволюция ладогармонической системы в произведениях Скрябина // Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке. М., 1989. Вып. III.

· Бандура А. Скрябин и новая научная панорама ХХ века // Музыкальная академия. 1993. № 4.

· Бандура А. Мистический опыт А. Скрябина // Русская музыкальная культура XIX – начала XX века. Сб. трудов. Вып. 123. – РАМиГ, М., 1994. С. 42 – 78.

· Бараш Е., Урбах Т. Симфонии Альфреда Шнитке. Мысли композитора «Аналитический комментарий». Уч. пособие. – М.: Изд. «Композитор», 2009. – 248 с. В книге рассматриваются проблемы стиля, формы, композиторской техники, а также приводится периодизация творчества.

· Берков В., Степанов А. Задачи по гармонии. – М., 1973.

· Берков В. Гармония Бетховена. Очерк первый. – М.: Изд. «Музыка», 1975. – С. 7 – 18.

· Берков В. О гармонии Бетховена // Бетховен. Сборник статей. Вып. 1. – М.: «Музыка», 1971. – С. 298 – 332.

· Бершадская Т. О гармонии Рахманинова // Бершадская Т. С. Статьи разных лет: Сб. ст. - СПб.: Изд. «Союз художников», 2004. –С. 90 – 117.

· Бершадская Т. Функции мелодических связей в современной музыке // Критика и музыкознание. Сб. статей. Вып.2. -Л.: «Музыка», 1980. – С. 16 – 23.

· Бершадская Т. О монодийных принципах мышления Шостаковича // Бершадская Т. С. Статьи разных лет: Сб. ст. - СПб.: Изд. «Союз художников», 2004. – С. 140 – 147.

· Бершадская Т. Гармония как элемент музыкальной системы. - СПб.: «Ut», 1997. – 192 с.

· Браудо И. Артикуляция (о произношении мелодии). Изд. 2-е. Л.: «Музыка», 1973. – 198 с.

· Бромлей К., Темерина Н. Русские народные песни: Сборник для чтения с листа в курсе сольфеджио. М., 1972.

· Булез П. Музыкальное время // Homo musicus ’95: Альманах музыкальной психологии. МГК им. Чайковского. М., 1995. – С. 66 – 76.

· Булез П. Шенберг мертв // Музыка. Миф. Бытие. Сборник статей. – М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 1995. – С. 36 – 47.

· Булез П. Творчество, техника и язык // Homo musicus ’99: Альманах музыкальной психологии. МГК им. Чайковского. М., 1999. – С. 55 – 60.

· Веберн А. Лекции о музыке. Письма. Пер. с немецкого В. Шнитке. М.: Музыка. 1975. – 143 с.

· Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб.: Мифрил, 1994.- 398 с.

· Власова Н. Творчество Арнольда Шенберга. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 528 с.

· э Власова Н. Александр Цемлинский. Жизнь и творчество. – М.: Научно-изд. центр «Московская консерватория», 2014. – 416 с. Книга об австрийском композиторе (годыжизни:1871 – 1942), ровеснике С. Рахманинова, включает биографические и аналитические главы.

· Воробьев И. Русский авангард и творчество Александра Мосолова 1920-х – 1930-х годов. – СПб.: Редакционно-издательский отдел Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, 2001. – 291с. В книге имеется хронологическая таблица важнейших событий в искусстве, культуре, общественно- политической жизни Советской России и творческой биографии А. Мосолова.

· Гаспаров Б. Пять опер и симфония: Слово и музыка в русской культуре. – М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2009. – 320 с. Автор раскрывает иной взгляд на роль русской музыки в общекультурном контексте российской истории XIX – нач. XX веков.

· Гершкович Ф. О музыке. М.: Изд. «Советский композитор», 1991. – 350 с.

· Григорьева Г. Николай Сидельников. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Научно-изд. центр «Московская консерватория», 2014. – 176 с.

· Гончаренко С. Принцип симметрии в русской музыке: Очерки. – Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 1998. - 72с.

· Гуляницкая Н. Введение в современную гармонию. М.: «Музыка», 1984. – 256 с.

· Гуляницкая Н. Эволюция тональной системы в начале века // Русская музыка и ХХ век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры ХХ века. – М.: Гос. Ин-т искусствознания Мин. Культуры РФ, 1997. – С. 461 – 496.

· Гуляницкая Н. Русская музыка: становление тональной системы. XI – XX вв.: Исследование. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 384 с.

· Гусева А. Гармония как фактор стиля И. Брамса // Проблемы высотной и ритмической организации музыки / Труды ГМПИ им. Гнесиных. М., 1980. Вып. 50.

· Гусева А. О стилевой роли уменьшенного септаккорда в музыке И. Брамса // Брамс. Черты стиля. ЛОЛГК им. Н.А. Римского-Корсакова, Л., 1992.

· Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М., 1986.

· Должанский А. О ладовой основе сочинений Шостаковича (1947) // Черты стиля Шостаковича. - М.: «Советский композитор», 1962. – С. 24 – 42.

· Друскин Я. О риторических приемах в музыке И. С. Баха. – СПб.: «Северный Олень», 1999. – 128 с.

· Дьячкова Л. О главном принципе тонально-гармонической системы Стравинского (система полюсов) // И.Ф. Стравинский. Статьи и материалы. М., 1973.

· Дьячкова Л. Додекафония и вопросы гармонического анализа // Современная музыка в теоретических курсах вуза / Труды ГМПИ им. Гнесеных. М., 1981. Вып. 51. – С. 68 – 89.

· Зейфас Н. «Музыка для живых» - рубежное сочинение Канчели // Ручьевская Екатерина Александровна. К 90-летию со дня рождения: Сборник статей. – СПб.: Композитор•Санкт-Петербург, 2012. – С. 79 – 96.

· Ивашкин А. Чарльз Айвз и музыка ХХ века. – М.: «Советский композитор», 1991. – 455 с.

· Кац Б. Музыкальные ключи к русской поэзии: Исследовательские очерки и комментарии. – СПб.: «Композитор», 1997. – 197 с.

· Кейдж Джон. К 90 – летию со дня рождения: материалы научной конференции. Серия: Научные труды Московской гос. Консерватории № 46. – М.: Научно-изд. центр «Московская консерватория», 2004. – 174 с.

· Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII-нач. XIX века. Ч. 2: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. Монография. – М.: «Композитор», 2007. – 224 с.

· Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII –нач. XIX века. Ч.3. – М.: Композитор, 2007. – 377 с.

· Кириллина Л. Бетховен. Жизнь и творчество. В 2-х т.: Т. 1. – М.: Научно-изд. центр «Московская консерватория», 2009. – 536 с.

· Кириллина Л. Бетховен. Жизнь и творчество. В 2-х т.: Т. 2. – М.: Научно-изд. центр «Московская консерватория», 2009. – 596 с.

· Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века. - М.: Музыка, 1976. – 365 с. - Справочный раздел: с. 317 – 365.

· Композиторы о современной композиции. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. - 356 с.

· Кон Ю. Об одном свойстве вертикали в атональной музыке // Музыка и современность. М., 1971. Вып. 7.

· Кон Ю. О некоторых особенностях мелодики поздних сочинений Листа // Избранные статьи о музыкальном языке. - СПб.: Композитор, 1994.- С. 117 – 131.

· Корндорф Николай. Материалы. Статьи. Воспоминания.- М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015. – 296 с. Книга посвящена одной из ключевых фигур отечественной музыки последней трети ХХ в. (1947 – 2001). В книгу входят статьи о Корндорфе, тексты самого композитора, а также приводится полный список его произведений.

· Кривицкая Е. История французской органной музыки. Очерки. Второе издание, допол., испр. – М.: Изд-во «Композитор», 2010. – 336 с.

· Кудряшов А. Об особенностях ладогармонического устройства «Сада радости и печали» С. Губайдулиной // Музыка. Язык. Традиция: Сборник научных трудов. ЛГИТМиК, Л., 1990. Вып. 5. С. 179 -191.

· Кудряшов Ю. Сонорно-функциональная основа музыкального мышления // Музыка. Язык. Традиция: Сборник научных трудов. ЛГИТМиК, Л., 1990. Вып. 5. С. 60 – 67.

· Кузнецов И. О взаимодействии принципов контрапункта и гармонии в музыке Палестрины и Лассо //Русская книга о Палестрине: К 400-летию со дня смерти. – М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2002. С. 70 – 85.

· Куницкая Р. Пьер Булез: Теоретические концепции тотальной серийности и ограниченной алеаторики // Современные зарубежные музыкально-теоретические системы: Сб. трудов, вып. 105. – М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1989. – С. 88 – 104.

· Курбатская С., Холопов Ю. Пьер Булез. Эдисон Денисов. Аналитические очерки. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 366 с.

· Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. Пер. с немецкого Г. Балтер. М.: Музыка, 1975. – 544 с.

· Ландовска В. О музыке: Пер. с англ. – М.: Радуга, 1991. – 438 с.

· Лотман Ю. О поэтах и поэзии. – С.-Петербург: «Искусство – СПБ», 1996. – 848 с.Следует обратить внимание на первый раздел книги «Анализ поэтического текста» и второй раздел, связанный с анализом поэзии от М. Ломоносова до И. Бродского.

· Лотман Ю. Об искусстве. – С.-Петербург: «Искусство –СПБ», 1998. 704 с. Книга включает монографии «Структура художественного текста» и «Семиотика кино и проблемы киноэстетики».

· Мазель Л. Проблемы классической гармонии. - М.: Музыка, 1972. - 616 с.

· Медушевский В. Интонационная форма музыки. –М.: «Композитор», 1993. – 268 с.Исследование посвящено целостной концепции художественной формы музыки.

· Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 2010. – 254 с. В исследовании рассматриваются внутренние закономерности строения музыкальных произведений, связанные с воплощением художественного содержания и воздействия музыки на слушателя.

· Меркулов А. «Эпоха уртекстов» и редакции фортепианных сонат Бетховена // Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 2.

19. Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Сб. 19. М., 1997.

· Мийо Д. Арнольду Шенбергу к 70-летию со дня рождения // Альманах музыкальной психологии ’99. М., 1999. –С. 175 – 180.

· Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И. С. Баха и особенности его исполнения. – М.: «Классика-XXI». 2001. – 352 с.

· Михайлов А. Вольфганг Амадей Моцарт и Карл Филипп Мориц, или о видении слухом // Проблемы творчества Моцарта. Науч. Тр. Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сб. 5. – М.: НТЦ «Консерватория», 1993. – С. 60 – 71.Автор останавливается на соотношении двух понятий Ṻbersehen и Ṻberhὂren.

· Михайлов А. Проблема характера в искусстве: живопись, скульптура, музыка // А. В. Михайлов. Языки культуры. Уч. пособие по культурологии. М.: «Языки русской культуры», 1997. С. 211 – 268.

· Михайлов А. Надо учиться обратному переводу // А. В. Михайлов. Обратный перевод. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 14 -18.

· Монсенжон Б. Рихтер. Диалоги. Дневники. – М.: Классика-XXI, 2002. – 480 с.

· Мясоедов А. О гармонии русской музыки (Корни национальной специфики). – М.: Прест, 1998. – 142 с.

· Мысли о Бетховене. – М.: Классика – ХХI, 2010. – 144 с. Высказываются: А. Рубинштейн, Г. Нейгауз, К. Игумнов, М. Юдина, С.Фейнберг, С. Рихтер, Э. Гилельс.

· Нейгауз Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. Изд. второе, испр. и доп. – М.: «Советский композитор», 1983. – 526 с.В книге имеется указатель имен: с. 498 – 523.

· От Гвидо до Кейджа: Полифонические чтения. Сб. статей по материалам науч. конф. 24 фев. 2005 г. – М.: Изд. НПФ «ТС – ПРИМА», 2006. – 390 с.

· Паисов Ю. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов ХХ века. - М.: Изд. «Советский композитор», 1977. – 398 с.

· Переверзева М. Джон Кейдж: жизнь, творчество, эстетика: монография. – М.: Русаки, 2006. – 336 с.

· Эта книга первая монография на русском языке о творчестве Дж. Кейджа (19121 – 1992).

· Переверзева М., Сапонов М., Сигида С. Музыкальная культура США ХХ века. – М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2007. – 480 с. Исторические очерки посвящены разным видам и жанрам традиционной музыки, творчеству ведущих американских композиторов ХХ века.

· Петри Э. К проблеме народного в творчестве Иоганна Себастьяна Баха // Традиции И. С. Баха в современной культуре: музыка, литература, живопись, кино. – Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2008. – С. 42 – 47.

· Петрусева Н. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции: Исследование. – Москва – Пермь: «Реал», 2002. – 352 с.

· Поляков В. Девятая соната для фортепиано Б. Тищенко: Анализ, вопросы интерпретации // Актуальные вопросы исполнения современной фортепианной музыки. СПб., 1996.

· Пэрриш К., Оул Дж. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха. Пер. с англ. Л.: «Музыка», 1975. – 215 с.

· Рагс Ю. Акустические знания в системе музыкального образования: Очерки. – Рязань: литера М, 2010. – 336 с.

· Рети Р. Тональность в современной музыке. Л., 1968.

· Римский-Корсаков Н. Практический учебник гармонии / Под ред. М. Штейнберга. М., 1924.

· Рукавишников В. Полифония Моцарта. Комментированная хрестоматия. – М.: «Музыка», 1981. – 111 с.

· Русская книга о Палестрине: К 400-летию со дня смерти. Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 33. – М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2002. – 288 с.

· Селицкий А. Николай Каретников. Выбор судьбы. Монография. – М.: Изд. «Композитор», 2011. – 336 с.

· Сигида С. Музыкальная культура США конца ХVIII – первой половины ХХ века. Становление национальной идентичности. Очерки. – М.: Изд. «Композитор», 2012. – 504 с. В книге также рассматривается музыка США второй половины ХХ века – послевоенный авангард в лице ДЖ. Крама, минимализм – через творчество С. Райха, Ф. Гласса.

· Сигитов С. Духовный строй музыки Белы Бартока. Философско-аналитическое исследование. – СПб.: «Сударыня», 2003. – 256 с.

· Симоненко В. Мелодии джаза: Антология. Киев, 1984. – 305 с.

· Скребкова -Филатова М. У истоков музыкальной живописности в творчестве венских классиков (на примере Моцарта) // Проблемы творчества Моцарта. Науч. Тр. Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сб. 5. – М.: НТЦ «Консерватория», 1993. – С. 103 – 113.

· Способин И. Лекции по курсу гармонии. - М.: «Музыка», 1969. – 243 с.

· Стравинский И. Хроника. Поэтика. – М.: РОССПЭН, 2004. – 368 с.

· Тюлин Ю. Учение о гармонии. Изд. 3-е. – М.: Музыка, 1966. – 224 с.

· Тюлин Ю. Параллелизмы в музыкальной теории и практике. Л., 1938.

· Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: «Прогресс», 1993. - 324с.

· Флоренский П. Имена. Метафизика имен в историческом освещении. Имя и личность // Флоренский П. Собр. Соч.: В 4 тт. Т. 3 (2), М., 1999.

· Холопов Ю. Современные черты гармонии Прокофьева. - М., 1967.

· Холопов Ю. Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана // Музыка и современность. М., 1971. Вып. 7.

· Холопов Ю. Понятие модуляции в связи с проблемой соотношения модуляции и формообразования у Бетховена //Бетховен. Сборник статей. Вып. 1. – М.: «Музыка», 1971. – С. 333 -369.

· Холопов Ю. Гармония. Практический курс. Ч. 1. Гармония эпохи барокко. Гармония эпохи венских классиков. Гармония эпохи романтизма. Второе изд., испр. и доп.- М.: Издательский Дом «Композитор», 2005. - 472 с.

· Холопов Ю. Гармония. Практический курс. Ч. 2. Гармония ХХ века. Второе издание, испр. и доп. – М.: Издательский Дом «Композитор», 2005. – 623 с.

· Холопов Ю. Николай Рославец: волнующая страница русской музыки // Рославец Н. Сочинения для фортепиано. М., 1989.

· Холопов Ю. О системе гармонии Стравинского // И. Ф. Стравинский: Сб. статей. Научные труды Московской консерватории. Сб. 18. – М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 1997. – с. 27 – 46.

· Холопов Ю. Техники композиции Николая Рославца и Николая Обухова в их отношениях к развитию двенадцатитоновой музыки // Музыка ХХ века. Московский форум. Материалы международных научных конференций. – Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 25. - М., 1999. – С. 75 – 93

· Холопова В. О линеарно-мелодическом мышлении композиторов ХХ века // Критика и музыкознание. Сб. статей. Вып. 2. - Л.: «Музыка», 1980. – С. 23 – 35.

· Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. - М.: «Советский композитор», 1990. – 350 с.

· Холопова В. Параметр экспрессии в музыкальном языке Софии Губайдулиной // Музыка ХХ века. Московский форум: Материалы международных научных конференций. – Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 25. - М., 1999. – С. 153 – 160.

· Холопова В. Формы музыкальных произведений. Уч. пос. 4-е изд., испр. – СПб.: Изд. «Лань»; Изд. «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2013. – 496 с.

· Цивинская Н. Риторические фигуры в прелюдиях и фугах Хорошо темперированного клавира И. С. Баха: Уч. пособие. Изд. 3-е. – СПб.: Санкт-Петербургская консерватория, 2006. – 42 с.

· Чайковский П. Руководство к практическому изучению гармонии. - М., 1914.

· Чинаев В. Додекафонно-сериальное произведение: стиль и исполнительская поэтика // Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 2. / Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Сб. 19. М., 1997.

· 117. Шенберг А. Стиль и мысль.Статьи и материалы. – М.: Издательский Дом «Композитор», 2006. – 528 с.

· Широкова В. Мечта и греза в музыкальной поэтике Моцарта // Ручьевская Екатерина Александровна. К 90-летию со дня рождения: Сборник статей. – СПб.: Композитор•Санкт-Петербург, 2012. – С. 383 – 420.

· Шнитке А. Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского // И.Ф. Стравинский. Статьи и материалы. М., 1973.

· Шнитке А. Статьи о музыке. – М.: Издательский Дом «Композитор», 2004. – 408 с.

· Штокхаузен К. Структура и время переживания // Альманах музыкальной психологии ′95. – М: Московская государственная консерватория, 1995. - С.76 – 94.

· Шульгин Д. Теоретические основы современной гармонии. М., 1994.

· Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Том 1. Чувство кино. – М.: Музей кино, «Эйзенштейн-центр», 2004. – 687 с.

· Юдина М. Лучи Божественной Любви. Литературное наследие. М. – СПб.: Университетская книга, 1999. – 815 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: