Кроссмедиа и качественный журнализм
Tempus-Nr.:530599-TEMPUS-1-2012-1-DE-TEMPUS-JPCR
Требования к магистрам “Качественный журнализм” и университетам в Молдавии и Украине
Проект ЕС „Кроссмедиа и качественный журнализм“ (CuQ) модернизирует курсы журналистики и коммуникативистики в Молдавии и Украине, принимая во внимания изменения в СМИ и возникающие в связи с этим требования. Целью является увеличение шансов трудоустройства выпускников со степенью магистра «Качественный журнализм», а также создать основу для признания дипломов выпускников по всей Европе и для программ по обмену в рамках ЕС.
При заполнении данной анкеты студенты будут привлечены к созданию будущей учебной программы. Участие анонимно, и не в последнюю очередь, в Ваших интересах.
Большое спасибо за поддержку!

Инструкции по заполнению анкеты
На этом листе находятся темы, с которыми Вы рано или поздно сталкиваетесь в процессе учебы. К каждой теме мы составили вопросы.
Дайте, пожалуйста, ответ для каждого высказывания, согласны ли вы с ним:
• Оценка 1 обозначает, что Вы „не согласны“ или это „неверно“.
• Оценка 5 обозначает, что Вы „полностью согласны“ или это „абсолютно верно“.
• Если вопрос Вам неизвестен или Вас не касается, поставьте крестик в правом окошке „Нет мнения“.
• В каждом вопросе допускается несколько ответов.

Профессия и цели
1) Изучение журналистики/коммуникативистики и родственных дисциплин подготавливает к работе в сфере СМИ или работе, косвенно связанной с СМИ. Какая область СМИ является Вашей профессиональной целью?
| Неверно |
| абсолютно верно | Я не могу судить | ||||
| a) Журнализм | X | ||||||
| b) PR и реклама | |||||||
| c) Менеджмент СМИ / маркетинг | |||||||
| d) Наука / исследования | |||||||
| e) работа вне СМИ |
2) Издательство, радио, телевидение, интернет, социальные СМИ – мир СМИ претерпевает изменения и требует все более высокую квалификацию. Что Вы думаете – содержание каких из преподаваемых Вам курсов соответствует требованиям, выдвигаемым в последующей профессиональной деятельности?
| Вообще не соответствует |
| полностью соответсвует | Нет мнения | ||||
| a) … Журнализм | x | ||||||
| b) … PR и реклама | X | ||||||
| c) … Менеджмент СМИ / маркетинг | |||||||
| d) … Наука / исследования | X | ||||||
| e) … работа вне СМИ | X |
профессия и квалификация
3) Профессии СМИ требуют обширных знаний. Особенно это касается журнализма, который занимается повседневной жизнью и обществом. По Вашему мнению, какой из видов передачи знаний наиболее походит?
| Вообще не подходит |
| полностью подходит | Нет мнения | ||||
| a) лекции | |||||||
| b) теоретические семинары | |||||||
| c) практические упражнения | X |
4) Насколько важно, по Вашему мнению, владение следующими компетенциями для профессии журналиста?
| Вообще не важно |
| абсолютно важно | Нет мнения | ||||
| a) журналистское производство | x | ||||||
| b) журналистские формы представления | X | ||||||
| c) исследование / Журналистские расследования | X | ||||||
| d) статистика | X | ||||||
| e) языки | X | ||||||
| f) исследования коммуникации (методы) | X | ||||||
| g) коммуникативистика | X | ||||||
| h) Исследование журналистики | X | ||||||
| i) национальная система СМИ | X | ||||||
| j) международные системы СМИ | X | ||||||
| k) теории общественности и СМИ | X | ||||||
| l) политические теории | |||||||
| m) национальная политическая система | X | ||||||
| n) международная политическая система | X | ||||||
| o) политические системы в сравнении | X | ||||||
| p) журнализм, СМИ и право | X |
5) Давайте рассмотрим практическое образование. Какой вид профессионального опыта (практика/работа) в журнализме во время учебы Вы считаете особенно полезным?
| Совсем неполезно |
| абсолютно полезно | Нет мнения | ||||
| a) Практическая мастерская в рамках университета | |||||||
| b) Выбранная кафедрой редакция | |||||||
| c) самостоятельно выбранная редакция | X |
6) Если бы Вы хотели набраться практического опыта (практика/работа) в редакции во время обучения – содержание каких курсов из перечисленных ниже было бы полезным?
| Совсем неполезно |
| абсолютно полезно | Нет опыта | ||||
| a) журналистское производство (издательство/радио /телевидение/Online) | X | ||||||
| b) журналистские формы представления (новости/ репортаж / интервью …) | |||||||
| c) исследование / Журналистские расследования (проверка источников/ журналистская этика) | |||||||
| d) знание языков | X | ||||||
| e) знание аудитории | X | ||||||
| f) история, будущее, тренды профессии | |||||||
| g) знание медиаландшафта | |||||||
| h)знание международных СМИ | X | ||||||
| i) общественное задание прессы | |||||||
| j) знание политики | X | ||||||
| k) Знание прав на информацию | X |
7)Считаете ли Вы достаточным практическое предложение в Вашем университете (упражнения/семинары)? (Если Вас это не касается, поставьте крестик в окне «нет опыта».)
| неверно |
| верно | Нет опыта | ||||
| a) Предложение в области журнализма достаточное | x | ||||||
| b) предложение в области PR / реклама достаточное | X | ||||||
| c) предложение в области менеджмента СМИ достаточное | X |
8) Журнализм – ремесло с собственными инструментами. Регулярно ли поднимаются и обсуждаются следующие темы?
| Вообще не обсуждаются |
| полностью разъясняются | Мне не известно | ||||
| a) достоверность | X | ||||||
| b) независимость от государства | X | ||||||
| c) журнализм как четвертая власть | X | ||||||
| d) права на информацию журналиста | X | ||||||
| e) факторы новостей (Galtung / Ruge) | X | ||||||
| f) Формула Ласвела (Lasswell) | X | ||||||
| g) самоцензура | X |
9) Как Вы оцениваете следующие высказывания?
| Не согласен |
| полностью согласен | Нет мнения | ||||
| a)реклама – тоже хорошая новость | x | ||||||
| b) следует избегать критических статей | X | ||||||
| c) Работа публицистов и журналистов практически не отличается | X | ||||||
| d) журналист служит обществу | X | ||||||
| e) США неинтересны – очень далеко | X | ||||||
| f) журналист должен знать своих читателей | X |
Работа и будущее
10) Журналисты сегодня – репортеры газет, телепродюсеры и онлайн-модераторы в одном лице: во всей Европе будущее журнализма кроссмедийно. Какие из следующих кроссмедийных компетенций уже сейчас преподаются Вам?
| неверно |
| абсолютно верно | Не могу судить | ||||
| a) многоканальная публикация | X | ||||||
| b) Кросс-медийное повествование | X | ||||||
| c) редакционный маркетинг / исследования использования СМИ | X | ||||||
| d) Социальные медиа в Web 2.0 | X | ||||||
| e) кроссмедийная разработка продукта | X | ||||||
| f) безопасность в Интернете и права в Интернете | X |
11) Оцифровка приводит к изменению профессии журналиста: все равно, газета или телевидение, журналист и публика – разделение было вчера, сегодня - взаимодействие. Какие из кроссмедийных компетенций будут, по Вашему мнению, важны для образования журналистов завтра?
| неважно |
| абсолютно важно | Не могу судить | ||||
| a) многоканальная публикация | X | ||||||
| b) Кросс-медийное повествование | |||||||
| c) Социальные медиа в Web 2.0 | |||||||
| d) мобильная коммуникация | |||||||
| e) редакционный маркетинг / исследования использования СМИ | |||||||
| f) кроссмедийная разработка продукта | |||||||
| g) безопасность в Интернете и права в Интернете |
12) печать, радио, телевидение, фотография, социальные медиа. Кроссмедийная публикация требует знания различных инструментов (Soft- Hardware). Какие инструменты регулярно применяются в Вашем обучении?
| неверно |
| абсолютно верно | Не могу судить | ||||
| a) настольная издательская система Desktop Publishing (DTP) /InDesign | x | ||||||
| b) допечатная подготовка / Acrobat | X | ||||||
| c) фотография | X | ||||||
| d) обработка изображений / Photoshop | x | ||||||
| e) иллюстрация, графика / Illustrator | |||||||
| f) Веб-дизайн / удобство использования | |||||||
| g) Подготовка радиопрограмм / аудиомонтаж | X | ||||||
| h) подготовка телепрограмм / камера / монтаж | X | ||||||
| i) подготовка Web-публикаций / блог / социальные медиа | X | ||||||
| j) редакционный менеджмент | X |
13) Какие технические знания и навыки будут важны в будущем для производства кроссмедийных медиапродуктов?
| неважно |
| абсолютно важно | Не могу судить | ||||
| a) настольная издательская система Desktop Publishing (DTP) /InDesign | X | ||||||
| b) допечатная подготовка / Acrobat | |||||||
| c) фотография | |||||||
| d) обработка изображений / Photoshop | X | ||||||
| e) иллюстрация, графика / Illustrator | |||||||
| f) Веб-дизайн / удобство использования Usability | |||||||
| g) программирование | X | ||||||
| h) журнализм с использованием баз данных / Визуализация данных Database journalism | |||||||
| i) Web-продукция / мобильная публикация | X | ||||||
| j) Подготовка радиопрограмм / аудиомонтаж | X | ||||||
| k) подготовка телепрограмм / камера / монтаж | X | ||||||
| l) редакционный менеджмент |
14) Техника – не самоцель. Исследование журналистики исходит из того, что журналистское качество не зависит от канала публикации. Какие факторы, по Вашему мнению, влияют позитивно на качество?
| неважно |
| абсолютно важно | Не могу судить | ||||
| a)сбор разносторонней информации | x | ||||||
| b) умение отличить новость от рекламы | |||||||
| c) быть нейтральным наблюдателем | X | ||||||
| d) учитывать общественное мнение | |||||||
| e) сохранять независимость | X | ||||||
| f) избегать удобства | |||||||
| g) излагать комплексно |
Демографические данные
Эта анкета обрабатывается анонимно. В завершении нам необходимо получить некоторые данные для статистики. Пожалуйста, здесь выбирайте только один вариант ответа
| 15) Какого Вы пола? | Женский | мужской |
| x |
| 16) Сколько Вам лет? |
17)Какую специальность Вы изучаете, где?
| Молдавия – Государственный университет Молдавии Бакалавр Журналистика | |
| Молдавия – Государственный университет Молдавии Магистр Коммуникативистика | |
| Молдавия – Европейский университет Молдавии Бакалавр Журналистика | |
| Молдавия – Европейский университет Молдавии Магистр Коммуникативистика | |
| Молдавия – Свободный университет Молдавии Бакалавр Журналистика | |
| Украина - университет Черновцы Бакалавр Журналистика | |
| Украина - университет Черновцы Магистр Журналистика | |
| Украина - университет Черновцы Бакалавр Журналистика печати и редактирование | |
| Украина - университет Днепропетровск Специалист Журналистика | |
| Украина - университет Днепропетровск Магистр Журналистика |
| Украина - университет Одесса специалист Журналистика | |
| Украина - университет Одесса Магистр Журналистика | |
| Украина - университет Одесса Специалист Реклама и связи с общественностью | |
| Украина - университет Одесса магистр Реклама и связи с общественностью | |
| Украина - университет Одесса Специалист медиакоммуникации | |
| Украина - университет Одесса магистр медиакоммуникации | |
| Украина – университет Симферополь Бакалавр Журналистика | X |
| Украина – университет Симферополь Магистр Журналистика | |
| Украина – университет Сумы специалист Журналистика | |
| Украина – университет Сумы Бакалавр Журналистика | |
| Украина – университет Сумы Магистр Журналистика | |
| Украина – университет Сумы Бакалавр Реклама и связи с общественностью | |
| Украина – Педагогический университет Тернополь Бакалавр Журналистика | |
| Украина – Педагогический университет Тернополь Магистр Журналистика | |
| Прочее |
18) Хотите ли высказать какие-либо замечания по этому опросу или добавить что-то для лучшего понимания Ваших ответов?

Большое спасибо, что Вы нашли время для ответов на вопросы этой анкеты. Ваш вклад служит слиянию и гармонизации университетского образования и стандартов в Европе..

Impressum:
Universität Passau
Lehrstuhl für Kommunikationswissenschaft, 2013
EU-Projekt TEMPUS IV „Crossmedia und Qualitätsjournalismus“
Dipl.-Journ. Univ. Ralph Kendlbacher, Projektleiter
Deutschland