Лекция 4. Познание и знание. Истина и заблуждение.
План. 1.Понятие познания. 2.Ступени и формы познания. 3.Истина, её характеристика.
Познание – процесс отражения мира в сознании людей, движение от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному.
Познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Во все времена люди стремились познать окружающий мир, общество и самих себя. Первоначально человеческое знание было весьма несовершенным, оно воплощалось в различных практических навыках и в мифологических представлениях. Однако с появлением философии, а затем и первых наук – математики, физики, биологии, социально-политических учений, начался прогресс в человеческом познании, плоды которого все более существенно влияли на развитие человеческой цивилизации.
Процесс познания сравнивают с лестницей, поднимаясь по её ступеням человек расширяет свой кругозор.
Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным познанием, человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Соприкасаясь с предметами и явлениями внешнего мира в ходе практики, человек через органы чувств получает о них первые впечатления. Поэтому органы чувств являются своего рода “воротами, через которые внешний мир проникает в человеческое сознание”. Говорят, что 80% знаний о мире человек получает при помощи зрения. Человек же, лишенный всех органов чувств, теряет какую бы то ни было возможность воспринимать, а значит и познавать окружающий мир.
Основными формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов объективного мира и знание об отдельных свойствах предметов. Виды ощущений – осязательные, мышечно-суставные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, болевые и т. д. Ощущения человека
отображают разнообразные объективные свойства окружающих нас предметов: их твердость или мягкость, шероховатость или гладкость, их тяжесть, температуру, запах и вкус, окраску вещей и издаваемые звуки. Благодаря этому ощущения являются средством связи сознания с миром. Потеря способности ощущать неизбежно влечет за собой потерю сознания, способности познавать мир. Например, у людей от рождения слепых, глухих и немых сознание очень бедное. Но если восстановить хотя бы некоторые из этих органов чувств, сознание человека расширяется и обогащается.
Восприятие – целостное отражение свойств материальных объектов. Как и ощущение, восприятие возникает в результате действия предметов на органы чувств, т.е. на базе ощущений. Но в то же время восприятие не есть механическая сумма ощущений. Это - цельный чувственный образ предметов и явлений, диалектическая сумма данных отдельных ощущений.
Поскольку восприятие есть цельный чувственный образ предметов, то в восприятии познаются такие стороны предметов, которые не отражаются в ощущении - форма, пространственность, длительность и т.д. Например, мы ощущаем звук, цвет, а воспринимаем море. Особенностью восприятия является то, что оно всегда отражает данную ситуацию, то, что непосредственно воздействует на человека в данный момент.
Следующей более сложной формой чувственного познания является представление – воссоздание образа предмета в памяти. И ощущение, и восприятие существуют только при непосредственном контакте с предметом. Без предмета нет ни ощущений, ни восприятия. Другое дело – представление. Представления возникают и в ходе отсутствия непосредственного воздействия внешних предметов на органы чувств. Это объясняется тем, что со многими предметами окружающей природы мы в своей деятельности сталкиваемся довольно часто и так же часто можем их представить в своем сознании.
Чувственное мышление присуще животным высшего порядка и человеку.
Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio – разум). На этом этапе, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.
Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения.
Понятие есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношений между ними. Например, наше понятие “экономики” – это наука, изучающая общие закономерности и отношения, складывающиеся в процессе экономического развития общества, а также поведение людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей в условиях ограниченности ресурсов.
Суждение – мысль, в которой что-либо утверждается относительно предмета и его признаков. Пример суждения: экономика – одновременно точная и гуманитарная наука.
Умозаключение – это новое суждение (вывод), полученное из известных суждений (посылок). Пример умозаключения: по закону спроса (посылка) я могу продать больше карандашей, снизив на них цену (вывод). Из понятий, суждений и умозаключений рождаются гипотезы и научные теории.