Шкатулка в сказках народов мира




Сказка – это средство познания мира. Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных, растениях и др. Народные сказки – неиссякаемый источник мудрости, на основе которого нередко создаются авторские сказки. Неудивительно, что сказки народов мира бывают очень похожи. Ведь события в сказках происходят вне географического пространства – в рамках сказочной географии: за Синим морем..., в далёком-далёком королевстве…, в Тридесятом царстве…, за тридевять земель…

В сказках упоминаются шкатулка, сундук, ларец, ларь и короб.

Самое известное русское шкатулочное произведение – сказ П.П.Бажова "Малахитовая шкатулка".

"У Настасьи, Степановой-то вдовы, шкатулка малахитова осталась. Со всяким женским прибором. Кольца там, серьги и протча по женскому обряду. Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой, как он еще жениться собирался. Потом, когда подросла Танюшка, она и сама стала шкатулку доставать. Уедет мать со старшими парнишечками на покос или еще куда, Танюшка останется домовничать. Сперва, конечно, управит, что мать наказывала. Ну, чашки-ложки перемыть, скатерку стряхнуть, в избе-сенях веником подмахнуть, куричешкам корму дать, в печке поглядеть. Справит все поскорее, да и за шкатулку. Из верхних-то сундуков к тому времени один остался, да и тот легонький стал. Танюшка сдвинет его на табуреточку, достанет шкатулку и перебирает камешки, любуется, на себя примеряет".

Шкатулка в сказках – это всегда положительный образ, защита от зла, образ чего-то сокровенного, закрытого, хранящего какую-то тайну. Так, в индийской народной сказке "Заветная тайна" шкатулка – это тайник. "Там плавает большая рыба, в брюхе у неё шкатулка, а в той шкатулке ожерелье. Это и есть душа твоего сына. Береги её".

В исландской народной сказке "Тюленья шкура" сундук – это не просто тайник, а тайник, разделяющий два мира – мир людей и мир животных. "Как-то раз на востоке, в Мирдале, один человек шел вдоль скал на берегу моря, рано утром, когда все ещё спали. Подойдя к какому-то гроту, он услышал, что там танцуют, а снаружи заметил несколько тюленьих шкур. Он взял одну из них, отнёс к себе и запер её в сундук. Днём он снова отправился к гроту. Там сидела красивая девушка, совершенно нагая, и плакала. Это был тюлень, чью шкуру забрал человек. Спустя какое - то время человек женился на ней. Они жили в согласии, и у них родились дети. Крестьянин так и хранил шкуру запертой в сундуке, а ключ держал при себе, куда бы ни отправился. Когда он вернулся, сундук был открыт, а его жена и тюленья шкура исчезли. Она взяла ключ, открыла из любопытства сундук и нашла шкуру. Тут она не смогла устоять перед искушением, простилась с детьми, надела шкуру и бросилась в море".

В итальянской народной сказке "Преццемолина" шкатулка – это защитница от злых сил. Однажды Приццемолина, героиня сказки, присела на траву отдышаться, отдохнуть". И тут стало её любопытство разбирать, что же внутри шкатулки? Раскрыла Преццемолина шкатулку, вылетела оттуда песня и растворилась в воздухе".

В большинстве сказок шкатулка (сундук) не является центральным образом (главным действующим лицом), однако её роль в развитии сюжета очень важна, из неё приходит помощь, поддержка главному герою. Шкатулка (сундук) может быть бытовым, волшебным, разграничительным, охранительным или спасительным символом.

Образ шкатулки (сундука) раскрывается на предметно-материальном, реалистическом уровне. Шкатулка предстаёт в качестве предмета быта. Так, в русской народной сказке "Крошечка-Хаврошечка" сундук – это предмет мебели, выполняющий функции современного шкафа.

Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано. Отнесёт она холсты хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке ещё больше работы задаст".

В русской народной сказке "Золотой конь" в шкатулке хранятся девичьи наряды, спрятанные от посторонних глаз.

"Марья-Королевна отвечает: Нет, погоди! Сумел меня увезти, сумей и шкатулку мою с уборами унести.

– А где же твоя шкатулка?

– Стоит моя шкатулка под тем столом, на котором батюшка-царь обедает".

В волшебном мире (мире добра и зла) шкатулка (сундук) выступает в качестве сверхъестественного предмета, имеющего чудесные происхождение и свойства.

В русской народной сказке "Морозко" падчерица старухи за свою доброту получила короб с подарками, а дочка старухи за своё зло осталась ни с чем.

"Поехал старик в лес, доезжает до того места – под большою елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками. Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повёз домой".

В карельской народной сказке "Пряхи у проруби" девочка в награду за свою работу получила от старушки сундук и ларец.

"Хозяйка говорит:

– Вот тебе, добрая девушка, за труды, – и подаёт ей сундук и ларец.

Поблагодарила Маша старушку, взяла сундук и ларец и домой отправилась, а лошадь и корова за ней идут. Пришла Маша домой. Лошадь и корову во двор завела, сундук и ларец в амбар снесла. Как открыла сундук – там всякого добра полно, раскрывает ларец – а в нём камни самоцветные переливаются, аж глазам больно!"

В разграничительном образе шкатулка предстаёт в качестве особого предмета (символа), способного разделить мир реальности и мир волшебства, не дав им смешаться, охраняя, таким образом, мир от хаоса.

В сказке В.Н. Коростылева "Вовка в Тридевятом царстве" волшебство спрятано в ларце. Вовка мечтал ничего не делать. Желание исполнилось. Он попал в волшебный мир, где встретился с персонажами, названными автором двое из ларца, одинаковых с лица". Тебе, видать, нужно в Тридевятое царство. А там есть двое из ларца – одинаковых с лица. Что ни прикажешь – всё за тебя сделают". Вовке такой мир не понравился.

В сказке Сельмы Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" волшебство происходит с участием домового, который жил в сундуке и сделал Нильса маленьким-премаленьким. Таким маленьким, что его легко было поймать мухоловкой.

"Нильс поглядел. Вроде бы в комнате никого не было. Он пригляделся попристальнее. Что это? Матушкин большой сундук, который она всегда держала на запоре, открыт. Крышка откинута. Воры! Он проспал воров! Снова послышался шорох, и тут он увидел на краю сундука крошечного человечка. Правда, Нильс и сам хорошенько не знал, что же ему дальше делать с домовым. Запереть в сундук? Отпустить? Но тут домовой заговорил…"

Охранительный образ шкатулки (сундука) выражается в создании защитного кокона, изолирующего разрушительные силы.

В русской народной сказке "Кощей Бессмертный" в сундуке хранилась смерть Кощея. "У меня смерть, – говорит он, – в таком-то месте: там стоит дуб, под дубом сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть. Сказал это Кощей Бессмертный, побыл немного и улетел".

В ульчской народной сказке "Скрипучая старушка" в шкатулке было спрятано зло старухи, с помощью которого она отбирала жизни у молодых девушек и продлевала свою жизнь. "Слышала я от старухи, что есть у неё красивая шкатулка с костяной резьбой, – сказала девушка. – Вот в этой шкатулке все старухино зло хранится. Если растолочь, растереть её в порошок, старуха никому ничего плохого делать не будет. Только шкатулку эту старуха всегда с собой носит, а когда спит – под голову кладёт, спит чутко – не подойдешь к ней"

Спасительный образ заключается в использовании героем сказки шкатулки (сундука) в качестве средства, позволяющего избежать опасности или смерти.

В русской народной сказке "Маша и Медведь" Маша спаслась в коробе от Медведя. "Напекла Маша пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

– Вот смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

– Ладно, – отвечает медведь, – давай короб!

Машенька говорит:

– Выйди на крылечко, посмотри, не идет ли дождик!

Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.

Вернулся медведь, видит – короб готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню"

В английской народной сказке "Сон коробейника" найденный сундук с серебром спас семью Джона от голода и смерти.

"Не успел Джон немножко покопать, как наткнулся на большой деревянный сундук, весь перепачканный землей и почти сгнивший. Джон отнес его в дом и открыл. И тут все просто онемели от удивления. В сундуке лежали груды золотых монет и разная серебряная посуда, а еще были там драгоценные камни и богатые украшения из чистого золота".

В сказке Т.И. Александровой "Домовёнок Кузька" рассказывается о волшебном сундучке: "он заблестел в темноте не хуже, чем гнилушка или светляк. А когда вынес его из берлоги, то на сундучке так и засверкали прекрасные цветы и звёзды."

В сказкеГ.В. Александровой "Домовёнок Кузька в большом городе" шкатулка представлена в качестве музейного экспоната – редком для художественного произведения образе. "Привидение с гуканьем и аканьем подлетело к зданию музея. Оно указало на витрину, где стояли расписные шкатулки. Домовёнок нагнулся над стеклом и вздохнул. Старинные шкатулки сверкали драгоценными камнями. Но, к сожалению, среди них не было волшебного сундучка".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: