Подтема «Огненная машина Ползунова».




Негреев, Д. Историки утверждают, что Ползунов – это бренд Барнаула [Электронный ресурс] / Д. Негреев. – Режим доступа: https://www.politsib.ru/analytics/index.php?id=56376&print=on#.T5lS_sK6M2s – Загл. с экрана.

В январе 1764 года Канцелярия приняла решение о строительстве машины. Для строительства использовали на время закрытое здание стекольного завода (на современной улице Мамонтова, сейчас рядом с этим местом находится Барнаульский дрожжевой завод). Ползунов переселился туда на все время работы над машиной.

16 декабря 1765 года он в рапорте сообщил, что машина построена. Но печей и мехов пока не было. В присутствии начальства машину опробовали на подъеме бревен, измерили силу – все получилось. И тогда было решено установить мехи к маю 1766 года и построить временные, без фундамента, печи. То есть, было принято решение о создании производства.

Диаметр цилиндров был 81 см, ход поршня – 2 м 56 см, объем котла – 7 тонн воды.

Детали для машины – котел, цилиндры – изготавливали на Барнаульском сереброплавильном заводе и поднимали вверх по Барнаулке на плотах. Ползунов просил сделать котел из чугуна или, хотя бы, из толстой меди. Но в Барнауле с чугуном не работали, а с Урала котел невозможно было привезти из-за огромного веса. Для работ Ползунов просил 76 человек, но ему дали только восемь учеников. Руководство Барнаульского завода обвинять в этом сложно, там было всего 200-230 работников.

18 апреля 1766 года у Ползунова началась скоротечная чахотка, харканье кровью. Врач Кизинг писал, что обострилась прежняя болезнь, но никаких документов, подтверждающих то, что у Ползунова раньше была чахотка, нет.

С середины апреля Ползунов из-за болезни уже не принимал участия в работах. Он просил уволить его, поручив все оставшиеся работы ученикам Левзину и Черницыну.

16 мая 1766 года в 6 часов вечера он умер (смерть была зафиксирована в рапорте Кизинга), не дожив неделю до пуска машины. 22 мая была произведена ее проверка и принято решение, что машину можно эксплуатировать.

Известные люди Барнаула и Алтайского края. И.И. Ползунов [Электронный ресурс] / Известные люди Барнаула и Алтайского края. И.И. Ползунов. – Режим доступа: https://www.barnaul-altai.ru/info/barnaul/people/polzunov.php – Загл. с экрана.

Пока Кабинет рассматривал проект двигателя, Ползунов, не теряя времени, работал над проектом второй очереди. Он конструировал мощный тепловой двигатель на 15 плавильных печей. Это была уже настоящая теплосиловая станция. Ползунов не просто увеличивал масштабы двигателя, а вносил в него ряд существенных изменений. Уже после того, как проект мощного двигателя был закончен, Ползунову стало известно, что Кабинет, ознакомившись с его первым проектом, присвоил ему звание механика и постановил выдать 400 рублей в награду, но никакого решения по существу вопроса не принял.

Несмотря на такую позицию Кабинета, начальник Колывано-Воскресенских заводов А.И.Порошин разрешил Ползунову приступить к исполнению первой очереди проекта. В марте 1764 года И.И.Ползунов предложил начать строительство большого теплового двигателя. Порошин согласился с этим предложением. Так на Барнаульском заводе началось строительство первой в мире универсальной теплосиловой установки.

Это было серьезное решение, хотя бы потому, что обойдется машина ничуть не дешевле, чем постройка нового завода. От Ползунова потребовали заявку на рабочую силу и материалы. Еще не приступив к строительству машины, изобретатель столкнулся с трудностью: отсутствие способных воплотить его замыслы людей и потребных для строительства инструментов, механизмов. Предстояло построить первый в России паровой двигатель, но не было ни специалистов, способных возглавить строительство, ни квалифицированных рабочих, знакомых с устройством подобных двигателей. Сам Ползунов, принявший на себя обязанности общего руководителя работ, в какой-то мере решил проблему технического руководства, но именно, "в какой- то мере", потому что руководить одному человеку столь новым и сложным техническим предприятием было не под силу.

Не менее трудной оказалась и проблема подбора рабочих. Требовались опытные модельщики, литейщики, кузнецы, слесари, столяры, обжигальщики, специалисты по медному и паяльному делу. По подсчетам Ползунова в сооружении двигателя должны были принять непосредственное участие 76 человек, в том числе 19 высококвалифицированных мастеров. Заполучить таких специалистов на месте представлялось невозможным. Оставался единственный выход; вызвать специалистов с Урала - кузницы технических кадров.

Трудности в приобретении строительных инструментов и механизмов оказались еще более непреодолимыми. По замыслу изобретателя "вся машина должна быть сделана из металла", что неизбежно требовало наличия специального металлообрабатывающего оборудования, которым Россия почти не располагала. Дело усугублялось тем, что строили двигатель на Алтае, а это был район с развитым меде- и сереброплавильным производством, но отсталой литейной, кузнечной и металлообрабатывающей техникой. Предчувствия не обманули изобретателя. Канцелярия полностью утвердила лишь соображения о потребном количестве материалов. Не желая тратить деньги на вызов опытных мастеров с далекого Урала, заводское начальство выделило Ползунову четверых учеников, которых он знал и просил определить к нему, двух отставных мастеровых да четверых солдат для охраны места строительства. Остальных мастеровых (свыше 60 человек) Канцелярия постановила назначать в распоряжение Ползунова по мере надобности, "сколько, когда у него, Ползунова, работы случиться".

Машина строилась сразу в двух местах. Отливка и обработка цилиндров, поддонов и других крупных частей производилась в одном из цехов Барнаульского завода, где можно было использовать водяное колесо, токарные, плющильные (прокатные) станки, вододействующие молоты для изготовления сферических медных листов для сборки котла; мелкие детали отливались и отковывались в помещении временно закрытого стекольного завода, где специально для этой цели была построена небольшая плавильная печь с кузнечным горном при ней. Завод находился в верховьях пруда, в трех верстах от поселка. Такая нагрузка могла вымотать и здорового человека, а у него развивалась чахотка.

К 1765 году части машины были в основном готовы. В оставшееся до зимы время предстояло построить для нее здание, и в нем "крупно соединить", собрать машину. Сделать это Ползунов пообещал к октябрю. Строили первый в мире тепловой двигатель на правом берегу пруда, недалеко от Барнаульского сереброплавильного завода, рядом с небольшим стекольным заводом. Для машины соорудили большой сарай, высотой с трехэтажный дом.

Огромное перенапряжение сил и работа в неотапливаемом помещении до самой ночи, когда холодные металлические детали машин обжигали морозом руки, подорвали здоровье Ползунова. Известно, что с мая 1764 г. по август 1765 г. он трижды обращался к лекарю Барнаульского госпиталя Якову Кизингу за помощью, т.к. был "одержим колотием в груди".

К 7 декабря в основном была закончена сборка машины, и изобретатель решил произвести первый пробный ее пуск, испытать в работе. Но при пуске выявился и целый ряд недостатков (что совершенно естественно). К их исправлению и приступил немедленно Ползунов. К этому времени он переселился в квартиру при стекольном заводе. Не надо было тратить время на дорогу из поселка и обратно. Теперь он пропадал у машины до тех пор, пока силы совсем не оставляли его.

Домой возвращался затемно, насквозь продрогший, еле передвигая ноги, харкая кровью. А на утро, невзирая на уговоры и слезы жены, снова спешил к машине. Было совершенно ясно, что, чувствуя близкий конец, он торопился завершить начатое дело ценой жизни. Короткого зимнего дня не хватало, прихватывали вечера. Известно, что 30 декабря 1765 года Ползунов получил три пуда свечей. К марту, наконец, были доставлены на 8 лошадях громадные крышки воздуходувных мехов, сделанные по проекту изобретателя. Они были установлены, и машина, наконец, полностью собрана. Дело оставалось за плавильными печами.

Весной 1766 года болезнь Ползунова усилилась. 18 апреля у него в очередной раз пошла горлом кровь, после чего он уже не смог подняться с постели. С беспощадной ясностью изобретатель понял, что до пуска машины ему не дожить. 21 апреля Ползунов продиктовал ученику Ване Черницыну (сам уже писать не мог) челобитную на имя императрицы о прошении обещанной премии для своей семьи.

16 мая 1766 г. в шесть часов вечера в г. Барнауле, на Иркутской линии (ныне Пушкинской улице) И.И.Ползунов скончался. Ему было 38 лет.

«Улица имени И.И. Ползунова».

Названия улиц города Барнаула: ист.-лингвист.описание. Барнаул, 2004. 632 с.: фото. Стр. 389-398.

Улица имени И.И. Ползунова – ровесница Барнаульского сереброплавильного завода. Ее история отражает этапы развития горнозаводской техники, науки и культуры на Алтае. Старинное название улицы - Петропавловская. Она называлась так потому, что выходила на площадь, где уже к 1748 г. была построена первая в Барнауле церковь св. Петра и Павла. Здесь находятся самые старинные здания Барнаула – памятники архитектуры в стиле классицизма XVIII – первой половины XIX вв.: Горная аптека, канцелярия Колывано-Воскрескнских заводов, инструментальный магазин, химическая лаборатория (ныне Алтайский государственный краеведческий музей).

Дмитриев, А.В. Экскурсии по Барнаулу [Электронный ресурс] / А.В. Дмитриев. – Режим доступа: https://dmitriev-anatoly2010.narod.ru/data/barnaul.html – Загл. с экрана.

Улица Ползунова расположена в исторической части Центрального района города. Улица появилась практически сразу после основания Барнаульского сереброплавильного завода в 1730-1740-х годах, и упоминания о ней содержатся на планах Барнаула 1748 и 1752 годов. Изначально улица Ползунова носила название Петропавловской линии в честь располагавшейся на ней первой городской церкви. После революции 1917 года и Гражданской войны Петропавловская линия была переименована в улицу Республики. Рядом с ней на берегу бывшего заводского пруда находилась Набережная улица, переименованная в 1947 году в честь изобретателя первой паровой машины Ивана Ползунова. В 1963 году эти две улицы были объединены в одну под общим названием — улица Ползунова. Улица Ивана Ползунова в Барнауле - одна из наиболее насыщенных в историко-архитектурном отношении. Она привлекательна своими уникальными зданиями и разнообразием градостроительных ансамблей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: