в Шалакушу за росписями.




В июне я сломал руку и сломал неудачно - все планы на лето накрылись медным тазом… Пришлось сдавать билеты в Карелию и целый месяц лезть на стены от боли. Но проходит всё, срастаются и кости - в начале августа мне вытащили спицы, и до сентября жизнь намечалась вполне спокойной. Как вдруг навалилась такая тоска, такая тоска! И я понял, что обязательно нужно куда-нибудь съездить, но куда?!.. Маршрут не должен был быть сложным. С одной работающей рукой горы не свернёшь, нельзя удаляться далеко от ж/д, постараться обойти возможные сложности с ночлегом… И сама собой закрутилась шальная мысль: а не съездить ли мне по росписям? Достал атлас - есть интересные точки в Няндомском и Вельском районах. Вполне приемлемо: недалеко от посёлков, близко от железной дороги, никакого особого экстрима…

Судя по книге Ольги Севан «Росписи жилых домов Русского Севера»[1] в Няндомском районе ловить особенно нечего. Вскользь она упоминает про какой-то дом на реке Лимь на фронтоне которого заметен выцветший рисунок каких-то солдат. Но сколько я не опрашивал людей, бывавших в тех местах, никто ничего подобного вспомнить не мог. Удалось даже списаться с женщиной из Няндомы, которая увлекается подобными рисунками. Но и её вердикт был схож: ничего подобного там нет. Она прислала мне несколько фото свесов кровель с незамысловатыми цветами и пару фото домов интересных в архитектурном отношении, что подтверждало её увлечённость, но не отменяло общего вывода: ничего там особо нет. И не удивительно: Севан собирала свои материалы ещё в 1970х годах, с тех пор не то, что домов, деревень некоторых не осталось!

Помогла случайность. В вк-группе «НА СЕВЕРЕ РУССКОМ…» https://vk.com/nasevererusskom были опубликованы несколько образцов домовой росписи, что вызвало большой интерес членов группы. Присылали они и фото. Так, на одной были изображены какие-то графические фигуры, напоминающие солдат. Адрес: село Ступинское Няндомского района. Это как бы и Лимь, но и не Лимь, севернее километров на 100. Поискал по интернету и нашёл малолюдную группу во вконтакте «Ступинская» https://vk.com/club56697283. На стене задал вопрос и получил неожиданный ответ: фотографии и «солдат», и ещё львов! Так я познакомился с администратором вк-групп «Ступинская» и «Шалакуша» https://vk.com/club14216963, Андреем. Выяснил много интересного. Во-первых, дома с рисунками там есть и кроме этих. Во-вторых, и Шалакуша, и куст деревень Ступинская - это своеобразный тупик, куда можно добраться либо на ж/д, либо на машине из Няндомы. Автобусы не ходят. Попутки редки, но есть. Вот туда я и собрался поехать со своей нерабочей рукой. Ехать, конечно, пришлось одному - никто бы не смог отпроситься с работы в такой короткий срок, да и чего душой кривить - ни одного человека этими росписями я так заинтересовать и не смог.

Решил ехать через Питер. Собрал рюкзак и аппаратуру, купил бутылочку, со всеми простился и поехал... Поезд мой прибыл на станцию в 8 утра. Окружающий вид не внушил особого оптимизма: серое утро в сером посёлке при железнодорожной станции. Спросил у мужиков дорогу на Няндому. Куда махнули рукой, туда и пошёл. Прошёл жилые дома, какую-то лесопилку, какие-то склады и сел на брёвнышко ждать. Ждал больше часа. Тормознул лесовозный КАМАЗ. Шофёр - здоровенный мужик Дима, дорога - в достаточной степени нормальная, но разбитая гравийка, ехать - 30 км. Подпрыгивая на ухабах, завели разговор, до женщин дойти не успели и поэтому проговорили про работу: сравнили зарплаты, расходы, цены…. Вывод: жить можно, но надо работать.

А вот и выходить пора. Я достал 100 рублей и протянул Диме. Сказать, что он обиделся, будет неправдой: он просто не понял. Мне стало очень неловко, но я замахал руками и сбивчиво начал объяснять, что я не москвич, что вопрос тут не денежный, а человеческий. Что эти 100 рублей я ему даю даже не в знак благодарности, а что бы вечерком он купил на них пиво и вспомнил обо мне… На том и порешили!

Взвалив на себя рюкзак, я поспешил к ближайшим домам: именно в этом селе Верала, в деревне Федосеевской, стоит дом с преинтересными львами. Смысловым центром села является полуразвалившаяся деревянная церковь, но направился я не к ней, а вдоль деревни. Почти сразу наткнулся на дом с нарисованными кругами на выносах кровли и написанной краской датой «1913г.» Щёлкнул и поспешил дальше. А вот и те львы!!! Я знал что увижу, но фото, конечно, не передают атмосферу истинного ощущения от находки. Дом отличался от соседних - он в своё время был изрядно приукрашен не только рисунками, но и резьбой и интересными причелинами[2]. Рядом с этим домом, по рассказу Андрея, стоит ещё один - с лошадьми. Там рисунки попроще, но по-своему тоже примечательны. Пофоткав и то, и другое я пошёл к магазину, благо он уже открылся. Купил пива, анчоусов и какой-то несчастный пирожок.

Буквально рядом с магазином стоит церковь. Церковь поздняя - конец 19-начало 20 века. Вроде обычная. Но присмотревшись я обнаружил у неё уникальнейший алтарный прируб - сам он представляет из себя широкий (чуть шире и ниже чем молельное помещение) прямоугольник, по центру которого сделан маленький трёхгранный выступ с окошками в подражание каменным храмам. Вроде и повторяет обычные формы, но нигде ранее я в деревянном зодчестве подобного не видел! Получается, что алтарь семигранный! Ну чудеса просто!!! Зашёл внутрь - ходить там буквально страшно и опасно, но ведь интересно посмотреть. Голые стены, рухнувший потолок… Наступив на прогнившую доску, провалился по пояс в подпол. Чертыхаясь, выбрался и поскорее вышел наружу. Болела нога, но без последствий. Неожиданно ко мне подбежали две добродушные собаки зловещего вида и стали ко мне ластиться в меру своего умения. Это было много страшнее, чем если бы они на меня лаяли и кидались. В руках у меня оставались анчоусы - предложил новым друзьям. Думал, что не будут они жрать эту рыбку, но только за ушами трещало. Высыпав всё, что там осталось, поспешно удалился с этого пиршества духа.

Теперь всё самое интересное я уже видел, и пришло время пофотографировать дома уже всерьёз со штатива.

Это вызвало некоторый интерес местного населения - ко мне подходили и задавали однотипный вопрос: «Какой, собственно, хренью ты тут занимаешься, мил человек?!» Я всё растолковывал, мы задавали друг другу дежурные вопросы и расставались довольные друг другом…. Но одной милой бабульке дежурных вопросов показалось мало и разговор вышел за их границы. Поболтав о том и о сём, я решил извлечь из своего респондента пользу и задал несколько вопросов. Оказалось, что дом этот расписывал, действительно, местный художник, что львы есть ещё в Осковской через реку, что в Федосеевской там дальше по улице, да, есть ещё дом с чем-то намалёванным.

Пошёл по улице, посматривая по сторонам. Один дом выделялся оформлением замысловатыми барочными завитушками, а вот и рисунки какие-то! На брошенной избе, стоящей на параллельно улице, виднелись какие-то цветы и птицы… всё заросло травой и подхода нет. Пробившись через чертополох, подошёл к фасаду - на фронтоне в очень любительской манере нарисован букет цветов и как-то неуравновешенно кучно две птицы со странным аляповатым человечком. Виднелась и дата написанная краской: «1904 годъ», а так же загадочные буквы «с. д. К. О. О.Т.». Причём буквы «О» перечёркнуты волнистой горизонтальной линией… так может это «Фита»? Рисунки неказистые, но мимо такого пройти, конечно, нельзя! Да вот незадача: светит яркое солнце и жёсткие тени проходят прямо по рисунку. Ждал минут 40. На небе полно облаков, но все, как на беду, проходят мимо солнца. Плюнул и решил щёлкнуть так, о чём потом сильно жалел - цифра такой большой контраст не вытягивает. При рассмотрении через длиннофокусный зум, увидел, что маленькая птичка испещрена выбоинами - видать кто-то стрелял по ней из пневматической винтовки.

Ну всё, Федосеевскую я прошёл от края до края, теперь надо идти в Осковскую. Хотел зайти в магазин, да уже закрыли, прошёл мимо церкви и через пять минут был на месте. Меня ждало небольшое потрясение - сколько я не видел в своих путешествиях деревень, но такой красивой никогда! Дело было даже не в том, что с двух сторон мелкой и узкой речушки Лепши друг на друга смотрели ряды домов. А в том, что деревня имела просто поразительную сохранность! Есть много деревень и сёл, которые сохранились в своём историческом виде, но там палка о двух концах. Либо деревня брошена и гибнет, либо она изуродована, пусть даже единичным сайдингом и металлочерепицей... Но тут не было ничего похожего - деревня абсолютно живая и даже весёлая какая-то, нет мёртвых домов, все дома сохранили свои исторический вид (полная стая - жилая часть и хоздвор), баньки, ухоженные межутки[3], много двухэтажных домов - только убрать электростолбы и можно снимать историческое кино. Прямо-таки музей деревянного зодчества под открытым небом! И хотя все дома строены брусом[4], они не казались однообразными, а уж крыльцо-балкон на одном из домов я видел ранее именно только в музеях. В восторге прошёл вдоль реки, присматриваясь к фронтонам на обоих берегах, но никаких рисунков не было видно. Как вдруг на почерневших досках глаз выхватил какие-то пятна, подошёл ближе и батюшки святы -всадники!!! Рисунки видны плохо, но видны. С двух сторон слухового окна навстречу друг другу подняли на дыбы своих лошадей два кавалериста и чётко видная дата: «1923 год» А надо сказать, что изображения людей архиредчайшая вещь! По сути, в литературе описаны всего два дома с изображением человеческих фигур: на реке Пакшеньге. Есть ещё парочка карикатурных фигурок типа описанной мною выше и всё. А тут вот всадники, а рядом в Ступинской меня ждут «солдаты»! Ничего себе!!! Потратив с полсотни кадров, я поспешил на трассу, имея неотложной мысль как можно быстрее ехать дальше.

Перешёл Лепшу по мосту (на самом деле я долго стоял на нём и любовался видом - речушка делает небольшой изгиб, а по берегам её сплошь старинные дома, корова вброд перешла, собаки бегают, люди у воды что-то делают… идиллия!..) и сел на бревно ждать скорую машину. Ждал я её шесть часов и не дождался. Проехали две легковушки. Но меня не взяли - автотраффик тут неважный. И надо же - сижу тупо, вижу, что ничего не светит, но с места сдвинуться не могу, вдруг прямо сейчас подъедет моя судьба?! Не выдержал и пошёл по этому берегу реки, ежесекундно оглядываясь на дорогу, а вдруг? Увидел и сфотографировал огромный раскрашенный, двужирный дом[5], нашёл и львов, про которых говорила бабушка (видать на этой половине села она была последний раз в пору своей молодости, ибо львы выцвели так, что увидеть их можно было не по краске даже, которая давно осыпалась, а по структуре дерева, как-то сохранившей их силуэт), их и фотографировать было бессмысленно - не видны. Снял на видео вместе с панорамой Осковской и поспешил на дорогу. Никаких машин там, конечно, не было, но вот это дурацкое ожидание не позволило мне пройти всю деревню до конца…

Долго я сидел на бревне, строя планы на завтра: после Ступинской вернуться сюда, всё осмотреть. А потом положиться на судьбу, стать на трассе и поехать в ту сторону, куда возьмут: аль в Шалакушу, аль в сторону Няндомы. Тупо просидев эти шесть часов, я понял, что выбор придётся делать уже сегодня. Решил выйти на развилку и поехать в любую сторону, куда возьмут. Ну не хочет меня видеть у себя Ступинская, что ж делать?! Простоял на росстани ещё около часа, и вдруг подъехала машина и остановилась, и понял я, что хочет всё-таки видеть меня Ступинская - мужик ехал в ту сторону.

Разговорились... Вёз меня пенсионер из Шалакуши, ехал он к себе на дачу в деревню за семь километров до моей вожделенной цели, но пообещал довезти. Рассказывал про сейгод: грибов много, ягод, рыбы… Подвёз прямо к новой церкви, деньги за проезд брать отказывался, но взял. Рядом с церковью и мои «солдаты» -две человеческие фигуры в каких-то казённого вида сюртуках, один с бородой, другой с трубкой. У ног каждого ненавязчиво по льву - сильная аллегория. Расписан и низ кровель, деревянное солнце - хозяин в стародавние времена хотел сделать дом красивым! На соседнем доме тоже нарисованы львы, но совершенно в другой стилистике - среди цветов, изукрашенные. Художнику не хватило места, и он бесхитростно нарисовал продолжение хвостов на свесах.
Вечерело. Достал штатив и по-быстрому снял всё, что хотел. Так как меня больше особо тут ничего не держало, то решил попытаться выбраться назад на железную дорогу. Пошёл наперерез мимо новой церкви. О ней я ещё буду вести речь, но не могу не сделать отступления - как и большинство современных культовых построек из дерева, эта не опирается на классические образцы деревянного зодчества. Всегда меня это поражало: ну ладно у нас на курщине люди не знают, как выглядели лучшие образцы русской архитектуры, но здесь-то на Русском Севере, где была такая мощнейшая плотницкая традиция храмостроения, просто нелепо строить вот такие, непонятно откуда взявшиеся архитектурные формы, которые хоть и милы глазу, но значительно уступают своим воздействием древним образам. Рядом с храмом строят странную колокольню: низ её представляет какой-то домик-бытовку с окошками. Прошёл ещё чуть дальше и вот пожалуйста - ещё один дом со львами!!! Вот тебе и регион, скудный на росписи! Здесь львы наособицу - с какими-то по-овечьи кучерявыми гривами и странными мордами. Доски давно почернели, и нет уже в этом рисунке никакой нарядности. Да и маловаты по пропорциям эти львы. Фотографировал их уже в сумерках - темнело. Потом чуть не бегом рванул на выезд из села и опять сел на брёвнышко ждать.

Буквально через десять минут подъехала раздолбанная «шестёрка» без номеров, забитая молодёжью. Было их в салоне человек семь. Но на мой взмах руки остановились сразу же. Ехали они в Вералу и согласились подвезти - начали утрамбовываться ещё плотнее, но я глянул на это дело, представил свою тушу среди них, и отпустил, искренне поблагодарив. Отпустил и быстро об этом пожалел, так как машин больше не было…

Простояв до 22 часов, был вынужден покинуть свой пост и идти искать ночлег. Был заранее приготовлен план – напроситься к церковному старосте Василию Астахову. Про него мне рассказал Андрей (администратор группы «Шалакуша») - мол, очень хороший человек, радением своим с людской и Божьей помощью построивший Ильинский храм. По пути меня обогнали два пацана на велосипедах, да видать мой странноватый вид (брезентуха, огромный рюкзак, кепка-поганка со множеством значков) вызвал их интерес - они притормозили и мы завели милую беседу… Я не стал шифроваться и сразу сказал, что я чудак и иду к церковному старосте, но не знаю, где он живёт. Один малец остался со мной, а второй рванул вперёд и когда мы подошли к дому Василия, он меня уже ждал. Вид его меня разочаровал. Видимо, сложился дурацкий стереотип - раз староста да построил церковь, то обязательно предприниматель с могучим телом и тяжёлой челюстью. Оказалось с точностью до наоборот - сторож в школе, телосложения совсем не богатырского, да и лицо мягкое, даже неуверенное какое-то, что ли.

Мною была высказана просьба, и я сразу же был приглашён в дом, мне отвели нежилую комнату с кроватью и прочей мебелью. Василий вышел и сразу же вернулся с кастрюлей холодных пельменей. Это было более чем кстати - несчастный утренний пирожок если не вышел, то точно растворился в безднах моего стопятнадцатикилограммового тела. В ответ достал из рюкзака бутылку курского бальзама «СТРЕЛЕЦКАЯ СТЕПЬ»,Ю который всегда беру для подобных случаев. Без объятий пожелали друг другу «спокойной ночи» и я набросился на кушанье. Глотал не жуя, вскипятил стакан воды для чая и расплылся в улыбке - много ли нужно человеку для счастья?!

В комнате было прохладно. Достал спальник и, угревшись, попытался уснуть, но новое место и впечатления дня мешали. На следующий день запланировал с утра пораньше выяснить, где есть дома интересные в окрестных деревнях, быстро смотаться к ним и после обеда выбираться к полюбившимся Федосеевской и Осковской. Спалось плохо. Проснулся часов 9 утра, выглянул в окно и заметался по комнатушке с немым криком: «ИЗМЕНА!!!» За окном шёл сильный дождь и было видно, что идёт он давно - всё что могло намокнуть намокло, всё что могло превратиться в грязь в неё превратилось. Не нужно было иметь семь пядей по лбу, что бы понять - это ловушка! Если по хорошей погоде я не мог сюда добраться, то кто же поедет сейчас 60 км по раскисшей дороге?! Услышав мои шаги, зашёл Василий и пригласил на чай, я же, театрально заламывая руки, поделился с ним моими пессимистичными подозрениями. Нельзя сказать, что он тоже посерел лицом, но вышел, о чём то пошептал с женой и сообщил, что они что-нибудь придумают. Вроде после обеда кто-то едет в Шалакушу и возьмет меня с собой.

Чай мы пили с оладушками и сам собой возник разговор, который лучше вести под 60% воду, но пили мы чай… Говорили конечно про Ступинскую - проблемы такие же, как и везде. Народ уезжает, хорошей работы нет, дорога плохая, автобуса нет, связь с материком только по проводному телефону, который сейчас по причине дождя не работал, электричества не было по той же самой причине. Но село сопротивляется: есть школа, какие-то лесоработы, есть дети, есть магазины. В селе построили несколько домов для молодых специалистов и сейчас ждут их… Ну и церковь из той же песни - попытаться так вселить искру в жизнь. Но попа нет и всё тут! Для него всё готово, но его нет и нет. Конечно, по праздникам приезжает батюшка, да не то это совсем! Я не стал добавлять оптимизма и сказал честно: священнослужителя они не найдут. Сколько я встречал в своих путешествиях восстановленных деревенских приходов, где или построили новую церковь или восстановили старую и везде та же проблема – пишут слёзные просьбы и в Епархию и Патриархию да воз и ныне там. А причины всего две - мы ждём от священников какого-то подвижничества, жертвенности, а они живые люди и заражены теми же болезнями, что и всё наше общество - стяжательством, любовью к комфорту. Но ещё хуже смена ментальности. Если в 19 веке большинство батюшек были выходцами из деревень, то сейчас все сплошь городские и никакие заманиловки свежим воздухом и своим сальцем на них не действуют. «Василь, - предложил я,- да стань ты сам попом! Ведь выбирали же их раньше из своей общины». Тот только рукой махнул: «Да какой из меня поп…»

Поднял я вопрос и о колокольне, почему странная такая. Что за пристройка внизу? У старосты загорелись глаза и он начал объяснять, что вот колоколенку достраивают, даже колокола купили уже, а внизу комната для приезжих - приедут вдруг паломники. Паломники? Мне, почему-то, стало грустно. Вспомнился Георгий из Зачачья. Умнейший человек из Архангельска, который всё бросил и уехал пару десятилетий назад в село Зачачье Холмогорского района спасать уникальную Никольскую церковь 1687 года постройки. Да только жизнь его стала сплошным наблюдением за тем, как любимый храм гибнет и разрушается. Одно время появился какой то батюшка, развил бурную деятельность по реставрации: построил строительные леса, нанял плотников, пытался что-то там чинить, да быстро скис и умотал в Москву. Ещё бы - село большое, а весь приход два человека, Георгий да какая-то старушка. И остался там этот подвижник один - занял поповский дом, а соседний оборудовал как раз для приёма паломников: раздобыл где-то штук 20 кроватей, матрасы, постельное бельё. Всё приготовил и стал ждать, а паломников-то и нету… Когда мы в июле 2011 года приехали туда, он нам обрадовался как родным - обустроил быт, дал электроплитку, натаскал воды, угощал чаем, водил экскурсии по селу. Рассказывал интереснейшие лекции про церковь и округу, подарил хорошие книги и диски с хорошей музыкой. Ещё бы - в том году мы были первые, кто туда приехал, а за предыдущий год была лишь одна какая-то компания студентов из Москвы. Водил он нас по церквям своим (деревянная и каменная)- ситуация аховая, если каменная ещё крепка, то в деревянном памятнике федерального значения провалились полы, сгнила крыша, полный мрак, полное разграбление… Почему-то очень запомнилась галка, которая вероятно уже несколько дней не могла выбраться наружу, но при нашем приближении полуживая начала истошно биться о стекло.

На утро Георгий позвал нас на службу, и на наши уверения, что в Бога мы не верим и даже креститься не умеем, только плечами пожал - какая разница? Он уже сходит с ума в течении стольких лет в одиночку совершать эти службы с единственной целью, чтобы храмы не стояли без пения. И вот встал он один маленький, тщедушный, с нелепой взъерошенной бородой посреди огромной церкви и начал читать свои молитвы, начал славить Бога, начал о чём-то просить. Да долго так! Очень врезалась мне в память одновременно и нелепицей, и величием эта картина. А умер Георгий прошлой зимой.

Однако, вернёмся к старосте Василию. Поговорили ещё о чём-то и хозяин ушёл. От нечего делать рассмотрел дом - старый, большой, с сохранившимся хоздвором. Ну и конечно парадоксы времени: огромный, двухкамерный навороченный холодильник и туалет «вертикального падения», печное отопления и небрежно брошенные на диван три мобильника (напомню что в Ступинской нет и никогда не было мобильной связи), хороший телевизор и спутниковая антенна,мёртвые по причине отсутствия электричества. Вышел на улицу - дождь ослаб и лишь чуть моросил. Подошёл к «солдатам» - фотографировать бессмысленно из-за мороси. Решил погулять и выйти, наконец, к озеру. Зашёл в магазины, их там два: в одном пиво продают, а во втором - нет. Понятно, что во второй я был не ходок… Хотя в некоторых местах сохранились дощатые тротуары. Бал там правила грязь. По краю дорожки, по сырой траве, кроя матом Гидромецент, который наобещал мне неделю солнечной погоды, я вышел-таки к Ильинскому озеру и просто остолбенел - красотища! Если в центре поселения, старая застройка лишь виднелась среди новых домов, то тут ситуация была иной - избы стояли на вершине склона озадками к воде. Ниже толпились баньки, а само озеро совсем небольшое, уютное и с островами, зажато меж двух высоких холмов. На берегу никаких построек не было, а на противоположном холме стояли кучками небольшие деревушки, да симпатичные такие! Не выдержал и чавкая раскисшими кроссовками побежал в дом за видеокамерой!

Всё стало мне нравиться, но пора и честь знать! УАЗ уже стоял и Василий пришёл меня проводить. Шофёр кого-то ждал, и я напросился показать церковь изнутри - благолепно! Даже хорошо - иконостас на месте, утвари достаточно, приятный запах свежего сруба. Астахов показал мне купленные колокола и осколок от старого (судя по толщине стенок, был он в пару сотен пудов), кинул я в кружку пожертвований 300р и поспешил к машине. На прощание обнял-таки Василия, чем немало его смутил, но я был очень ему благодарен и вообще он отличный мужик!

Урча и громыхая нутром, УАЗ вез меня к железной дороге. Смотреть в окно было одно удовольствие: местность очень холмистая, таёжный лес, где-то в низине то появлялась, то исчезала очень извилистая речушка Лепша. А вот и Верала! Судьбу я испытывать не стал и поехал дальше, размышляя обо всём увиденном. Загадочное по-своему место. Достаточно взять карту, чтобы увидеть очевидное. До строительства железной дороги «Москва-Архангельск» это была полнейшая глушь и тупик: вокруг полное безлюдье, никаких трактов нет, транзитных рек нет, ближайшие населённые пункты - лежащие на 100 км южнее деревни по реке Лимь и озеру Мошинскому. И только ещё дальше можно было попасть на старый Питерский тракт и к городу Каргополю. Но откуда тогда здесь столько рисунков, если ничего подобного нет на сотни вёрст вокруг?! Как-то всегда очаги росписей ограничивались ареалом обитания какого-то местного самобытного художника, который задавал тон и давал примеры для подражания (Ванюков на Онеге, Петровские в Поважье, Макаров на Северной Двине). Тут же одного художника очевидно не было - профессионально выполнены только два рисунка, первые львы и всадники. Причём (не верится старушке) автор первых был наверняка заезжим красильщиком из Костромы или Вятки - их стиль. Да и львы эти, хоть дом и ориентирован на лето, сохранились лучше всего, что говорит о более качественных красках со стойкими пигментами. Сейчас по прошествии столетия судить о том, кто тут и в каких количествах расписал домов абсурдно - многое погибло и истлело, но если бы мастер такого уровня был бы местный, то точно бы «наследил» окрест, а ничего подобного я не обнаружил. Более того - ни разу стилистически не угадывалась рука одного художника! Как будто каждый дом расписывал другой человек - хозяин что ли (судя по корявым и неумелым рисункам)?

За этими размышлениями я краем глаза поглядывал на своих попутчиков - семейная пара, вооружённая двумя новыми чемоданами на колёсиках очевидно ехала отдыхать. Судя по излишней чистоте одежды ехали они далеко. Почему-то меня это развеселило: в салоне одной «буханки» столкнулись два разновекторных направления: люди ждали всю зиму, чтобы наконец поехать на юг, а я с не меньшим нетерпением торопил время, чтобы рвануть с юга на север. Наконец доехали и в Шалакушу. Думал, что харчиться придётся магазинной колбасой, ан нет: рядом с вокзалом приличная кафешка. Спешить мне было абсолютно некуда - поезд будет только к полуночи и поэтому в кафе я завис немного: купил дешёвую и вкуснейшую солянку, котлету с гарниром, какой-то компот.

Весь зал ожидания в посёлке - это маленькая комнатушка 5 на 5 метров, изучил расписание местных электричек и оказалось, что в 16 почти одновременно подъедут два поезда, на которых можно будет уехать или в Няндому или в Плесецк. И там, и там на вокзалах есть кафе, киоски с газетами, сувениры... Пришлось поломать голову - Няндома привлекала близостью любимого Каргополя и возможностью купить на вокзале каргопольскую игрушку, но их у меня уже целая полка. В Плесецке скучнее, но я давно хотел купить какую-нибудь кружку с символикой космодрома «Мирный» и этот аргумент перевесил. В ожидании походил вокруг вокзала - смотреть там особо нечего (это потом уже задним числом узнал, что в Шалакуше есть и старая застройка и дома с нарисованными цветами), привлек внимание, пожалуй, только шарообразный колпак бомбоубежища.

В 16 часов подъехала электричка, и так я оказался в Плесецке. Купил дочери деревянную дудочку, а вся остальная сувенирная продукция там оказалась дешёвой и халтурной. Были и кружки с плохими фотографиями на плохом принте - покрутил в руках и поставил на место. Купил газет, чай, ватрушек и развалился как падишах на жёстких стульях…

Практически в полночь приехал и мой поезд «Архангельск-Котлас». Билет я взял на сидячие места - дёшево и сердито. Открыл «Балтику 3» и растёкся под мерный стук колёс. Как всё-таки прекрасно путешествовать и открывать для себя что-то новое! Ближе к Няндоме пошёл дождь, но эти потёки по стеклу вызвали у меня только умиление - так уютно сидеть в тепле и сухости, когда за окном непогода! Капли сливались в дорожки сдуваемые ветром, а я как дурачок смотрел на них и улыбался своему, да и откуда мне тогда было знать, что этот дождь будет идти все ближайшие дни?.. Я ехал на реку Кокшеньгу - по слухам на берегах её стоят деревушки, а в деревушках этих дома со львами, и я действительно нашёл и дома эти и львов. Но это совсем другая история.

Текст: Николай Телегин https://vk.com/id158450878
Сноски, правка: Надежда Соколова, искусствовед, администратор и создатель группы «НА СЕВЕРЕ РУССКОМ…» https://vk.com/nasevererusskom


Фотоиллюстрации:

 

 

 


[1] Ольга Севан «Росписи жилых домов Русского Севера» (2оо7)
Настоящее издание посвящено одному из интереснейших явлений русского народного искусства - росписям домов Русского Севера. Автору удалось в течение 70-90-х годов XX века провести большое количество экспедиций по северным областям. Материал собирался как во время работы над Сводом памятников истории и культуры, так и при проектировании Музея деревянного зодчества в дер. Малые Карелы, около г. Архангельска, и музея близ г. Вологды. В монографии впервые достаточно полно проанализированы и описаны фасадные и интерьерные росписи жилых домов 2-й половины XIX - начала XX века. Прослежены региональное своеобразие территорий, ландшафтов, поселений, усадеб и домов, а также их росписи - символика и стилистика описываемых предметов, животного и растительного мира, многофигурные и портретные изображения. Сделана попытка сравнения северных народных росписей с подобными произведениями европейских стран. Многие из представленных в книге памятников уже не сохранились. (с) Источник:https://kinozal.tv/details.php?id=852209

[2] Причелина - доска, закрывающая ребро самцовой кровли. Самцовая кровля - тип крыши деревянных построек, при котором продольные балки укладываются на брёвна, абразуя щипцовые фронтоны торцовых стен (с) Источник: В.И.Плужников. Словарь-глоссарий "Термины российского архитектурного наследия". Москва "Искусство" 1995

[3] Межутки - межу́ток - "узкий промежуток между двумя домами", арханг. Источник: https://enc-dic.com/fasmer/Mezhutok-7961.html

[4] Дом, построенный брусом - т.е. двор идёт в один ряд следом за избой. Самый распространённый вид (другие, более сложные, виды: "глаголь", "кошель", двухрядная связь)

[5] Двужирный - в данном случае имеется в виду полноценный двухэтажный. Кроме того, так называют двухконечный дом, т.е. на два конца (две избы, соединённые мостом). Пример такого дома: https://vk.com/photo-63430759_319569072



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: