Эргономические | Эстетические | Технологические |
жесткая конструкция | оригинальное оформление | простота в изготовлении |
удобство в эксплуатации | информативные | |
привлекательность товара |
Анализ аналогов
На мой взгляд, существует много упаковок, отвечающим эргономическим и технологическим требованиям:
Данная упаковка в первую очередь отвечает эргономическим и технологическим требованиям, а именно простоте формы, а следовательно и простоте в изготовлении. Также данная упаковка имеет жесткую конструкцию, что создает удобство при эксплуатации.
Представленные ниже упаковки, на мой взгляд, достаточно оригинальны в оформлении.
Приложение
Согласно результатам исследования, проведенного компанией ACNielsen, доля ПЭТ- упаковки в производстве напитков и ее популярность у российских потребителей растет. Исследование проводилось в 24 крупнейших городах России и основывалось на мониторинге розничных продаж товаров повседневного спроса. Рассматривалась динамика продаж в 2002-м и 2003-м гг. следующих видов упакованных напитков и жидких молочных продуктов: пиво, минеральная и питьевая вода, сладкие газированные напитки, соки, нектары и сокосодержащие напитки (далее – категория "соки"), молоко стерилизованное и пастеризованное, кефир, ряженка.
В 2003 году на долю указанных категорий товаров, упакованных в ПЭТ-тару, проходилось 42% объема розничного рынка. Рост по сравнению с предыдущим годом составил 2,3 процентных пункта. При этом среди других видов упаковки, растущими сегментами являются алюминиевые банки и гибкая упаковка (пакеты, саше), доля которых увеличивается за счет традиционных, больших сегментов картонных коробок и стеклянных бутылок (рис.1).
|
В денежном объеме продаж сегмент ПЭТ-тары занимает гораздо меньшую долю, чем в физическом – 29% в 2003 году против 71%, приходящегося на другие виды упаковки. На стоимостной доле ПЭТ-упаковки отражается ее традиционное использование для предложения экономичных по цене вариантов продукции. Экономия достигается за счет более низкой стоимости ПЭТ-тары и большего объема упаковки.
В таких категориях как пиво, минеральная вода, сладкие газированные напитки, которые являются крупнейшими потребителями ПЭТ, средний размер ПЭТ-упаковки существенно превышает средний размер упаковки по категории, а цена напитков в ПЭТ меньше, чем их аналогов в стеклянной бутылке или алюминиевой банке (таблица 3).
Таблица 3 | ||
Средний размер упаковки и цена по категориям (в литрах), период декабрь 2003-январь 2004 | ||
Категория | Размер | Цена |
упаковки, л | руб. | |
Все категории | 0,81 | 22,6 |
Все категории ПЭТ | 1,37 | 15,2 |
Пиво | 0,64 | 30,1 |
Пиво ПЭТ | 1,56 | 20,9 |
Сок | 0,85 | 29,4 |
Сок в ПЭТ | 1,33 | 15,3 |
Газированные напитки | 1,06 | 15,2 |
Газированные напитки в ПЭТ | 1,20 | 14,4 |
Минеральная вода | 1,34 | 10,9 |
Минеральная вода в ПЭТ | 1,43 | 10,1 |
Кефир обычный | 1,43 | 10,1 |
Кефир обычный в ПЭТ | 0,77 | 27,9 |
Кефир обогащенный | 0,60 | 20,2 |
Кефир обогащенный в ПЭТ | 0,67 | 29,6 |
Ряженка | 0,57 | 19,2 |
Ряженка в ПЭТ | 0,94 | 24,3 |
Молоко пастеризованное | 0,96 | 12,3 |
Молоко пастеризованное в ПЭТ | 0,98 | 14,5 |
Молоко стерилизованное | 0,89 | 21,7 |
Молоко стерилизованное в ПЭТ | 1,0 | 25,1 |
Источник: ACNielsen |
Пиво в ПЭТ-таре позиционируется производителями как более доступный вариант в общем ассортименте. В категориях минеральной воды и газированных напитков ПЭТ является преобладающей упаковкой (более 90%) и используется в качестве экономичного предложения для всех брэндов.
|
Таблица 2 | ||||
Структура рынка различных видов напитков в ПЭТ-упаковке | ||||
Категория | Доля по объему, % | Доля по стоимости, % | ||
Сок | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Кефир, ряженка | 1,3 | 1,0 | 2,4 | 1,8 |
Молоко | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Газированные напитки | 38,9 | 34,4 | 36,3 | 32,6 |
Минеральная вода | 34,5 | 35,1 | 23,8 | 24,0 |
Пиво | 24,7 | 28,9 | 36,8 | 40,9 |
Источник: ACNielsen |
На эти три категории в 2003 году пришлось 98,4% продаж всех рассматриваемых в исследовании напитков в ПЭТ-упаковке в физическом выражении, и 97,5% – в денежном (таблица 2). Они также наращивают потребление ПЭТ: в минеральной воде доля этой упаковки увеличилась с 95,7% в 2002 году до 96,5% в 2003-м, в сладких газированных напитках – с 94% до 94,3%, и в пиве – с 27,5% до 32,8%.
Молочные продукты в ПЭТ, наоборот, позиционированы как более дорогие. Их розничная цена выше, чем средняя цена за литр в категории, а средний размер упаковки отстает от среднего размера по всем категориям в 1,5-2,5 раза. Здесь можно говорить о тенденции к премиальному ценовому позиционированию ПЭТ и к так называемому "single-serve" потреблению – предложению "порций для одного".
Особенно заметна эта тенденция в категориях кисломолочной продукции, где ПЭТ в последнее время активно используется для продуктов с добавленной стоимостью – обогащенных, "био" и пр., и где на изготовление самой упаковки (дизайн, этикетка, печать) затрачивается больше средств. Например, обогащенный кефир в ПЭТ стоит в полтора раза больше, чем литр обогащенного кефира в среднем. Его цена выросла за 2003-й год на 29,5%, а средний размер упаковки сократился на 11,3%.
|
Однако, как показывают исследования, такое позиционирование не способствует активному росту спроса на отдельные виды молочной продукции. В частности, доля ПЭТ в физическом объеме продаж кефира сократилась в 2003 году в пользу других видов упаковки. Необогащенному кефиру не помогло даже увеличение размера упаковки (на 11,2%) и снижение темпов роста цены за литр (увеличилась на 4,6% в 2003 году, тогда как средняя цена за литр обычного кефира выросла на 10,3%). Стоит отметить, что разница между ценой ПЭТ и средней ценой литра обычного кефира была наиболее велика по сравнению с другими молочными категориями.
В продажах собственно молока доля ПЭТ составляет чуть менее 1%. Она постепенно растет в стерилизованном молоке, а в пастеризованном происходит удорожание этого вида упаковки: оставаясь стабильной в физическом объеме продаж на протяжении двух лет, доля ПЭТ увеличивается в денежном выражении.
Учитывая динамику роста молочного рынка и его размеры в целом, можно говорить о потенциале развития сегмента ПЭТ на этом рынке. Однако, пока он не оказывает большого влияния на рынок напитков в ПЭТ. Молоко и кисломолочные продукты занимают лишь 1,3% в общих продажах рассматриваемой в исследовании продукции в ПЭТ (в физическом выражении, по данным за 2003 год).
Еще одна категория с пока небольшой долей на рынке ПЭТ – соки. В продажах соков продукты в ПЭТ-упаковке занимают менее 2% (см. рис. 2), а в общем объеме продаж напитков в ПЭТ на соки в ПЭТ приходится менее 1% (Таблица 2). Тем не менее, по темпам роста продаж соки в ПЭТ уступали в 2003 году только сокам в стеклянных бутылках. До недавнего времени в ПЭТ, в основном, разливались сокосодержащие напитки – продукция таких компаний как "Юниджус", "Троя-Ультра" и некоторых других. Сейчас ПЭТ-упаковка появляется и у премиум-брэндов (J7, Я), причем в небольшом формате. Следовательно, можно предполагать постепенный переход от экономичного позиционирования ПЭТ в категории соков (большой объем, экономичная цена) к более премиальному.
Сегмент ПЭТ в напитках, безусловно, продолжит развиваться. При этом существует большая вероятность роста объема заказов на ПЭТ-упаковку от крупных производителей продуктов питания. Сейчас доля семи крупнейших производителей – компаний Baltic Beverages Holding, Coca-Cola, Danone, PepsiСo, Sun Interbrew, Вимм-Билль-Данн и ПБК Очаково – сокращается в общем объеме продаж всех перечисленных категорий продуктов питания, но растет в объеме продаж продукции в ПЭТ. Так, в 2002 году их совокупная доля в физическом объеме продаж ПЭТ составляла 45,9%, а в 2003 году – 48,2% (см. табл. 3). Эта тенденция характерна и для каждого из трех крупнейших рынков для ПЭТ – пива, минеральной воды и газированных напитков. Таким образом, по мере роста конкуренции на рынке будет увеличиваться степень концентрации производства продукции в ПЭТ.[1]