(Извлечение)
1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах.
2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу. В пользование сими правами они вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в правилах о приведении в действие Положения о крестьянах и в особом положении о дворовых людях.
3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.
4. Крестьяне за отведенный, на основании предыдущей статьи, надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности работою или деньгами.
П р и м е ч а н и е. Сии местные положения суть:
1) Для тридцати четырех губерний Великоросских, Новороссийских и Белорусских; 2) для губерний Малороссийских: Черниговской, Полтавской и части Харьковской; 3) для губерний Киевской, Подольской и Волынской; 4) для губерний Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской…
6.Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению, с соблюдением лишь следующих условий:
1) чтобы надел, предоставляемый крестьянам в постоянное пользование, для обеспечения их быта и исправного отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определен с этой целию в местных положениях;
2) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которые отправляются работою, определялись не иначе, как временными договорами, на сроки не долее трех лет (причем не воспрещается, однако же, возобновлять такие договоры в случае желания обеих сторон, но также временно, не долее как на трехлетний срок); - и
3) чтобы вообще заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию, предоставляемых крестьянам в настоящем положении.
Во всех тех случаях, когда добровольные соглашения между помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и отправление ими повинностей производится на точном основании местных положений.
1. На сих основаниях составляются «уставные грамоты», в которых должны быть определены постоянные поземельные отношения между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами. Составление таковых уставных грамот предоставляется самим помещикам. Как на составление оных, так и на рассмотрение и введение их в действие назначается два года со дня утверждения сего положения…
2. Помещики, наделив крестьян в постоянное пользование за установленные повинности землею на основании местных положений, не обязаны впредь ни в каком случае наделять их каким бы то ни было сверх того количеством земли…
17. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведывание общественными делами предоставляется миру и его избранным на основаниях, в сем Положении изложенных…
148. Помещику предоставляется на основании и в пределах, ниже сего означенных, вотчинная полиция в сельском обществе временнообязанных крестьян, не земле его поселенных, и сим вместе помещик есть попечитель того сельского общества.
149. Помещик имеет право надзора за охранением общественного порядка и общественной безопасности на пространстве принадлежащего ему имения…
158. Помещику в продолжении первых девяти лет по утверждении сего положения предоставляется право, если он признает присутствие какого-либо крестьянина в обществе вредным или опасным, предложить самому обществу об исключении того крестьянина и предоставлении его в распоряжение правительства. В случае несогласия общества с предложением помещика он может обратиться о сем с просьбою в уездный мировой съезд для представления губернскому по крестьянским делам присутствию…
160. Помещик, буде усмотрит в мирском приговоре распоряжение, противное существующим постановлениям, или вредное для благосостояния сельского общества, или же нарушающее права помещичьи, то, приостанавливая исполнение такого приговора, доводит о сем до сведения мирового посредника, который обязан немедленно удовлетворить законные требования помещика…
187. Каждое сельское общество, как при общинном, так и при участковом или подворном (наследственном) пользовании землею, отвечает круговою порукою за каждого из своих членов в исправном отбывании казенных, земских и мирских повинностей…
При планировании методической работы с документом на уроке используйте следующий план действий:
1. Вид документа: истерический источник.
2.. Документа дополняет и углубляет основное содержание параграфа.
Содержание документа, конкретизирует или иллюстрирует основное содержание пункта 4 (о содержание и сущности реформы) и 5 (о значении реформы)
3.Определите, на каком этапе урока целесообразнее использовать документ.
На этапе изучения реформы отмены крепостного права и влияния документа на общество.
4.Сформулируйте конкретную цель (задачи) использования документа на данном этапе урока.
Цель урока более глубже изучить тему отмены крепостного права и познакомиться с условиями документа. (самостоятельно)
Развитие навыков: выделять и анализировать детали; поискового тип чтения (с ориентацией на отбор нужной информации); привлечь информацию, содержащуюся в заданных условиях
5. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся с документом:
1.Форма работы: индивидуальная. (Задание нужно дать в конце урока для проверки усвоения знаний и их закрепления)
Дайте ответы на вопросы, используя источник и знания по курсу истории.
· Укажите как называлась и в каком году была проведена реформа?
· Назовите две основные формы эксплуатации крестьян помещиками?
· Как определяются «уставные грамоты» в данном документе?
· Объясняет причины трудностей, испытываемых помещиками в ведении хозяйства в описываемое время? Укажите не менее трех причин.
· Используя данные источника и свои знания по курсу истории назовите не менее трех мер правительства по поддержке дворянских хозяйств?
На задание выделить ребятам 7 минут.
2.Форма работы: групповая. ( Задание будет актуальнопосле изучения процесса создания документа.)
Разделить класс на две группы: 1 группа крестьяне, 2 группа помещика.
Каждая группа должна определить свои права, обязанности и привилегии. Также каждая должна высказать свой взгляд на документ от лица их социальной группы, выделить положительные и отрицательные стороны документа.
На задание выделить ребятам 10 минут. После лидер из каждой команды выступит с результатом работы.