Экономический кризис, последствия Приднестровского конфликта, все уменьшающаяся привлекательность идеи объединения с Румынией ослабили позиции Снегура и его сторонников. В контрнаступление перешли левые силы. В 1993 году председателем парламента Молдовы был избран бывший секретарь ЦК КПСС, предшественник Снегура на посту руководителя молдавских коммунистов Петр (Петру) Лучинский. В новых условиях Лучинского поддерживала аграрная партия.
Лучинскому удалось стабилизировать ситуацию. В 1994 г. была принята новая конституция, состоялись президентские выборы, на которых Лучинский одержал победу. Политика руководства Молдовы стала также более социально ориентированной.
Вопрос о скорейшем объединении с Румынией был снят с политической повестки дня. В декабре 1994 г. была предоставлена автономия Гагаузии. После этого конфликтная ситуация вокруг гагаузского народа, фактически, разрешилась. Предложения о широкой автономии в рамках Молдовы были сделаны и Приднестровью, однако лидеры самопровозглашенной республики отказались их принять, настаивая на идее союзного государства. Переговоры с Приднестровьем зашли в тупик.
Согласно принятым впоследствии законодательным актам, в Молдове была установлена полупрезидентская форма правления, очень схожая с той, что существует в Эстонии и Латвии. Однопалатный парламент состоит из 101 депутата и избирается по пропорциональной системе на четыре года. Президент избирается парламентом. Однако последствия применения этой схемы в Молдове оказались совсем иными, чем в странах Балтии.
На парламентских выборах, состоявшихся в феврале 2001 года, победу одержала Партия коммунистов Молдовы. Коммунисты получили 49,9% голосов избирателей, однако благодаря высокому барьеру и разобщенности других сил, участвовавших в выборах, им досталось 71 депутатское место из 101. Кроме них в составе парламента оказались представлены только центристы (13,4% и 19 мест) и христианские демократы (8,3% и 11 мест). Президентом республики новый парламент избрал лидера коммунистов Владимира Воронина (в советские времена занимал руководящие должности на местном уровне, в 1989-90 гг. – министр внутренних дел МССР). Коммунисты также сформировали однопартийное правительство страны.
|
Приход к власти коммунистов в одной из бывших республик СССР породили у ряда политических сил в России надежду на развитие интеграционных процессов. Однако результаты деятельности нового руководства Молдовы быстро разочаровали российских державников. Стремление подключить Молдову к Союзу России и Белоруссии натолкнулось на множество проблем экономического и геополитического характера, а также неясность перспектив самого этого союза, и, в результате сошло на нет.
Попытка повысить статус русского языка в республике привела к студенческим волнениям в Кишиневе и тоже была свернута.
В то же время социально-экономическая политика коммунистического руководства оказалась более результативной. В Молдове начался экономический подъем, основным стимулирующим фактором которого стали перечисления молдавских граждан, работающих за пределами страны. Выросли зарплаты и пенсии, сократилась безработица, проводилась масштабная газификация сельских районов.
|
Отношения между молдавским и российским руководством окончательно осложнились в 2003 г., когда В.Ворониным в последний момент было сорвано подписание соглашений по урегулированию Приднестровского конфликта, основанных на плане известного российского политика Д.Козака. План предусматривал создание нового федеративного государства в составе собственно Молдовы и Приднестровья. Воронин увидел в реализации плана возможность оказаться в слишком большой зависимости от Москвы. К тому же ему трудно было пойти на новые радикальные уступки Приднестровью, по сравнению с теми, что уже были обещаны населению и руководству этой самопровозглашенной республики в предшествующий период.
В политике коммунистического руководства Молдовы все явственнее стала проявляться прозападная, проевропейская ориентация. Идя на ухудшение отношений с Москвой. Воронин фактически вырывал основной козырь из рук своих политических оппонентов. В преддверии новых парламентских выборов Воронин объявил российский военный контингент в Приднестровье «оккупационным». В пику Воронину и коммунистам, Москва попыталась сделать ставку в Молдове на спешно созданный пророссийский блок «Родина», однако его список получил на выборах в марте 2005 г. лишь 4,97% голосов и даже не попал в парламент. В то же время партия коммунистов Молдовы фактически повторила свой прошлый успех, получив почти 46% голосов и сохранив за собой абсолютное большинство депутатских мандатов. Владимир Воронин был переизбран президентом.
Данные события иногда рассматриваются как молдавский аналог «цветной революции». Сходство, однако, заключается лишь в определенном выборе внешнеполитических ориентаций, толкнувшем Молдову и страны, действительно пережившие «цветные революции» к сближению. Уже в 2005 г. новое руководство Украины стало претендовать на то, чтобы играть в урегулировании Приднестровского конфликта не менее активную и важную роль, чем Россия.
|
А 3 марта 2006 г. Украина заявила, что отныне будет пропускать через свою границу только те грузы из Приднестровья, которые прошли оформление в таможенных органах Молдовы. Поскольку иных границ кроме границ с Украиной и самой Молдовой Приднестровье не имеет, фактически это означало введение экономической блокады непризнанной республики. Обострение ситуации вокруг Приднестровья привело к еще большему ухудшению отношений между Москвой и Кишиневом. 17 сентября 2006 г. в Приднестровской Молдавской республике был проведен референдум о подтверждении курса на независимость с последующим вступлением в состав РФ. По официальным данным 97,1% из числа принявших участие в референдуме высказались «за». Однако реальный статус Приднестровья это не изменило.
Воронин в дальнейшем пошел на некоторое улучшение отношений с Россией, но в целом продолжил прежний курс. Опыт Молдовы показал, что приход к власти коммунистов в одной отдельно взятой стране может лишь усилить центробежные тенденции на постсоветском пространстве.
[1] Партия Народный фронт Молдавии была создана в 1989 году на базе Демократического движения и на выборах в феврале-марте 1990 года получила одну треть мест в Верховном Совете МССР.